Самоанализ урока
Учитель: Паршакова Т.А., МНОШ №2.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, представлен по ходу изучения темы «Времена года» в курсе окружающего мира по образовательной системе «Школа 2100».
Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Рутиан
Тема урока: «Весна: пробуждение природы». Изучение данной темы рассчитано на 4 урока. Это был первый урок.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с весенними изменениями в природе.
Задачи: 1. Познакомить с характерными признаками весны в неживой природе.
2. Формировать целостный образ весны средствами предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Музыка».
3. Учить наблюдать признаки весны в неживой природе на всём её протяжении.
4. Определять последовательность событий в природе и их связи.
5. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группе.
6. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
7. Развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью природы.
8. Воспитывать эстетический вкус детей, любовь и бережное отношение к природе.
9. Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные
На уроке формировала УУД:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в малых группах учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, для работы в группе репродукция картины художника А.К. Саврасова, И.И. Левитана, карточки с текстами для групп, солнышки для рефлексии; 2 баночки с веточками с водой и баночка с веточкой без воды. Картинка Солнышка. Карточки с признаками весны в неживой природе.
Формы работы: групповая (в том числе и парная), фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок открытия нового знания. Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационную технологию, проблемно-диалогическую, метод исследования, здоровьесберегающую.
На уроке учитывала возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включила приёмы обучения школьников универсальным учебным действиям. Применила деятельностный метод обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Так при организации деятельности на предмет готовности к уроку учащихся использовала приём установки тактильного контакта с соседом по парте.
С целью введения учащихся в тему урока включила приём побуждающего диалога в форме загадки. Учащиеся попытались сформулировать тему урока сами. На этом этапе шла работа над формированием регулятивных УД, а именно: умение принимать и сохранять цель и задачи урока.
С помощью вопроса Мудрой Совы перед учащимися была поставлена учебная задача, которую необходимо было решить на уроке. Предварительно младшим школьникам было дано задание: провести исследовательскую работу. Веточки деревьев нужно было поместить в разные условия. На данном этапе открытия нового знания урока учащимся необходимо было проанализировать, сравнить, обобщить и сделать выводы. Выдвинуть гипотезу, что же всё-таки повлияло на развитие растений. Формировались познавательные УУД, а именно, логические: сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей.
С целью расширения знаний по теме была организована групповая работа. На этапе открытия новых знаний формировалось умение находить информацию из разных источников, формировались коммуникативные УУД - доносить свою позицию, понимать других, умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать по предложенному плану, распределять роли, слушать и слышать друг друга, договариваться. Учащимся были предложены тексты писателей и поэтов, репродукции картин художников, фотографии, таким образом, осуществлялись межпредметные связи. Средствами предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Музыка» пыталась формировать целостный образ весны в неживой природе. На основе художественных текстов и репродукций, музыки, собственных наблюдений за природой, стихотворений собственного сочинения развивала чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью природы. Каждая группа демонстрировала итог своей работы, в ходе которой на доске появились признаки весны в неживой природе. Учащиеся делали самостоятельно выводы, опираясь на опорные схемы-вопросы. Первоклассники продемонстрировали умение переработать информацию (отбирать, выделять, обобщать) и донести её. Формировала умение строить логические цепи рассуждений.
С целью обобщения материала была использована фронтальная работа, где предлагалось учащимся исключить лишнее и установить последовательность событий в природе и их связи. Здесь также формировались познавательные УУД: общеучебные, логические. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. С целью повышения мотивации и поддержания познавательного интереса к учению, старалась создать ситуацию успеха. Учебный материал был подобран по принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Уделяла внимание и здоровью младших школьников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведена физкультминутка. На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной активности одних и пассивности других. Мои усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешно обучаться. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей. На примере репродукций картин известных художников и фотографий формировала основы безопасного поведения учащихся во время ледохода и половодья. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Домашнее задание было разноуровневым, дано на выбор. Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики с удовольствием под музыку П.И. Чайковского из альбома «Времена года» выразили своё отношение к уроку, дорисовав лучи к солнышку. Ярко прослеживалась цель раскрытия красоты природы весной. А также учила детей наблюдать признаки весны в неживой природе на всём её протяжении.
Поставленные задачи удалось реализовать т.к. вместо суммы знаний урок нацелен на развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. Урок направлен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных: умение работать в группе, умение доказывать свои суждения, анализировать, делать выводы, строить умозаключения.
Выводы:
1. Предметные и метапредметные результаты решались в комплексе.
2. Урок открытия нового знания цели своей достиг.
3 апреля, 2013 г.