kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: «Первоцветы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира спроектирован в нестандартной форме организации учебно-воспитательного процесса – «Мастерская». В данном случае использован один из видов мастерской – мастерская построения знаний.

 Эта форма урока пришла к нам в 1990 году с педагогами из французской группы «Новое образование» и за несколько лет превратилась в русскую мастерскую, благодаря стараниям петербургских учителей.

 Мастерская – это не место, не территория, а событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени люди мастерят – конструируют, строят свои знания.

 Цель этой педагогической технологии – введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.

 В структуру урока входят следующие компоненты технологии:

? настрой;

  индуктор – условия для запроса информации;?

  самоконструкция – фиксирование вопросов,? «услышанных в своей голове»;

  социоконструкция (создание модели или? минипроекта в группе);

  межгрупповая социализация (презентация? моделей, минипроектов);

  рефлексия.?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мельникова О.В.»

Учитель: Мельникова Оксана Витальевна


Урок окружающего мира

по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Первоцветы»

1 класс


Урок окружающего мира спроектирован в нестандартной форме организации учебно-воспитательного процесса – «Мастерская». В данном случае использован один из видов мастерской – мастерская построения знаний.

Эта форма урока пришла к нам в 1990 году с педагогами из французской группы «Новое образование» и за несколько лет превратилась в русскую мастерскую, благодаря стараниям петербургских учителей.

Мастерская – это не место, не территория, а событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени люди мастерят – конструируют, строят свои знания.

Цель этой педагогической технологии – введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.

В структуру урока входят следующие компоненты технологии:

 настрой;

индуктор – условия для запроса информации;

самоконструкция – фиксирование вопросов, «услышанных в своей голове»;

социоконструкция (создание модели или минипроекта в группе);

межгрупповая социализация (презентация моделей, минипроектов);

рефлексия.


Тема: «Куда спешит подснежник?»

Цель:

дать научное обоснование раннему цветению «первоцветов».

Задачи:

создать условия для формирования таких компетентностных начал, как:

а)информационное (умение добывать информацию, анализировать ее, передавать);

б)регулятивное (ставить цель, умение планировать, оценивать свои действия);

в) культурологическое - познавательное (как опыт освоения учеником научной картины мира);

г) коммуникативное (умение кооперироваться с партнерами для выполнения общего дела, проявлять уважение и такт в работе с товарищами);

д)личностное (умение быть наблюдательным, логически мыслить, развивать воображение и др.


Ход урока.


А. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Позвольте мне присоединиться к вашему дружному коллективу и провести этот урок окружающего мира с вами.

Садитесь – девочки, садитесь – мальчики.

Б. Настрой (весеннее настроение).

Ребята, хочу вас спросить – а вы любите мультфильмы? А у кого какой мультик любимый – расскажите.

У меня тоже есть свой любимый мультфильм. Я предлагаю посмотреть отрывок из этого мультфильма – сказки. Ваша задача – постараться узнать, что это за сказка.

Сказка «Двенадцать месяцев». Видеофрагмент.

Мачеха, услышав о приказе, отправляет падчерицу в лес в ночь перед новым годом за подснежиками…

У: - Какая это сказка?

Д: - «Двенадцать месяцев».

У: - Что было дальше?

- Набрала ли падчерица подснежников?

Д: - Набрала.

У: - А можно ли на самом деле набрать зимой в лесу подснежников?

Д: - Нет.

У: - А в какое время года можно увидеть подснежники?

Д: - Весной.

У: - Кто даёт команду растениям зацветать?

Д: - ...

У: - Послушайте стихотворение. Может, оно подскажет вам ответ на этот вопрос. Слайд – картинка солнечной весны

Лишь весна придёт

В рощу, поле…

Всё трепещет и поёт поневоле.

Солнце светит высоко,

Дни длиннее,

Сразу стало нам светло и теплее.

Д: - Солнце, длинные дни, тёплый воздух.

У: - Как можно назвать одним словом растения, которые зацветают ранней весной, вперёд всех?

(«Раннецветущие» или «первоцветы»)

У: - Почему они зацветают первыми?

- А давайте ответ на этот вопрос поищем вместе.

У: - Итак, на какой вопрос мы будем искать ответ?

Д: - Почему подснежники зацветают первыми?

Я предлагаю назвать наш урок:

СЛАЙД - вопрос на доске: «Куда спешит подснежник?»

В. Самоконструкция – фиксирование вопросов, «услышанных в своей голове».

У: - Отчего-то люди все растения, которые расцветают рано, привыкли называть одинаково - подснежники. А ведь у каждого из них есть своё название.

Презентация "Первоцветы"

Комментарии к фото.

1. Подснежник – Галантус, что означает «молочный цветок».

2. Сон-трава или прострел. Стебель и листья этого растения покрыты мягкими нежными волосками. Цветы бывают белыми и фиолетовыми.

3. Мать-и-мачеха. «По весне эти жёлтые цветочки, как солнечные капельки, ярко светятся посреди прошлогодней травы. С одуванчиком этот цветок не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастут, а потом цветы появятся. А у этого растения наоборот».

Работа с интерактивной доской.

А СЕЙЧАС, РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ – КАК ВАМ УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ НАЗВАНИЯ ПЕРВОЦВЕТОВ И ИХ ВНЕШНИЙ ВИД. У нас на слайде названия и фотографии первоцветов находятся в беспорядке – давайте наведём порядок! ПОПРОБУЙТЕ СОЕДИНИТЬ КАРТИНКУ ЦВЕТКА С ЕГО НАЗВАНИЕМ. КТО САМЫЙ СМЕЛЫЙ?

МОЛОДЦЫ!

СЛАЙ – пчела на цветке

У: - Что заметили?)

Д: - ...цветок с пчелой в середине ... на цветке пчела ...

У: - Зачем на цветок села пчёлка?

Д: - Пить нектар.

У: - Учёные, которые изучают природу, говорят, что цветок и насекомое как одна семья. Почему?

Д: - …живут вместе, …не могут жить друг без друга…

У: - То, что насекомое не может жить без цветка – понятно. Но почему цветок не может обойтись без насекомого?

Г. Индуктор – условия для запроса информации.

У: - Я приготовила для вас интересную информацию. Возьмите розовые листы, прочитайте то, что там написано. Текст приготовлен по одному на пару – читаем в парах.

Д: (читают)

У: - Что узнали?

ВОПРОСЫ:

Для чего цветам нужны пчёлы?

Каким образом они опыляют цветы?

Что получается из цветов?

А из семян?

Текст на карточках

Пчёлы опыляют цветы. Они переносят на своих лапках пыльцу с цветка на цветок. Поэтому из цветка получается плод с семенами. А из семян появляются молодые растения.

ФИЗМИНУТКА

Коль речь у нас зашла о пчёлах – представьте, что вы маленькие пчёлки и сейчас вы спите в своих домиках-ульях.

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

А теперь придется встать,

Тихо сесть и продолжать.

СЛАЙД ПОЛЯНКИ

У: - Посмотрите, какую полянку я сделала для насекомых. Здесь много ярких больших цветов.

СЛАЙД КАК НА ЦВЕТЫ ПРИЛЕЛЕЛИ ПЧЁЛЫ (только на яркие большие цветы)

Д: - Прилетели пчёлки.

У: - Что же получается, ни на один подснежник не села пчёлка. Почему?

Д: - ...они маленькие... невзрачные... их плохо видно среди ярких цветов...

У: - Но эти маленькие цветочки тоже ждут своих насекомых. Что же им делать? Вспомните, как мы назвали наш урок?

Д: - Торопиться...

У: - Как торопиться?

Д: - Зацвести раньше всех. Когда нет других цветов.

А сейчас я предлагаю:

У: - Давайте сделаем такую полянку, на которой пчёлка заметит подснежник.

Д. Социоконструкция (создание модели или минипроекта в группе)

Работа в группах.

Из предложенного в пакете материала - больших зеленых листьев и тонких травинок из бумаги, нежных бумажных подснежников, ярких цветов и др. - каждая группа конструирует свою полянку.

Готовые "полянки" ребята прикрепляют к доске и готовятся к презентации.

Каждой группе нужно вспомнить название своего первоцвета.

Е. Межгрупповая социализация (презентация моделей, минипроектов).

У: - Оцените работы своих товарищей.

Д: (оценивают) поаплодировать.

У: - Есть вопросы?

У: - Ребята, я предлагаю вернуться к вопросу урока: куда же спешит подснежник и его собратья первоцветы?

Д: (отвечают)

У: - Конечно, он торопится расцвести раньше всех для того, чтобы его пчёлка заметила, а не для того, чтобы мы его сорвали. К сожалению, подснежников становится всё меньше. Люди безжалостно срывают эти нежные прелестные цветы. А ведь подснежник в неволе простоит не более одного дня. Потом погибнет, так и не оставив семян. И на следующий год не вырастут новые подснежники.

Давайте вспомним, когда вы идёте в школу или из школы домой – по дороге вам встречаются вот такие знаки ( показать дорожный запрещающий знак).

Для чего они нужны? Эти знаки окаймляются красным цветом. И предназначены они, чтобы показывать водителям и пешеходам, что в этом месте запрещены какие либо действия. И называются такие знаки – ЗАПРЕЩАЮЩИЕ,

Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем сделать запрещающий знак для людей, которые собираются сорвать первоцветы. Каждая группа создаст из заготовок свой знак и прикрепит его к своей работе. А пока работаете в группе – постарайтесь понять, что обозначает ваш знак.

Презентация запрещающих знаков по группам – объяснение значения своего знака для одноклассников.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Постарайтесь нарисовать рисунок первоцвета и принесите его на следующий урок в класс – и у вас получится выставка из первоцветов, частичка весны.

Ж. Рефлексия.

Рефлексия осуществляется с помощью двух оценочных корзин – с помощью весёлого и грустного СМАЙЛИКОВ (мне было интересно, я скучал), куда дети по очереди складывают макеты подснежников, выбирая корзину.

- Помните, с чего начался наш урок? С отрывка из мультфильма - как злая мачеха послала свою падчерицу за подснежниками. Давайте и мы соберём корзинку подснежников. Только корзинки у нас не обычные: они будут оценивать ваше настроение на уроке. Если вам всё удалось и понравилось, положите подснежник в корзинку с весёлым смайликом. А если на уроке что – то пошло не совсем удачно можно положить свой подснежник в корзинку с грустным смайликом.

Обратите внимание, что наши подснежники из бумаги – мы не навредим природе, а только оценим свою работу с помощью этих цветов.

Корзину с грустным смайликом я оставлю себе, чтобы проанализировать наш урок. А корзину с весёлым смайликом, наполненную вашими положительными эмоциями я дарю вам! Пусть у вас всегда будет частичка весны, весеннего настроения!

У: - Ребята, спасибо за урок. Мне было очень интересно работать с вами!



Просмотр содержимого презентации
«к уроку»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: «Первоцветы»

Автор: Мельникова Оксана Витальевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250546


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства