Учитель: Мельникова Оксана Витальевна
Урок окружающего мира
по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Первоцветы»
1 класс
Урок окружающего мира спроектирован в нестандартной форме организации учебно-воспитательного процесса – «Мастерская». В данном случае использован один из видов мастерской – мастерская построения знаний.
Эта форма урока пришла к нам в 1990 году с педагогами из французской группы «Новое образование» и за несколько лет превратилась в русскую мастерскую, благодаря стараниям петербургских учителей.
Мастерская – это не место, не территория, а событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени люди мастерят – конструируют, строят свои знания.
Цель этой педагогической технологии – введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.
В структуру урока входят следующие компоненты технологии:
настрой;
индуктор – условия для запроса информации;
самоконструкция – фиксирование вопросов, «услышанных в своей голове»;
социоконструкция (создание модели или минипроекта в группе);
межгрупповая социализация (презентация моделей, минипроектов);
рефлексия.
Тема: «Куда спешит подснежник?»
Цель:
дать научное обоснование раннему цветению «первоцветов».
Задачи:
создать условия для формирования таких компетентностных начал, как:
а)информационное (умение добывать информацию, анализировать ее, передавать);
б)регулятивное (ставить цель, умение планировать, оценивать свои действия);
в) культурологическое - познавательное (как опыт освоения учеником научной картины мира);
г) коммуникативное (умение кооперироваться с партнерами для выполнения общего дела, проявлять уважение и такт в работе с товарищами);
д)личностное (умение быть наблюдательным, логически мыслить, развивать воображение и др.
Ход урока.
А. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Позвольте мне присоединиться к вашему дружному коллективу и провести этот урок окружающего мира с вами.
Садитесь – девочки, садитесь – мальчики.
Б. Настрой (весеннее настроение).
Ребята, хочу вас спросить – а вы любите мультфильмы? А у кого какой мультик любимый – расскажите.
У меня тоже есть свой любимый мультфильм. Я предлагаю посмотреть отрывок из этого мультфильма – сказки. Ваша задача – постараться узнать, что это за сказка.
Сказка «Двенадцать месяцев». Видеофрагмент.
Мачеха, услышав о приказе, отправляет падчерицу в лес в ночь перед новым годом за подснежиками…
У: - Какая это сказка?
Д: - «Двенадцать месяцев».
У: - Что было дальше?
- Набрала ли падчерица подснежников?
Д: - Набрала.
У: - А можно ли на самом деле набрать зимой в лесу подснежников?
Д: - Нет.
У: - А в какое время года можно увидеть подснежники?
Д: - Весной.
У: - Кто даёт команду растениям зацветать?
Д: - ...
У: - Послушайте стихотворение. Может, оно подскажет вам ответ на этот вопрос. Слайд – картинка солнечной весны
Лишь весна придёт
В рощу, поле…
Всё трепещет и поёт поневоле.
Солнце светит высоко,
Дни длиннее,
Сразу стало нам светло и теплее.
Д: - Солнце, длинные дни, тёплый воздух.
У: - Как можно назвать одним словом растения, которые зацветают ранней весной, вперёд всех?
(«Раннецветущие» или «первоцветы»)
У: - Почему они зацветают первыми?
- А давайте ответ на этот вопрос поищем вместе.
У: - Итак, на какой вопрос мы будем искать ответ?
Д: - Почему подснежники зацветают первыми?
Я предлагаю назвать наш урок:
СЛАЙД - вопрос на доске: «Куда спешит подснежник?»
В. Самоконструкция – фиксирование вопросов, «услышанных в своей голове».
У: - Отчего-то люди все растения, которые расцветают рано, привыкли называть одинаково - подснежники. А ведь у каждого из них есть своё название.
Презентация "Первоцветы"
Комментарии к фото.
1. Подснежник – Галантус, что означает «молочный цветок».
2. Сон-трава или прострел. Стебель и листья этого растения покрыты мягкими нежными волосками. Цветы бывают белыми и фиолетовыми.
3. Мать-и-мачеха. «По весне эти жёлтые цветочки, как солнечные капельки, ярко светятся посреди прошлогодней травы. С одуванчиком этот цветок не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастут, а потом цветы появятся. А у этого растения наоборот».
Работа с интерактивной доской.
А СЕЙЧАС, РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ – КАК ВАМ УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ НАЗВАНИЯ ПЕРВОЦВЕТОВ И ИХ ВНЕШНИЙ ВИД. У нас на слайде названия и фотографии первоцветов находятся в беспорядке – давайте наведём порядок! ПОПРОБУЙТЕ СОЕДИНИТЬ КАРТИНКУ ЦВЕТКА С ЕГО НАЗВАНИЕМ. КТО САМЫЙ СМЕЛЫЙ?
МОЛОДЦЫ!
СЛАЙ – пчела на цветке
У: - Что заметили?)
Д: - ...цветок с пчелой в середине ... на цветке пчела ...
У: - Зачем на цветок села пчёлка?
Д: - Пить нектар.
У: - Учёные, которые изучают природу, говорят, что цветок и насекомое как одна семья. Почему?
Д: - …живут вместе, …не могут жить друг без друга…
У: - То, что насекомое не может жить без цветка – понятно. Но почему цветок не может обойтись без насекомого?
Г. Индуктор – условия для запроса информации.
У: - Я приготовила для вас интересную информацию. Возьмите розовые листы, прочитайте то, что там написано. Текст приготовлен по одному на пару – читаем в парах.
Д: (читают)
У: - Что узнали?
ВОПРОСЫ:
Для чего цветам нужны пчёлы?
Каким образом они опыляют цветы?
Что получается из цветов?
А из семян?
Текст на карточках
Пчёлы опыляют цветы. Они переносят на своих лапках пыльцу с цветка на цветок. Поэтому из цветка получается плод с семенами. А из семян появляются молодые растения.
ФИЗМИНУТКА
Коль речь у нас зашла о пчёлах – представьте, что вы маленькие пчёлки и сейчас вы спите в своих домиках-ульях.
Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).
А теперь придется встать,
Тихо сесть и продолжать.
СЛАЙД ПОЛЯНКИ
У: - Посмотрите, какую полянку я сделала для насекомых. Здесь много ярких больших цветов.
СЛАЙД КАК НА ЦВЕТЫ ПРИЛЕЛЕЛИ ПЧЁЛЫ (только на яркие большие цветы)
Д: - Прилетели пчёлки.
У: - Что же получается, ни на один подснежник не села пчёлка. Почему?
Д: - ...они маленькие... невзрачные... их плохо видно среди ярких цветов...
У: - Но эти маленькие цветочки тоже ждут своих насекомых. Что же им делать? Вспомните, как мы назвали наш урок?
Д: - Торопиться...
У: - Как торопиться?
Д: - Зацвести раньше всех. Когда нет других цветов.
А сейчас я предлагаю:
У: - Давайте сделаем такую полянку, на которой пчёлка заметит подснежник.
Д. Социоконструкция (создание модели или минипроекта в группе)
Работа в группах.
Из предложенного в пакете материала - больших зеленых листьев и тонких травинок из бумаги, нежных бумажных подснежников, ярких цветов и др. - каждая группа конструирует свою полянку.
Готовые "полянки" ребята прикрепляют к доске и готовятся к презентации.
Каждой группе нужно вспомнить название своего первоцвета.
Е. Межгрупповая социализация (презентация моделей, минипроектов).
У: - Оцените работы своих товарищей.
Д: (оценивают) поаплодировать.
У: - Есть вопросы?
У: - Ребята, я предлагаю вернуться к вопросу урока: куда же спешит подснежник и его собратья первоцветы?
Д: (отвечают)
У: - Конечно, он торопится расцвести раньше всех для того, чтобы его пчёлка заметила, а не для того, чтобы мы его сорвали. К сожалению, подснежников становится всё меньше. Люди безжалостно срывают эти нежные прелестные цветы. А ведь подснежник в неволе простоит не более одного дня. Потом погибнет, так и не оставив семян. И на следующий год не вырастут новые подснежники.
Давайте вспомним, когда вы идёте в школу или из школы домой – по дороге вам встречаются вот такие знаки ( показать дорожный запрещающий знак).
Для чего они нужны? Эти знаки окаймляются красным цветом. И предназначены они, чтобы показывать водителям и пешеходам, что в этом месте запрещены какие либо действия. И называются такие знаки – ЗАПРЕЩАЮЩИЕ,
Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем сделать запрещающий знак для людей, которые собираются сорвать первоцветы. Каждая группа создаст из заготовок свой знак и прикрепит его к своей работе. А пока работаете в группе – постарайтесь понять, что обозначает ваш знак.
Презентация запрещающих знаков по группам – объяснение значения своего знака для одноклассников.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Постарайтесь нарисовать рисунок первоцвета и принесите его на следующий урок в класс – и у вас получится выставка из первоцветов, частичка весны.
Ж. Рефлексия.
Рефлексия осуществляется с помощью двух оценочных корзин – с помощью весёлого и грустного СМАЙЛИКОВ (мне было интересно, я скучал), куда дети по очереди складывают макеты подснежников, выбирая корзину.
- Помните, с чего начался наш урок? С отрывка из мультфильма - как злая мачеха послала свою падчерицу за подснежниками. Давайте и мы соберём корзинку подснежников. Только корзинки у нас не обычные: они будут оценивать ваше настроение на уроке. Если вам всё удалось и понравилось, положите подснежник в корзинку с весёлым смайликом. А если на уроке что – то пошло не совсем удачно можно положить свой подснежник в корзинку с грустным смайликом.
Обратите внимание, что наши подснежники из бумаги – мы не навредим природе, а только оценим свою работу с помощью этих цветов.
Корзину с грустным смайликом я оставлю себе, чтобы проанализировать наш урок. А корзину с весёлым смайликом, наполненную вашими положительными эмоциями я дарю вам! Пусть у вас всегда будет частичка весны, весеннего настроения!
У: - Ребята, спасибо за урок. Мне было очень интересно работать с вами!