Урок окружающего мира. УМК «Школа России». 1 класс
Учитель: Михальченко Екатерина Викторовна
Раздел: Почему и зачем?
Тема: Зачем нам телефон и телевизор?
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель: формирование представления о современных средствах связи и массовой информации.
Задачи:
Образовательные: создание условий для формирования представлений о современных средствах связи и массовой информации (телефон, телевизор, почта, радио, телеграф, пресса, Интернет).
Развивающие: создание условий для развития умений классифицировать, обобщать и делать выводы, умений работать с текстами, анализировать их; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств; организация практической деятельности, в ходе которой учащиеся смогут разграничить понятия средства связи и средства массовой информации.
Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, для успешной коммуникации при работе в группах, осознание важности средств связи и информации, воспитывать правильное обращение со средствами информации и связи, в целях сохранения своего здоровья.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: узнают: о средствах связи и средствах массовой информации; научатся: различать средства связи и средства массовой информации; получат возможность научиться: произвольно строить речевое высказывание в устной форме; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; прислушиваться к мнению окружающих; использовать речь для решения различных коммуникативных задач; проявлять познавательную инициативу.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о средствах массовой информации; логические – осуществление поиска необходимой информации.
Личностные: понимают значение знаний о средствах связи и информации для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир, 1 класс, 2 часть» А.А. Плешаков, презентация, листы А4, карандаши, клей, памятки, картинки для практической работы.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, проблемный, наблюдение, обсуждение с целью обобщения / индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы орг-ции совзаимо-действия | УУД |
I.Организационный момент | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала. | Цель: проверка готовности к уроку, настроя на работу. Вы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работайте старательно, слушайте внимательно. Невозможно без вниманья получить образованье! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Л.: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной деятельности. Р.: умеют быстро включаться в работу |
II. Постановка темы и задач урока | Постановка учебной задачи | Цель: подведение детей к формированию темы и постановке задач урока. - Посмотрите, по итогу прошлой темы урока, какая выставка машин у нас получилась. - На одной из этих машин к нам приехали наши герои: (слайд) Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха и передали вам письмо. Послушайте его. - Когда отмечают День Победы? Что это за праздник? Вывод: День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась 4 года. Отмечается 9 мая каждого года. - Как мы можем сообщить о конкурсе всем ребятам нашего города? - Можно ли нарисовать всё, что вы пожелаете в рисунке? - Где вы будете искать нужную информацию? Чтобы передать информацию, люди пользуются разными средствами связи. Чтобы узнать о событиях в стране, найти нужный материал, мы обращаемся к различным средствам массовой информации. (слайд) Посмотрите на слайд и подумайте, как эти предметы могут быть связаны с темой урока? - Правильно, тема урока: Зачем нам телефон и телевизор? - Что на уроке мы должны узнать и чему научиться? - Откройте учебник на стр. 58 и посмотрите, какую цель ставит перед нами Муравей Вопросик. | Слушают послание героев, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. | Ф | П.: формулирование познавательной цели Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л.: способны к решению проблем, с опорой на жизненный опыт |
III. Аналитико – синтетическая работа | 1.Классификация предметов. Мини-проекты | Цель: формирование умения классифицировать предметы на средства связи и информации. - У вас на столах лежат листы, маленькие конверты с картинками и клей. - Достаньте картинки из конверта. - Я буду загадывать загадку, вы отгадку-картинку должны наклеить на лист. Слева, если считаете, что это средство связи. Справа, если думаете, что это средство информации. Вывешиваем на доску - В конце урока мы с вами вернемся к вашим работам. | Отгадывают загадки, распределяют предметы на две группы | Г | Р.: умение классифицировать К.: умение работать в группе, принимая чужую точку зрения |
| 2. Физкультминутка | Цель: сохранение и укрепление здоровья. Музыкальная физминутка. | Дети повторяют движения | И | |
| 3. Извлечение необходимой информации | Цель: формирование умения работать с информацией - Сейчас мы более подробно узнаем о каждом предмете. Выберете по одному человеку из группы. Подойдите ко мне и вытянете то, о чем вам нужно будет рассказать. - Каждой группе нужно изучить информацию и ответить на вопросы. На работу у вас 4 минуты. (слайды) 1 группа – ТЕЛЕФОН 2 группа – ТЕЛЕВИЗОР 3 группа – ПРЕССА (ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ) 4 группа – ИНТЕРНЕТ 5 группа – ПОЧТА 6 группа – РАДИО 7 группа – ТЕЛЕГРАФ - Заберите свои листы, исправьте ошибки, если они у вас есть с помощью стрелки. Посчитайте количество ошибок и запишите на листе. - Кто не допустил не одной ошибки? У кого одна? Две? Больше двух? ЧТЕНИЕ ВЫВОДА НА СТР. 59 | Изучают информацию, отвечают на вопросы (что такое…., к какой группе относится), исправляют ошибки в своих работах, читают вывод в учебнике. | Г | П.: осознанно читать текст, работать с текстом, К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л: готовность слушать собеседника, поддерживать разговор. |
IV. Закрепление изученного материала | 1. Составление памятки | Цель: составление памятки, для сохранения здоровья при работе со средствами связи и информации - С помощью средств связи, мы узнаём о жизни наших друзей, родственников. Можем сообщить необходимую информацию, попросить о помощи. Благодаря средствам массовой информации мы можем найти необходимый материал, узнать о новостях страны, города. Но если не соблюдать некоторые правила, можно навредить своему здоровью. Я предлагаю вам составить памятки, выбрав в скобках нужное слово. Каждый работает самостоятельно, но можно попросить помощь у ребят своей группы, если затрудняетесь. - Проверим, что у вас получилось. | Составляют памятку | И Ф | П.: извлечение необходимой информации |
V. Подведение итогов. | Рефлексия | Цель: Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация нового знания. - Вернемся к цели урока. (слайд) Справились ли мы с ней? - Так как нам можно сообщить всем ребятам нашего города о конкурсе? - На ваших листах по краям наклеены кружочки. Если вам урок понравился, вы со всеми заданиями справились – раскрасьте зелёным цветом. Если урок не понравился, вы испытывали затруднения – то красным цветом. Вывешиваем на доску. | Рефлексия. Анализируют свою работу, высказывают свои впечатления. | Ф И | Л.: учить самооценке своих действий |
Внеурочная самостоятельная деятельность | Поиск информации | Наши герои предлагают найти интересную информацию в газете или другом источнике и на следующем уроке со всеми поделиться. | | | |
Приложение
1. Текст письма
Уважаемые ребята!
Приближается великий праздник День Победы!
Предлагаем Вам принять участие в конкурсе детских рисунков «Краски Победы».
Работы необходимо предоставить до 25 апреля.
Передайте информацию всем ребятам вашего города.
.2. Загадки
Что за чудо, что за ящик? Сам – певец и сам – рассказчик И к тому же заодно, Демонстрирует кино (телевизор) | Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там (телефон) | Чтоб узнать про то и это, В руки мы берём (газету) |
Я синего цвета, Вишу на стене. И много приветов Хранится во мне (почтовый ящик) | Слово новое Инет Означает (интернет) | По волне, волне, волне Плывёт музыка ко мне (радио) |
«Дядя Фёдор, на крыльцо! Вот Вам, Фёдор, письмецо. Вам прислала это мама, а от папы ….(телеграф.) Прибор, с помощью которого отправляют телеграмму называется телеграф. |
3. Информационные листы
ТЕЛЕФОН Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Телефон – это аппарат, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают необходимую информацию. Телефоны бывают стационарные и мобильные. Вопросы: - Что такое телефон? - Телефон это средство связи или средство массовой информации? Почему? | ПРЕССА (журналы и газеты) Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Пресса – это массовая периодическая печать. С помощью газет и журналов можно найти необходимый материал, узнать о новых событиях в стране, подать или прочитать объявления своего города. Вопросы: - Что такое пресса? - Пресса это средство связи или средство массовой информации? Почему? | ТЕЛЕВИЗОР Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Телевизор – это аппарат для приема телевизионных передач. По телевизору можно посмотреть фильмы, познавательные программы или узнать новости города, страны. Вопросы: - Что такое телевизор? - Телевизор это средство связи или средство массовой информации? Почему? |
ПОЧТА Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Почта – это учреждение, предназначенное для пересылки и доставки писем. Письмо можно отправить как по России, так и за границу. Нужны специальные марки. Вопросы: - Что такое почта? - Почта это средство связи или средство массовой информации? Почему? | ТЕЛЕГРАФ Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Телеграф – это система связи для быстрой передачи сообщений по проводам. С помощью телеграфа можно отправить телеграмму в другой город. Вопросы: - Что такое телеграф? - Телеграф это средство связи или средство массовой информации? Почему? | ИНТЕРНЕТ Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Интернет – всемирная система компьютерных сетей. С помощью интернета можно общаться с людьми, а также находить нужную информацию, узнавать новости в стране и мире. Вопросы: - Что такое интернет? - Интернет это средство связи или средство массовой информации? Почему? |
РАДИО Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы. Радио – это звуковая передача на расстояние, при помощи различных радиостанций. По радио можно передать нужную информацию или услышать объявления, новости города. Вопросы: - Что такое радио? - Радио это средство связи или средство массовой информации? Почему? | | |
4. Памятка
1. Близко смотреть телевизор (можно, нельзя).
2. Радио нужно слушать (негромко, очень громко).
3. За компьютером можно сидеть (недолго, долго).
4. Телефон носить в кармане (нельзя, можно).
5. Читать газеты нужно (при свете, в темноте).