Урок окружающего мира "Какая бывает промышленность" в 3 классе (ТРКМ)
Урок окружающего мира "Какая бывает промышленность" в 3 классе (ТРКМ)
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Какая бывает промышленность" построен на приёмах технологии критического мышления: прём "Ассоциации", "Кластер", таблица "ЗХУ", Синквейн. Присутствие разнообразных форм работы, это работа в парах, группах, самооценка, позволило достичь поставленных целей урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) То, что необходимо людям для жизни. (Потребности).
2) Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика).
3)Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.( Товары).
4)Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить свои потребности.(Услуги).
5)Главная потребность человека. Он необходим для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд).
6)Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные – как всё это называется? (Природные богатства).
7) Составная часть экономики.(Отрасль).
8) С какой отраслью мы познакомились на прошлом уроке? (Животноводство).
Викторина о домашних животных ( слайды)
3)Актуализация знаний.
Учитель: -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, посмотрите на свои таблицы, которые лежат у каждого на парте. Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы». Перед вами таблица, которую попробуйте заполнить только словами «да» или «нет» .Заполняем только первый столбик. Итак, начинаем:
Приём «Верите ли вы, что…»
Вопрос
В начале урока
В конце урока
1. Промышленность производит большую часть товаров для людей?
2. Производством космических кораблей может заниматься одна из отраслей промышленности?
3.Электричество может вырабатываться на гидроэлектростанциях?
4.Современной отраслью промышленности является электронная промышленность?
5.Химия – это наука о веществах?
К этой таблице мы вернёмся в конце урока, сравним ваши ответы и подведём итоги. А спросить я хочу вот о чём. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти вопросы? О чём мы будем говорить сегодня? ( о промышленности). Откуда такой вывод? Что такое, по-вашему, промышленность?
-Сегодня мы поговорим о промышленности, как одной из важнейших отраслей экономики.
4). Приём «Ассоциации».
-Какие ассоциации со словом промышленность у вас возникают?
-Откуда вы это знаете?
5). Приём «Кластер».
-Составьте вместе с соседом по парте кластер со словом «Промышленность». Поделитесь с ним своими знаниями.
(один ученик составляет кластер за ПК).
-Какие мысли пришли вам на ум, связанные с этим словом?
ll. Стадия осмысления.
1).Приём «ЗХУ»(Знаю, хочу узнать, узнал».
-Давайте заполним с своих тетрадках таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал».
– Что вы уже знаете о промышленности?
–Откуда к вам пришли эти знания?
- Что бы хотелось узнать о промышленности?
-Сегодня мы познакомимся с различными отраслями промышленности и что они производят.
2) Получение новой информации.
-Ребята нашего класса подготовили новую информацию по нашей теме, давайте послушаем их. После каждого выступления зафиксируйте полученную информацию в свою таблицу в тетради о том, что вы узнали.
Сообщение . Ученик 1.
Электроэнергетика
Закройте глаза! (выключает в классе свет) Что я сделал? (дети говорят: выключил свет). Наш свет – это электрическая энергия .Без электричества не смогут работать многие предприятия, фабрики, заводы. Мы настолько привыкли к электричеству, что когда в наших квартирах гаснет свет – отключаются все электрические приборы. Мы не можем посмотреть телевизор, включить стиральную машину, пылесос, компьютер и многое другое. А наши родители порой говорят, что без света, как без рук и не знают чем заняться. Уж очень важную роль оно играет в нашей жизни. А вы знаете, что электроэнергию производят на электростанциях. Электростанции бывают разных видов: гидроэлектростанции – ГЭС, тепловые электростанции – ТЭС и АЭС – атомные электростанции. Гидроэлектростанции строят на реках, и электричество вырабатывается за счёт сильного потока воды, падающего с плотины. На тепловых электростанциях электричество вырабатывается за счёт сжигания топлива: угля, природного газа, мазута.
Атомные электростанции работают на атомном, другими словами ядерном топливе. Итак, я вам рассказал об одной из важных отраслей промышленности – это ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА.
Ученик 2. Добывающая промышленность.
(показывает детям полезные ископаемые и спрашивает)
-Что это у меня, вы знаете? Всеми этими полезными ископаемыми: нефтью, углём, природным газом и другими обеспечивает экономику добывающая промышленность. Таким образом, запоминайте, одной из важных отраслей промышленности является ДОБЫВАЮЩАЯ промышленность.
Ученик 3. Машиностроение.
(показывает презентацию со слайдами машин и механизмов)
-Ещё одна отрасль промышленности – это МАШИНОСТРОЕНИЕ. Различные механизмы, стиральные машины, пылесосы, легковые и грузовые автомобили, морские и речные суда, самолёты, тракторы и комбайны, оружие и военную технику – всё это производит МАШИНОСТРОЕНИЕ.
Учитель: -Есть, ребята ещё одна интересная отрасль, которая обеспечивает нашу экономику металлами. Особенно много выплавляется стали. Эта отрасль называется МЕТАЛЛУРГИЯ.
Видеофильм о выплавке стали .
Музыкальная физминутка.
3) Работа в группах
Учитель: А, теперь, объединитесь в свои группы, откройте учебник на страницах 60-62 и вместе найдите те отрасли промышленности, о которых ещё не знаете. Не забывайте записывать информацию в таблицу.
(Выступление от каждой группы об ЭЛЕКТРОННОЙ, ЛЁГКОЙ,ХИМИЧЕСКОЙ и ПИЩЕВОЙ промышленностях.)
Учитель: -Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, что у нас получилось в табличках. (дети зачитывают записи в тетрадках, один человек из группы).
4) Игра «Угадай».
Учитель: - У меня в руках волшебный сундучок, а в нём различные предметы. Вы достаёте предмет из сундучка и называете, какая отрасль промышленности изготавливает этот предмет.
-Молодцы! Спасибо большое.
5)Сообщение ученика о промышленности Новосибирской области
lll. Стадия рефлексии
1).Приём «Верите ли вы, что…»
-А теперь посмотрите на таблицу, которую заполняли в начале урока и заполните снова. (учитель зачитывает «Верите ли вы, что…». Посмотрите друг у друга. Что у вас получилось? (ответы детей).
2). Приём «Письмо по кругу».
Возьмите, пожалуйста, лист и запишите по кругу по 1 предложению всё, что вы сегодня запомнили на уроке о промышленности. (Ответы каждой группы.)
Работа в группах закончилась, садитесь, пожалуйста, на свои места.
-Посмотрите на «Кластер», заполненный в начале урока. Что можно было бы добавить в него? (заполняется «Кластер» зелёным маркером.
3) Выводы учащихся.
4)Лист самооценки.
Учитель: Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо. А вы сами попробуйте себя оценить и отметить тот балл, который соответствует вашей сегодняшней работе.
4.Мои ответы в таблице «Верите ли вы, что…» в начале и в конце урока совпадают.
1 2 3 4 5
5.Наша группа работала на…
1 2 3 4 5
6.Я выступал(а) на уроке и отвечал(а) на вопросы учителя.
1 2 3 4 5
7.Мне было комфортно на уроке.
1 2 3 4 5
8.Я узнал(а) много новой информации на уроке.
1 2 3 4 5
9.Я оцениваю свою работу на уроке на…
1 2 3 4 5
5) Отношение к уроку. Прошу вас показать своё отношение к уроку. Если понравился урок, то кулачок вверх пальчиком на доску прикрепите, а если нет, то вниз.
6) Домашнее задание: узнать у родителей, какие отрасли промышленности есть в нашем селе, и составить Синквейн со словом промышленность.