Наш рот домик звуков. В каждом доме есть двери. А в нашем – домике ротике их аж две. Одни – это губы. (Дети облизываются) Другие это зубы (Постучать) Есть, конечно, потолок – небо, стены – щеки (Языком прикоснуться) В нашем домике – ротике живет Язычок. Послушайте о нем сказку.
Сказка о веселом Язычке.
Жил – был на свете Язычок. Был у него свой дом – рот. Двери в доме, то закрываются, то открываются. Вот так!
Непоседливому Язычку не сиделось дома. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, посмотрел на улицу, а там дети катаются на качелях (Упражнения «Качели») Все выше и выше поднимаются качели.
Возвратившись к себе в домик, он услышал стук часов и захотел изобразить, как двигается маятник в часах (Упражнение «Маятник») Захотел наш Язычок покушать, чтобы сил набраться и он как Карлсон решил полакомиться вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»)
Наевшись, Язычок лег на диван, включил телевизор и увидел там лошадок, которые скакали по дороге.(Упражнение «Лошадка»)А потом Язычок решил потрудиться вместе с нами.
3. Актуализация опорных знаний.
- С какой интересной буквой вы познакомились на прошлом уроке?
Какие названия цветов, в которых слышатся эти звуки вы запомнили?(Роза, незабудка, зверобой, львиный зев, гортензия)
- Чем звук з отличается от других согласных? (У него первого появилась пара)
-Как мы называем такие согласные? (Парные согласные звуки)
- Назовите растения, в которых слышим с с (Сурепка, сирень, жасмин, душистый горошек, нарцисс) Дайте характеристику звуку с (Согласный, глухой твердый, глухой мягкий)
Как парные согласные з и с расположились на ленте букв? Почему так? (Звонкие согласные стоят в верхнем ряду. Глухие согласные – в нижнем ряду) Правильно называя буквы, перечислите согласные, которые обозначают звонкие звуки. А теперь назовите согласные, которые обозначают глухие звуки. Теперь каждый раз, как мы будем знакомиться с новой буквой и новым звуком, мы будем помнить и искать на ленте букв ее пару, но это будет не всегда. Отдельные согласные звуки не имеют пары и стоят на ленте букв в одиночестве.
Проверим свои знания. Прочитаем текст на с. 95 (Дети читают)
А герои каких сказок изображены у вас в учебниках? (Конек Горбунок, Кот в сапогах, Красная Шапочка)
А сегодня к нам на урок пришли герои других сказок. Что это за герои? (Белочка, Буратино, Бараны, Колобок, Бэтман) Какой общий звук мы слышим в именах этих героев?(б)
5. Работа по теме урока.
1) Произношение звука [б]
Обратите внимание как работает наш речевой аппарат. Губы плотно сжимаются и разрываются потоком воздуха. Поделим слово «баран» на слоги. Ба-ран (2 слога)Какая звуковая схема соответствует этому слову? Произнесем первый слог ба. Первый звук [б] – твердый, согласный. Теперь приложим руку к шее и еще раз произнесем звук [б] . Что вы чувствуете?(Чувствуем вибрацию в голосе, значит этот звук звонкий еще раз кто это?(Белка) Выделим первый звук [б’] – мягкий. Какой буквой или буквами мы обозначим звуки [б] [б’] (Заглавная Б и строчная б)
На что похожа Б?
Барабан упал с небес,
Закатился под навес. ( Г. Виеру)
Физминутка
2.Печатание букв Б б , слогов ба бо бу бы би аб уб об иб ыб
Читаем слоги четко, правильно.
3. Чтение слов
Бел белка кобра бобр
Бела булка зебра бобры
Белые балка барсук бор
Что мы можем сказать о словах 1 столбика? (Он, она, они )
2- го столбика? ( Изменили гласный звук – изменилось значение слова)
3-го столбика? ( Животные)
4- го (Одно слово лишнее. Бор – это лес )
4.Развитие речи детей. Знакомство со сказкой А. С. Пушкина
Рассмотрите иллюстрацию к сказке Пушкина « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Что на ней изображено? (Белочка щелкает орешки. На нее приезжают посмотреть люди со всего света)
А кого из героев сказки вы еще знаете? (Царь Салтан, Сватья баба Бабариха, Царевна Лебедь ) Послушайте отрывок из этой сказки.
Я советую попросить родителей почитать вам сказки Пушкина.
5. Работа над текстом с. 97
а) чтение учителем;
б) чтение детьми;
в) ответы на вопросы по содержанию текста.
- Кто был в парке? Какие деревья там растут? Кто скакал с ветки на ветку? Что, кроме белочки, сумели увидеть дети в парке? Почему белочка была жива и весела?
г) Работа над пословицей. Птичке ветка дороже золотой клетки.
- К кому еще может подойти эта пословица? ( К белочке ) Попробуйте
заменить слово птичка словом белочка. ( Белочке ветка дороже золотой клетки.) Животных надо охранять и помогать им выжить, когда трудно.
6.Итог урока.
Загадки
Спинка в веснушках. Кто ни в жару, ни в стужу
Ах, как неловко! Не снимает шубу …(баран)
И покраснела … (божья коровка)
Кто в лесу тоннели роет,
Из ветвей плотины строит.
Зубы – точно топоры.
Это трудятся …( бобры )
С какой буквой вы сегодня познакомились? Расскажите все, что вы знаете о звуках [б] [б’] Что особенно понравилось на уроке?