Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
I. Организация начала урока | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку | Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Личностные УУД формирует мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Закрепление опорных знаний | - Начнём наш урок с речевой разминки. ор – ур – ар – мартышка ловит шар ир –ер –ор – пёс охраняет двор ур –юр –ер – зажёг сверчок торшер ер – ор – ёр – топор несёт бобёр ар –ир – ыр – мышь обожает сыр ор – ар – ур – червяк боится кур | Коммуникативные УУД организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные УУД учить внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать звуки. |
III. Постановка учебной задачи | – Угадайте, какое слово у меня зашифровано? - Напечатайте это слово у себя в тетрадях. (На доске шифр) 1 3 4 5 9 8 2 6 7 ч к о в й и у с к (Чуковский) - Ребята, а кто такой К.И.Чуковский? -У меня трижды написана его фамилия. Выберите ту запись, на которой фамилия написана без ошибок: чуковский Чюковский Чуковский - Какие ошибки допущены в остальных случаях? - Какие правила вы знаете? - Как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано? - Да, мы сегодня познакомимся с творчеством К. И. Чуковского. | Коммуникативные УУД Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные УУД логические – собирают слово по шрифту Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | 1. Жизнь и творчество К. И. Чуковского - К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить. - Как вы думаете, каким был по характеру Чуковский? - Посмотрите на выражение его лица, может быть, оно вам подскажет ответ на мой вопрос. ( Добрый, весёлый, любящий детей) - Ребята, на самом деле его настоящее имя и фамилия не К.И.Чуковский, а совсем другое. К.И.Чуковский – это его псевдоним. Псевдоним – это вымышленное имя, которым автор подписывает своё произведение. - Настоящее имя и фамилия его Корнейчуков Николай Васильевич. ( В слове Корнейчуков ударение падает на букву «у»). - Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки, щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД добывать новые знания из представленного материала |
| 2. Чтение текста (учебник, с. 96) – Прочитайте текст. – Какие произведения написал К. И. Чуковский? | Познавательные УУД Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу, формирование навыка осознанного чтения, формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания. |
| 3. Знакомство с выставкой книг - Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал , и отец стал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил, Он по улицам ходил». Так мальчик успокоился. Появилась его старая – престарая сказка «Крокодил». - Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться . Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать. «Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!» - Появилась сказка «Мой до дыр». - Как – то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было «Федорино горе». - Посмотрите на выставку книг с произведениями К.И.Чуковского | Личностные УУД учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Познавательные УУД добывать новые знания из представленного материала |
| 4. Угадайте, отрывок из произведения К.И.Чуковского (звучат отрывки, дети угадывают) | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других |
| 5. Чтение трудных слов по слогам. - Перед тем, как мы начнём читать отрывок из произведения К.И.Чуковского, давайте разберём слова, записанные на доске.
За-зво-ни-ли По-жа-луй-ста При – шлёшь Не гал-де-ли От-дох-нуть Раз-бо-ле-лись При-ска-ка-ли Дре-бе-день Про-ва-лил-ся По-зво-ни-ли Дю-жи-на Га-зе-ли Гал-де-ли | Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке Коммуникативные УУД организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| 6. Словарная работа(в парах) - Значение каких слов вам не понятно? - Объясните значение непонятных слов, соединив стрелочками слово и его значение. - Чья пара справиться быстрее, поднимите руку. - А теперь сравним с доской – совпадают или нет ваши ответы? Дюжина | двенадцать | дребедень | ерунда, чепуха | газели | вид антилопы | галдели | громко говорили | пуд | русская мера веса (примерно 16 кг) |
Газели являются стройными и длинноногими животными. Все газели являются быстрыми бегунами, Живут в Африке. | Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные УУД организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| 5. Работа с произведением К. И. Чуковского «Телефон» (учебник, с. 96 жужжащее чтение) - Кто догадался, отрывок из какого произведения вы прочитали? | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД формирование навыка осознанного чтения. |
| 6. Звуковой анализ слова телефон - Прочитайте слова записанные на доске. - Какому слову соответствует схема? | Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные УУД логические – подбирают звуковые схемы слов |
| 7. Чтение детьми наизусть «Телефон» | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Личностные УУД развиваем умения выражать свои эмоции. |
Физминутка | Неуклюжий шёл пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой И присел, согнув колени. Встал, присел И пять прыжков. Очень климат уж суров. | Коммуникативные УУД организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| 8. Беседа по содержанию - Кто разговаривает по телефону? - Что просил слон? - Для чего ему нужен был шоколад? - Сколько шоколада просил слон? - Почему так много? - Кто ещё звонил автору? - Что попросил крокодил? (Дюжину калош). - Зачем нужна дюжина калош? (Что бы есть) – О чем просили зайчатки и цапли?(перчатки, капли) – О чем попросила свинья?(соловья, чтобы с ним петь) – Что интересовало газелей? (не сгорели ли карусели) – Кто провалился в болото? (бегемот) – Кто об этом сообщил? (носорог) - О чём просил носорог? (Вытащить бегемота). 9. Правила телефонного разговора
- С разными животными разговаривал Чуковский, а как менялось его настроение при разговоре? (Он устал, стал раздражительным, хотел спать, а ему не давали)
- Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора? - Какие правила общения по телефону вы знаете?
Когда звоните - здоровайтесь. Говорите вежливо, по делу и недолго. Не звоните очень поздно или рано. Если не туда попали – извинитесь. Заканчивая разговор, попрощайтесь. | Познавательные УУД Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, анализируют произведение Регулятивные УУД формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
V. Закрепление знаний и способов действий | - Сегодня мы будем читать отрывок из произведения Чуковского «Путаница». - Как вы понимаете слово «путаница»? 1. Прочитайте «Путаницу» (после самостоятельного чтения читают по цепочке) - Перечислите героев этой путаницы. (Котята, утята, свинки, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь) – Кто герои произведения? – Что хотели делать котята, утята, свинки, курочки? – Кто замычал коровой?(воробышек) – Кто кукарекал? (медведь) – Кто лаял? (кукушка) – Кто хотел всех вразумить? (заинька) - Получилось ли у него? Почему? (все продолжали шалить) – Что подожгли лисички?(море синее) – Чем тушили море синее? (пирогами, блинами, сушёными грибами, поливали из бочонка, ковша, ушата) – Кто затушил море?(бабочки) - Вам понравился отрывок? Тогда давайте ещё раз прочитаем его.
| Познавательные УУД Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, анализируют произведение Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД формирование навыка осознанного чтения, формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания. |
| 7. Выборочное чтение. - Прочитайте, что сказали котята? Лягушата? Свинки? Медведь? - С какой целью К.Чуковский написал своё стихотворение? Выделите верные ответы. Чтобы: 1. Развеселить читателя . 2. Подшутить над кем-нибудь. 3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. 4. Разбудить фантазию читателя. | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные УУД формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала |
VI. Закрепление изученного | - Сколько букв в алфавите? - На какие две группы они делятся? - Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. 1) Герои сказок К.И.Чуковского - Расшифруйте имена сказочных героев(работа в парах) - Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
| Коммуникативные УУД Работать в паре Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные УУД Составляют слова, подбирают гласные, формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала |
| 2) Поступки героев - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. (работа в парах)
Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей. | Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные УУД Соотнося героя и его поступок Коммуникативные УУД Работать в пар Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| 3. «Найди владельца. Чья это вещь?» - А сейчас проведём игру . Эти вещи кто-то потерял. - Для каждого ряда есть отрывки из произведений К.И.Чуковского. Отгадайте, из какой сказки этот предмет и прочитайте отрывок из этой сказки. шоколад. «У меня зазвонил телефон». «ТЕЛЕФОН» мыло. «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса…» «МОЙДОДЫР» воздушный шар. «Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике». «ТАРАКАНИЩЕ» термометр. «И ставит, и ставит им градусники». «АЙБОЛИТ» копейка. «Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла» «МУХА-ЦОКОТУХА» ножи «И помчалися по улице ножи….» «Федорино горе» | Регулятивные УУД Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу, формирование навыка осознанного чтения, формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания. Коммуникативные УУД Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
VII. Рефлексивно-оценочный | - Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов: Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве "Бармалея" И "Крокодила" не читал, Не восхищался "Телефоном", И в "Тараканище" не вник. Как вырос он таким ученым, Не зная самых главных книг? - Почему К.И.Чуковский не читал в детстве этих книг? - Стихи К.И.Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться. А без этой способности человек – не человек.
- Каждое произведение К.И.Чуковского чему- то учит маленьких читателей. Бармалей – слушаться родителей Федорино горе – поддерживать порядок в доме Мойдодыр – следить за чистотой своего тела и одежды Муха-цокотуха – быть осторожным при выборе друзей
– Произведения какого автора мы сегодня вспоминали? - Что особенно понравилось на уроке? – Кто доволен своей работой? - У кого что-то не получилось? - какое настроение у вас в конце урока? | Коммуникативные УУД Отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока Личностные УУД самоанализ и самоконтроль результата, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |