kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте по теме "Творчество К.И.Чуковского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по теме "Творчество К.И.Чуковского" построен в соответствии ФГОС второго покления, предназначен для учащихся первых классов, обучающихся по УМК "Школа России". Так же может быть использован и при работе с другими УМК. На уроке использовались звуковые записи сказок К.И.Чуковского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме "Творчество К.И.Чуковского" »

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

I. Организация начала урока


Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


– Проверим готовность к уроку


Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

Личностные УУД

формирует мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


II. Закрепление опорных знаний


- Начнём наш урок с речевой разминки.


ор – ур – ар – мартышка ловит шар

ир –ер –ор – пёс охраняет двор

ур –юр –ер – зажёг сверчок торшер

ер – ор – ёр – топор несёт бобёр

ар –ир – ыр – мышь обожает сыр

ор – ар – ур – червяк боится кур


Коммуникативные УУД

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

учить внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать звуки.


III. Постановка учебной задачи


– Угадайте, какое слово у меня зашифровано?

- Напечатайте это слово у себя в тетрадях.

(На доске шифр)

 1  3  4  5  9  8  2  6  7

                                                 ч  к  о  в  й   и  у  с   к (Чуковский)


- Ребята, а кто такой К.И.Чуковский?

-У меня трижды написана его фамилия. Выберите ту запись, на которой фамилия написана без ошибок:

чуковский

Чюковский

Чуковский

- Какие ошибки допущены в остальных случаях?

- Какие правила вы знаете?

- Как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано?

- Да, мы сегодня познакомимся с творчеством К. И. Чуковского.


Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.




Познавательные УУД

логические – собирают слово по шрифту



Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.


1. Жизнь и творчество К. И. Чуковского


- К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.


- Как вы думаете, каким был по характеру Чуковский?

- Посмотрите на выражение его лица, может быть, оно вам подскажет ответ на мой вопрос. ( Добрый, весёлый, любящий детей)

 
- Ребята, на самом деле его настоящее имя и фамилия не К.И.Чуковский, а совсем другое. К.И.Чуковский – это его псевдоним.

Псевдоним – это вымышленное имя, которым автор подписывает своё произведение.

- Настоящее имя и фамилия его Корнейчуков Николай Васильевич.

( В слове Корнейчуков ударение падает на букву «у»).

- Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки, щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже.


Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Познавательные УУД

добывать новые знания из представленного материала


2. Чтение текста (учебник, с. 96)

– Прочитайте текст.

– Какие произведения написал К. И. Чуковский?


Познавательные УУД

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу, формирование навыка осознанного чтения, формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания.



3. Знакомство с выставкой книг

- Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал , и отец стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил».

Так мальчик успокоился.

Появилась его старая – престарая сказка «Крокодил».


- Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться . Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

- Появилась сказка «Мой до дыр».


- Как – то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было «Федорино горе».


- Посмотрите на выставку книг с произведениями К.И.Чуковского


Личностные УУД

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные УУД

добывать новые знания из представленного материала


4. Угадайте, отрывок из произведения К.И.Чуковского

(звучат отрывки, дети угадывают)

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других


5. Чтение трудных слов по слогам.


- Перед тем, как мы начнём читать отрывок из произведения К.И.Чуковского, давайте разберём слова, записанные на доске.



За-зво-ни-ли По-жа-луй-ста При – шлёшь

Не гал-де-ли От-дох-нуть Раз-бо-ле-лись

При-ска-ка-ли Дре-бе-день Про-ва-лил-ся

По-зво-ни-ли Дю-жи-на Га-зе-ли Гал-де-ли

Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке

Коммуникативные УУД

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


6. Словарная работа(в парах)

- Значение каких слов вам не понятно?

- Объясните значение непонятных слов, соединив стрелочками слово и его значение.

- Чья пара справиться быстрее, поднимите руку.

- А теперь сравним с доской – совпадают или нет ваши ответы?


Дюжина

двенадцать

дребедень

ерунда, чепуха

газели

вид антилопы

галдели

громко говорили

пуд

русская мера веса (примерно 16 кг)





Газели являются стройными и длинноногими животными. Все газели являются быстрыми бегунами, Живут в Африке.


Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу




Коммуникативные УУД

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


5. Работа с произведением К. И. Чуковского «Телефон» (учебник, с. 96 жужжащее чтение)

- Кто догадался, отрывок из какого произведения вы прочитали?


Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД

формирование навыка осознанного чтения.


6. Звуковой анализ слова телефон

- Прочитайте слова записанные на доске.

- Какому слову соответствует схема?

Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные УУД

логические – подбирают звуковые схемы слов



7. Чтение детьми наизусть «Телефон»

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

Личностные УУД

развиваем умения выражать свои эмоции.


Физминутка

Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь
подскок на левой
И
присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.

Очень климат уж суров.


Коммуникативные УУД

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.



8. Беседа по содержанию

- Кто разговаривает по телефону?

- Что просил слон?

- Для чего ему нужен был шоколад?

- Сколько шоколада просил слон?

- Почему так много?

- Кто ещё звонил автору?

- Что попросил крокодил? (Дюжину калош).

- Зачем нужна дюжина калош? (Что бы есть)

– О чем просили зайчатки и цапли?(перчатки, капли)

– О чем попросила свинья?(соловья, чтобы с ним петь)

– Что интересовало газелей? (не сгорели ли карусели)

– Кто провалился в болото? (бегемот)

– Кто об этом сообщил? (носорог)

- О чём просил носорог? (Вытащить бегемота).

9. Правила телефонного разговора



- С разными животными разговаривал Чуковский, а как менялось его настроение при разговоре? (Он устал, стал раздражительным, хотел спать, а ему не давали)



- Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

- Какие правила общения по телефону вы знаете?



  1. Когда звоните - здоровайтесь.

  2. Говорите вежливо, по делу и недолго.

  3. Не звоните очень поздно или рано.

  4. Если не туда попали – извинитесь.

  5. Заканчивая разговор, попрощайтесь.


Познавательные УУД

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, анализируют произведение


Регулятивные УУД

формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания.




Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

Отвечать на вопросы учителя,

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.









Личностные УУД

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

V. Закрепление знаний и способов действий


 - Сегодня мы будем читать отрывок из произведения Чуковского «Путаница».

- Как вы понимаете слово «путаница»?


1. Прочитайте «Путаницу» (после самостоятельного чтения читают по цепочке)


- Перечислите героев этой путаницы. (Котята, утята, свинки, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь)

 – Кто герои произведения?

– Что хотели делать котята, утята, свинки, курочки?

– Кто замычал коровой?(воробышек)

– Кто кукарекал? (медведь)

– Кто лаял? (кукушка)

– Кто хотел всех вразумить? (заинька)

- Получилось ли у него? Почему? (все продолжали шалить)

– Что подожгли лисички?(море синее)

– Чем тушили море синее? (пирогами, блинами, сушёными грибами, поливали из бочонка, ковша, ушата)

– Кто затушил море?(бабочки)

- Вам понравился отрывок? Тогда давайте ещё раз прочитаем его.

Познавательные УУД

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, анализируют произведение

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

формирование навыка осознанного чтения, формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания.




7.  Выборочное чтение.

- Прочитайте, что сказали котята? Лягушата? Свинки? Медведь?


- С какой целью К.Чуковский написал своё стихотворение? Выделите верные ответы. Чтобы:

1. Развеселить читателя .

2. Подшутить над кем-нибудь.

3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4. Разбудить фантазию читателя.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД

принимают и сохраняют учебную задачу



Познавательные УУД

формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала

VI. Закрепление изученного


- Сколько букв в алфавите?

- На какие две группы они делятся?

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.


1) Герои сказок К.И.Чуковского

- Расшифруйте имена сказочных героев(работа в парах)

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев. 

БРМЛЙ            ЦКТХ 
МЙДДР           ФДР 
ЙБЛТ            ТРКНЩ 
КРКДЛ          КРКЛ 
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,) 

Коммуникативные УУД

Работать  в паре

Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу


Познавательные УУД

Составляют слова, подбирают гласные, формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала


2) Поступки героев

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. (работа в парах)

Айболит Зажгли море. 
Воробей Проглотил солнце. 
Крокодил Помыла свою посуду. 
Комар Вернул солнце в небо. 
Федора Потушила море. 
Медведь Спас Муху – Цокотуху. 
Бабочка Съел таракана. 
Лисички Вылечил зверей. 


Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу


Познавательные УУД

Соотнося героя и его поступок


Коммуникативные УУД

Работать  в пар

Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.



3. «Найди владельца. Чья это вещь?»

- А сейчас проведём игру . Эти вещи кто-то потерял.

- Для каждого ряда есть отрывки из произведений К.И.Чуковского. Отгадайте, из какой сказки этот предмет и прочитайте отрывок из этой сказки.


шоколад. «У меня зазвонил телефон». «ТЕЛЕФОН»

мыло. «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса…» «МОЙДОДЫР»

воздушный шар. «Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике». «ТАРАКАНИЩЕ»

термометр. «И ставит, и ставит им градусники». «АЙБОЛИТ»

копейка. «Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла» «МУХА-ЦОКОТУХА»

ножи «И помчалися по улице ножи….» «Федорино горе»


Регулятивные УУД

Определять цель выполнения заданий на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу, формирование навыка осознанного чтения, формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания.


Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы учителя, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


VII. Рефлексивно-оценочный


- Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов:

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"

И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном",
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

- Почему К.И.Чуковский не читал в детстве этих книг?

 - Стихи К.И.Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться. А без этой способности человек – не человек.



- Каждое произведение К.И.Чуковского чему- то учит маленьких читателей.


Бармалей – слушаться родителей

Федорино горе – поддерживать порядок в доме

Мойдодыр – следить за чистотой своего тела и одежды

Муха-цокотуха – быть осторожным при выборе друзей



– Произведения какого автора мы сегодня вспоминали?

- Что особенно понравилось на уроке?

– Кто доволен своей работой?

- У кого что-то не получилось?

- какое настроение у вас в конце урока?


Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы учителя,

оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.



Регулятивные УУД

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока


Личностные УУД

самоанализ и самоконтроль результата, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок обучения грамоте по теме "Творчество К.И.Чуковского"

Автор: Косицина Светлана Николаевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства