kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок"Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

•    Познакомить с новым для детей жанром литературы – басней и с баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым;
•    Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
•    Видеть в художественном тексте сравнения;
•    Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации;
•    по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
•    развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
•    воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе

Просмотр содержимого документа
«Урок"Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни"»






ЗубковаТатьяна Ивановна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №20

г.Новочеркасска



Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни?



Урок литературного чтения №30.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська»)

Цели и задачи:

  • Познакомить с новым для детей жанром литературы – басней и с баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым;

  • Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • Видеть в художественном тексте сравнения;

  • Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

  • развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

  • воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе

Оборудование: карточки со словами, картинки с изображением слона и собачки, толковый словарь Ожегова,

сигнальные карточки, презентация об И.А.Крылове, выставка книг с баснями И.А.Крылова, учебник литературного чтения, рабочая тетрадь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация и самоопределение деятельности.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.


Ι Ι.Актуализация знаний.

Беседа. Введение в тему.

-Вспомните, какой характер носила детская литература XVIII в.?

Что хотите узнать? Чем будем сегодня заниматься?

1). Наше путешествие продолжается.

- В какой век собрались наши путешественники: Оля, Игорь и Николай Александрович? Узнаем, прочитав текст учебника на с.87.

(Читает текст подготовленный ученик Уренцова)

- В какой век собрались наши путешественники?

-Зачем им потребовалось переодеться? (чтобы попасть в нужный век и нужное место)

- Что вы ждёте от встречи с этим веком? Какой характер детской литературы начала Х IХ века?

- С кем мы встретимся в Х IХ веке? Об этом вы узнаете, отгадав кроссворд.

Работа в парах.

(Кроссворд с ключевым словом Крылов учитель раздаёт детям.) Учитель читает предложения, дети отгадывают слова:

1.Автор нравоучительного рассказа «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь» - А.Шишков.

2.Автор сказки «О поселянине и медведице» - Д.Герасимов.

3.Князь, сказавший когда-то такие слова «Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье» - Ярослав Мудрый «Похвала книгам»

4.Поэт XVII века, автор книги «Рифмологион» - Симеон Полоцкий

5.Древняя книга, где запись событий велась по годам. – Летопись

6.Писатель XVIII века, написавший автобиографическое произведение «Детские годы Багрова-внука» - С.Аксаков.

Проверка работы проходит с места – несколько ребят по очереди называют ответы.

-Какое слово у нас получилось? (КРЫЛОВ).

Объявление темы урока.

-Так о ком мы будем говорить на уроке? ( Ответы детей: об Иване Андреевиче Крылове и его творчестве).

Познавательные УУД

1. Прогнозировать изучение материала

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте.

III. Развитие умений.

1. Работа с презентацией «Иван Андреевич Крылов» (слайд 1).

1) Слайд 2 – портрет И.А.Крылова.

- Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет? Каким представляете?

-В каком веке жил И.А. Крылов? ( В XIX веке)

2) Слайды 3, 4 рассказ о баснописце (ученик рассказывает о Крылове с опорой на слайды)

-Где жил и работал Иван Андреевич?

3) Слайд 5

-Чем прославился этот человек? (Он написал много басен).


-Учитель: Басня – это жанр литературы. В конце изучения этого раздела вы сможете ответить на вопрос – почему БАСНЯ – отдельный жанр литературы?


4)Слайды 6 и 7 – памятник И.А.Крылову в Петербурге.

-Где стоит памятник Ивану Андреевичу? (в Летнем саду в Санкт-Петербурге).

5) Слайд 8 - Кто сидит вокруг него? ( Герои басен, которые он написал)

6) Слайд 9 – Кто создал памятник И.А.Крылову? (скульптор Петр Карлович Клодт)

Учитель: Читали ли вы басни Крылова? Если да - какие?

(Карточки с названиями вывешиваю на доску).

Выставляю книги Крылова на выставку.


2. Работа с текстом "Путешествия третьего"

-Прочитаем текст на с. 88-89 и раскроем понятие басни в Рабочей тетради с.37, №1.

Комментированное чтение текста учебника с.88-89.

-В каком городе оказались путешественники?

- Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, какой они увидели Москву?

-Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем?

- Поняли ли вы, что такое басня, из монолога писателя?


3. Работа в Рабочей тетради с.37,№1

Работа в паре.

-Выберите необходимую информацию и сформулируйте понятие.

Вставляют слова: короткий, чаще в стихах, животные, мораль, скрыта, иносказательный.

Басня – это короткий, занимательный рассказ в стихах или в прозе, где мало описаний и много диалогов, а герои басен – это животные. У басен простой сюжет, иносказание, мораль. Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков.

( Проверка проходит с места. Ученики читают текст задания, вставляют по очереди слова.)


-На следующих уроках мы дополним определение басни.

-Какие слова в определении непонятны?

(На доске появляются карточки –

МОРАЛЬ, ИНОСКАЗАНИЕ.


-Найдите значение слова "мораль" в толковом словаре Ожегова - учащиеся на 1-ом и 3-ем ряду, а слова "иносказание"- на 2-ом ряду. (Дети ищут и зачитывают вслух)


МОРАЛЬ - 1. Нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность.

2.Логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

3. Нравоучение, наставление (разг.)

ИНОСКАЗАНИЕ - Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория.


-Как доказать, что литература начала XIX века сохраняет нравоучительный смысл? (прочитать басни и провести её анализ)

4. Работа с басней «Слон и Моська» во время чтения.

1)Работа с названием басни. 

-А сейчас поработаем с басней.

Сегодня мы знакомимся только с одной басней И.А.Крылова. Она называется «Слон и Моська».  

- Какое животное слон? (крупное, мощное, сильное, спокойное, добродушное)

-Кто скрывается за словом Моська – человек или животное?

-Какое это животное? (собака)

-Что отражается в кличке собаки? (маленькая, глупая, слабая, злая)


-Какой вопрос по поводу названия этой басни вы бы задали автору? Попробуйте порассуждать.


2)Актёрское чтение басни актёра театра Игоря Ильинского (аудиозапись)


Учитель задаёт вопросы по первичному восприятию.

-Интересно было слушать басню в исполнении актёра?


-Какой вопрос автору вы бы задали по содержанию текста?


3) Самостоятельное чтение.

-Есть ли непонятные слова?


( Зевака - тот, кто засматривается на кого-нибудь.

Забияка - человек, который любит затевать драки, ссоры.

Срамиться - стыдиться.)


4)Чтение басни вслух (первый раз читают 4 человека).


5)Анализ басни.

-Кто герои басни? (В этой басне имеется два основных персонажа)


-Где происходит действие? (Слон необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него.)

-Какая история описывается? (По улице водят Слона, а Моська лает на него)


4) Работа в паре.

Опишите каждого героя по плану.

План простой и чёткий.

(Учитель предлагает план)

Выбирайте героя по желанию.

ПЛАН.

1).Как выглядит?

2).Что делает?

3).Что говорит?

(Проверка устных рассказов учащихся с места)


В этой басне имеется два основных персонажа. Спокойный - это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська. Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед. Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед.


- Над кем из них смеётся баснописец?

-Где особенно сильно звучит авторская ирония? Зачитайте эти строчки. (Эх, эх! - ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!")


-В этой басне нет прямо сформулированного поучения (морали), но есть строчки, которые раскрывают скрытый смысл этого произведения. Отметьте эти слова карандашом и зачитайте.

Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!

Эти строчки стали крылатым выражением.

Такие выражения могут обладать чертами фразеологизма либо просто носить образный характер или же употребляться в переносном смысле. Они, как и пословицы, известны многим, часто и повсеместно употребляются, обладают особой выразительностью и точно передают мысль. С крылатыми выражениями из басен Крылова познакомимся на следующих уроках.

4). Работа в Рабочей тетради.

- с.39, №7 Сформулируйте поучение.

(Учащиеся пытаются сформулировать мораль басни в прозе или в стихотворной форме. Выбор наиболее точного поучения.)


В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали.

Когда Моська лаяла на Слона, она вовсе не слону хотела досадить.
Она хотела продемонстрировать другим Собакам свою храбрость.
Она добивалась таким манером уважения к себе.
Как известно, в баснях звери олицетворяют людей.
Трусливые, глупые люди словесно нападают на более сильных и умных,
чтобы произвести впечатление на других людей. Умные и не
обратят на них внимание.
Отсюда и мораль: жалко и нелепо выглядят усилия маленькой собачки, пытающейся привлечь к себе внимание важного и великого зверя.

Не надо пытаться привлечь к себе внимания таким способом.


– И в реальной жизни можно встретиться с подобными Моськами.


6) Подготовка к выразительному чтению (вычитывание басни).

Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы.

Выразительное чтение басни учащимися.


-Хотели бы вы ещё прочитать басни Крылова? Почему?

Учитель обращает внимание детей на книжную выставку с баснями И.А.Крылова.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.




Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.









Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.






карточки






С.365




С.248









Карточка "Слон и Моська"









Прогнозирование






















Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.













































Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.




Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Рефлексия.

Сегодня на уроке я:

  • Научился ...

  • Было интересно ....

  • Было трудно ....

  • Мне показалось важным…

  • Я понял, что…

Прогнозируемый результат

IV. Домашнее задание.

По басне три варианта:

1в. - прочитать по ролям,

2в. - выучить наизусть,

3в. - инсценировать басню, разыграть по ролям.

Право выбора

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Ученики показывают сигнальные карточки. Зелёный цвет – всё понятно на уроке, работал хорошо; красный цвет – на уроке не всё понял, есть вопросы по теме…

Личностные результаты:

самооценивание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок"Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни"

Автор: Зубкова Татьяна Ивановна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323037

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства