КГУ «СШ № 44»
г. Петропавловск
МАТЕМАТИКА
3 класс
ТЕМА:
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ДВА И ТРИ ДЕЙСТВИЯ НА ВСЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЬ: Горбаченко Н.В.
Тема. Решение задач в два и три действия на все арифметические
действия
Тип урока. Урок комплексного применения знаний
Цели.
Обучающие: совершенствоваться в осознанном выборе действий при решении задач в
два и три действия;
Развивающие: стремиться развивать вычислительные навыки, логическое и
творческое мышление, любовь к предмету.
Воспитательные: убедиться в необходимости укреплять свое здоровье,
воспитывать в себе чувство ответственности за свое здоровье,
пропагандировать здоровый образ жизни среди сверстников.
Оборудование: карточки, проектор, экран, презентация POWER POINT.
Ход урока
I. Организационный момент
Учиться надо весело, слайд 1
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
· - Задача, конечно не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
- А когда работа становится праздником?
(Тогда, когда работу выполняют с удовольствием, когда всё получается.)
- Верно, но есть ещё одно немаловажное условие, которое вы не назвали. - Найдите значения этих выражений и назовите это условие.
II. Актуализация знаний
а) Устный счёт
В 30 · 6 = 180 С (350 + 70) : 6 = 70 У 32 = 9
О 420 : 7 = 60 Ё 300 – 40 : 5 = 292 М 112 =121
З 900 : 30 = 30 Д 40 · 6 + 7 = 247 Р 102 + 42 = 116
- Найдите значения этих выражений и назовите это условие. слайд 2
- Сегодня на уроке состоится заседание клуба юных зожевцев. Вас примут в состав этого клуба. А это выражение будет девизом нашего урока. У нас в гостях председатель клуба – доктор ЗОЖ. Всю работу вы будете фиксировать в протоколах заседания.
слайд 3
III. Сообщение темы урока
- Тема урока зашифрована на этом слайде. Попробуйте её сформулировать. слайд 4
(В ребусе зашифровано слово «задача». Значит , мы будем решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление)
- Молодцы. Мы сегодня не только будем закреплять умение решения задач на все арифметические действия, а ещё мы будем говорить об условиях, необходимых для здорового образа жизни.
III. Работа над темой урока слайд 5
а) Логическое задание
- Установите взаимосвязь и выберите пару:
Человек – здоровье
Живая природа – …
(животные, деревья, солнце, горы)
- Молодцы, солнце также важно для всего живого, как здоровье для человека. Поэтому
Солнце почётный гость у нас на уроке. Но что это … (Туча закрыла солнце)
(появление чисел – по щелчку) слайд 6
- Ребята, мы должны хорошо поработать, чтобы Солнышко засияло всеми своими
лучами.
б) – Запишите число, классная работа.
Первое правило КЮЗ – соблюдение гигиенических правил. Детская гигиена – это
прежде всего чистота. Чистота и аккуратность должна быть во всём. Даже в тетрадях.
Проведём минутку чистописания. Назовите числа:
62дес. 4ед., 6сот. 2дес., 8сот.,4дес.2ед.
624 620 842
- Выберите число, в котором число единиц в 2 раза меньше, чем число десятков, а число десятков в 2 раза меньше, чем число сотен.(842) слайд 7
Найдите сумму чисел, обозначающих количество единиц, десятков и сотен этого числа. (14)
- Пропишите число четырнадцать всю строку по образцу.
- Молодцы, вы так старались, что тучка подвинулась и показался первый лучик Солнышка «Гигиена» слайд 8
в) - Второе правило КЮЗ: соблюдение режима дня.
-Что такое режим дня?
(Режим дня – чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток.)
- Для чего он нужен?
(Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли,
приучает к дисциплине) слайд 9
Задача 1(Решение в группах с последующей проверкой)): слайд 10,11
Задача для первой группы
На отдых, занятие спортом Саша отводит 1/4 суток. На прием пищи и личную гигиену он отводит в 3 раза меньше, чем на отдых, занятие спортом. Сколько часов Саша отводит на прием пищи и личную гигиену?
_________________________________
__________________________________________
спорт и отдых еда и гигиена
______________________ __________
1) 24 : 4 = 6 (ч) спорт и отдых
2) 6 : 3 = 2 (ч) гигиена и еда
Задачу решают учащиеся второй группы.
На отдых и занятие спортом Саша отводит 1/4 суток. На прием пищи и личную гигиену он отводит в 3 раза меньше, чем на отдых и занятие спортом. А всё остальное время отводится на сон и занятия в школе и дома. Сколько времени отводится на сон и занятия?
___________________________________________________
______________________________________________________
спорт и отдых еда и гигиена учёба и сон
_________ ____________ ____________________
1) 24 : 4 = 6 (ч) спорт и отдых
2) 6 : 3 = 2 (ч) гигиена и еда
3) 24 – 6 – 2 = 16 (ч) сон и учёба
Задачу решают учащиеся третьей группы.
На отдых и занятие спортом Саша отводит 1/4 суток. На прием пищи и личную гигиену он отводит в 3 раза меньше, чем на отдых и занятие спортом. А всё остальное время поровну отводится на сон и занятия в школе и дома. Сколько часов должен спать Саша?
______________________________________________________
спорт и отдых еда и гигиена учёба и сон
_________ ____________ ____________________
поровну
________ _______
1) 24 : 4 = 6 (ч) спорт и отдых
2) 6 : 3 = 2 (ч) гигиена и еда
3) 24 – 6 – 2 = 16 (ч) сон и учёба
4) 16 : 2 = 8 (ч)
Ответ: 8 часов ученик должен спать.
- Что значит ¼ ?
- Сколько времени отводится на спорт и отдых?
- Сколько времени отводится на гигиену и принятие пищи?
- Сколько времени отводится на сон и учёбу?
- Сколько времени отводится на сон?
- Молодцы, ребята. Солнышко сияет уже двумя лучами. «Режим дня» слайд 11
г) Чтобы сильным стать и смелым,
Быстрым, ловким и умелым,
Со спортом в дружбе надо быть.
Физкультуру всем любить
Это третье условие КЮЗ слайд 12
- Всем в классе известно какие быстрые, ловкие и прыгучие в нашем классе Руслан,
Кирилл, Вероника и Анжела. Кто из ребят лучше всех прыгает через скакалку, если известно, что Кирилл прыгает меньше Вероники. Руслан прыгает меньше, чем Анжела. Анжела прыгает лучше Вероники. А Кирилл и Руслан заняли одно место. слайд 13
- В каком порядке расположатся ребята на числовой прямой?
(Раз Кирилл и Руслан заняли одно место, то они прыгают одинаково. Значит, на числовой прямой они расположатся в одной точке перед девочками, т.к. прыгают меньше их.
Раз Анжела прыгает лучше Вероники, то на числовой прямой сначала будет Вероника, а после неё Анжела, т.к. на числовой прямой то число больше, которое больше удалено от нуля.)
- Составьте про них задачу по выражению:
(107 + 90) – (66 · 2)
- Что находим первым действием?
- Что находим вторым действием?
- Почему выбрали действие умножения?
- Что нашли третьим действием?
- К какому типу задач относится эта задача?
(на разностное сравнение)
- Записать решение по действиям с пояснением.
Молодцы, у Солнышка появился ещё один лучик «Спорт» слайд 14
Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
д) Четвёртое правило КЮЗ – закаливание.
Надо с детства закаляться
Водой холодной обливаться.
Солнце, воздух и вода
Наши лучшие друзья.
Закаливание – один и самых главных способов сохранения здоровья. Воздух — наиболее универсальное средство закаливания. Не менее полезны водные процедуры.
Вы знаете, что наши ребята посещают бассейн. Интересно, а много ли в бассейне воды?
Задача 3 слайд 15
Длина бассейна 50метров, ширина на 20 метров меньше, а глубина равна 2 метрам. Чему равен периметр бассейна и сколько кубических метров воды поместится в этом бассейне?
Задача решается учеником у доски.
У Солнышка появился четвёртый лучик «Закаливание» слайд 16
д) Пятое условие КЮЗ – здоровая, разумная пища.
Мы думаем, Вы без сомнения знаете,
Что пользу приносит не все, что съедаете.
Должны все дети, уважать
Полезные продукты:
Рыбу, кашу, молоко,
Овощи и фрукты!
Домашнее задание слайд 17
- Ребята, это творческое задание вы выполните дома (карточка)
- Здоровье не купишь – его разум дарит” - под таким девизом вы составите блиц-турнир о пользе продуктов
(Задания индивидуальные - карточки)
- Следующую задачу я предлагаю решить при помощи составления уравнения.
Задача 4 слайд 18
Суточная норма хлеба для взрослого человека 200граммов, что составляет ¼ от общей массы продуктов суточной нормы. Какова суточная масса пищи?
Задача решается у доски одним учеником
Пусть суточная масса пищи будет Х граммов, тогда ¼ от х равна (Х : 4)г или 200г.
Составляем уравнение:
Х : 4 = 200
И т.д.
- Солнышко показало нам ещё один луч «Здоровая пища» слайд 19
- Но кто это хочет помешать нам вступить в ряды ЗОЖЕВЦЕВ?
слайд 20
- Здоровый образ жизни нам предлагает доктор ЗОЖ. Но вести здоровый
образ жизни нам могут помешать вредные привычки.
(Это наркомания, табакокурение, алкоголизм)
- Этот дракон ищет слабохарактерных людей и превращает их в больных.
- Как спастись от этого дракона?
( Надо заниматься спортом, найти занятие для души , закалять силу воли, быть
оптимистом , чтобы преодолевать трудности)
- Вспомните, какие правила надо знать чтобы уметь решать задачи и выполните тест соответствие. Преодолев это препятствие, мы избавимся от дракона.
Тест слайд 21,22
увеличить в + уменьшить в
уменьшить на – увеличить на
разностное сравнение (на сколько ед. х кратное сравнение (во
больше или меньше) : сколько раз больше или меньше)
Взаимопроверка по слайду
д) - Шестое условие КЮЗ – душевный мир.
- Существует взаимосвязь между отношением человека к окружающему миру и его поведением и его физическим состоянием, т.е. его здоровьем.
- Назовите положительные эмоции и отрицательные. слайд 23
(Дети называют)
+ -
Радость страх
Поддержка чувство одиночества
Взаимопонимание зависть
- Кто из вас чувствовал поддержку и взаимопонимание на уроке?
- А одиночество и зависть? Солнышко засияло всеми своими лучами! слайд 24
- Предлагаю вам «Рецепт прекрасного настроения»
К 6 лучам солнца добавим 15 пар лучиков ваших глаз и добавить 15 лучиков от ваших улыбок. Сколько лучей прекрасного настроения у вас получилось?
6 + 15 · 2 + 15 = 6 + 15 · 3 = 51 (л.)
- Молодцы! Сегодня вы стали юными ЗОЖевцами. Вам будут вручены нагрудные знаки и удостоверения юного ЗОЖевца. Помните, что ваше здоровье на 60% зависит от здорового образа жизни.
60% - это 6/10. Вначале урока было сказано, что «праздником станет любое ученье».
Если ваша работа на уроке была праздником, и вы получили удовольствие и душевное удовлетворение от своей работы, то эти 6/10 закрасьте красным цветом, а если нет, то синим.
(Дети закрашивают обратную сторону нагрудного знака Юного Зожевца – 6/10 круга)
- Спасибо за урок. слайд 25
- Будьте здоровы!
Список используемой литературы
Математика - 3.Авторы:Т. Кучер, А. Акрамова, Г. Кукарина
Интернет – ресурсы (картинки, анимационные картинки)
Фотографии детей 3 класса.