- ответственности за последствия своего поступка, поведения в целом.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: иллюстрации пасеки, ульев.
Новые понятия: пчёльник, простофиля, правильная постановка ударения в слове: щавель - щавелю.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2.Упражнение в тренировке дыхания.
- Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)
- У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание)
Тренировка дыхания (стоя)
Стань прямо, спокойно
Положи одну руку на верхнюю часть живота, вторую – выше талии сбоку
Выдох. Вдох на счет (1-5)
Задержать воздух (1-3)
Выдох (плавно), как бы на звук [а] (3 раза)
Представьте торт с зажженными свечами. Погасим все свечи: фуфуфу…; каждую свечу фу, фу, фу, фу.
Держи дыхание до конца фразы: жжжж…, ж,ж,ж,ж,ж.
Выпустим воздух из мяча: ссссс, с,с,с,с,с.
Произносим: с-з, з-с, ш-ч-щ-ц; ж-ш-ц.
II. Проверка домашнего задания
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (с рассказом Р. Погодина «Клад») Какой по типу это рассказ? (Повествование) Что такое повествование? (Повествование – это рассказ о каких-нибудь событиях).
-Учащиеся читают выразительно рассказ по ролям.
1. Стадия вызова.
Человек не может жить один. Он постоянно общается с другими людьми. Важно уметь проявлять сочувствие к другому человеку, не отмахнуться от него, если ему плохо. Часто нам приходится оказываться в самых различных ситуациях. И порой трудно сделать выбор, как поступить.
- Припомните такую ситуацию, если она была в вашей жизни и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
- Трудно было делать правильный выбор? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Золотая душа».
-Прочитайте, как называется рассказ?
Это рассказ Л. Воронковой «Что сказала бы мама?».
III. Знакомство с биографией Л. Воронковой
(Вывешивается портрет писательницы).
Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) - советская писательница, журналист, автор многих детских книг и исторических романов.
В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка». Потом появились «Девочка из города», «Солнечный денек», «Гуси-лебеди». Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще — о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Кого вы видите на картинке?
-Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
2.Словарная работа.
В рассказе встретятся слова (слова на доске, зачитать)
ребята
щавель
мама
пчельник
ульи
плачет
пчёлы
молодец
бабушка
простофиля
отец
- Значение каких слов непонятно?
«Щавель»: правильное ударение – на второй слог, т. е. щавель. А в падежных формах, как в единственном, так и во множественном числе, ударение всегда падает на окончание (щавелЯ, щавелЮ, щавелЯми, щавелЕй и так далее). Звук «а» в первом слоге – всегда безударный.
Прекрасным вариантом для запоминания ударения в слове были и остаются короткие стишки – стихотворный ритм сам заставит вас сделать ударение в нужном месте.
Бабка продает щавель –
Значит, на дворе апрель.
Только стоит три рубля,
Каждый листик щавеля!
Пчёльник - то же самое, что и пасека. Место, где находятся пчелиные ульи, пасека.
Простофиля - глуповатый человек, малосообразительный.
- А сейчас приступаем к чтению рассказа Л. Воронковой. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.
3.Стадия осмысления.
Чтение до 1 остановки.( до слов «Ребятишки осторожно пошли от пчельника».)
- Почему ребята не заметили, что забрели на пчельник?
- Могут ли пчёлы представлять опасность для человека? Какую?(закусать жестоко)
- Да, зная об этом, Гринька и предложил ребятам поворачивать обратно. Как вам кажется, ребята последуют совету Гриньки?
- Запомните свои ответы.
Чтение до 2 остановки. ( до слов «А что, нам за ним на пчельник идти».)
— Сбылось ли наше предсказание? Какое?
- Кем был Васятка, которого кусали пчёлы?
- Но ведь сын пчеловода, кажется, должен лучше всех знать и о повадках пчёл, и их опасности для человека. Как же он мог попасть к пчёлам?
— Как вам кажется, с какими чувствами кричал Ваня ребятам?
- Предположите, как отреагируют Гринька и Федя на это тревожное сообщение Вани.
- Запомните свои высказывания.
Чтение до 3 остановки. (до слов «Васяткина мать …»)
- Совпали ли ваши предположения с рассказом?
- Почему Гринька и Федя так поступили?
- Одобряете ли вы такой выбор Вани?
- Легко ли ему было сделать такой выбор?
- Почему?
- Почему же он не ушёл с ребятами?
- Что мог чувствовать Ваня в момент выбора?
- Какие человеческие качества подтолкнули Ваню к выбранному решению?
Если затрудняетесь с названием качеств, можете воспользоваться данным перечнем и выбрать, на ваш взгляд, нужное.
На доске:
отзывчивость
ответственность
безразличие
безответственность
эгоизм
способность к сопереживанию
умение не падать духом
- А что чувствовал Васятка? Докажите это словами текста.
- Как тогда поступил Ваня?
- Предположите, какова будет реакция мамы Васятки?
- Запомните свои ответы.
Чтение до 4 остановки. ( до слов «Ну и хорош! – сказала бабушка».)
- Совпали ваши предположения с рассказом?
- Как вёл себя Ваня перед мамой Васи?
- Докажите словами текста, что Ване сильно досталось от пчёл.
- Предположите, как Ваню встретят его бабушка и отец?
Чтение до 5 остановки.
- Как же бабушка встретила Ваню? Зачитайте.
- А папа? Зачитайте.
- Почему папа рассмеялся и ничего не сказал?
- Как бабушка назвала мальчика?
- Можно ли считать Ваню простофилей?
- Почему?
- Как вы думаете, что сказала бы мама?
Чтение до конца.
- Совпали ваши предположения с рассказом?
- Что сказала бы мама?
- Можно ли сказать, что и отец присоединяется к одобрительным словам мамы?
- Из чего это видно?
- Можно ли назвать поведение Вани поступком? Почему?
Физминутка.
Упражнения для глаз
10 движений глазами справа налево, слева направо.
10 движений глазами вверх-вниз.
10 вращательных движений глазами справа налево.
10 вращательных движений глазами слева направо.
Крепко зажмурьте глаза. Откройте.
Закрыть глаза и представить большой белый экран. Мысленно раскрасить его, не допускать пробелов: желтым, зеленым, любимым цветом.
IV. Стадия рефлексии.
- Похоже ли это произведение на те рассказы, которые вы составляли в начале урока?
- Если бы вы встретили Ваню, что бы захотелось ему сказать?
На доске пословицы:
- Какие пословицы подходят к теме нашего урока?
Как поживешь, так и прослывешь.
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
V. Итог урока.
Отношение к людям – главный показатель того, каков человек в жизни: честный или нечестный, отзывчивый или эгоистичный, совестливый или бессовестный.
Поступок определяет человека, какой он. Правильно выбранный вариант поведения, доброе дело вызывает самоуважение и радость. Мне хочется вам пожелать, чтобы у вас никогда не возникали сомнения в выборе.