урок литературы в 4 классе по теме: "Ы.Алтынсарин Щедрый человек"
Урок литературы в 4 классе по теме: "Ы.Алтынсарин Щедрый человек"
Основная задача школы сегодня - вооружить детей прочными знаниями. На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая. Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя,- хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, её развития этого недостаточно.
Задачи нового образования в свете перехода на 12-летнее обучение требуют коренного изменения работы школы. Новая модель школы характеризуется профилизацией и профессионализацией, компитентностно-деятельным, личностно-ориентированным характером обучения. Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено, во-первых соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному освоению учениками, во-вторых, знаниями и умениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению ученикам. Эта часть педагогической работы сегодня , на наш взгляд, особенно важна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 4 классе по теме: "Ы.Алтынсарин Щедрый человек" »
«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»
МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
«Қостанай қаласы әкімиятының білім бөлімінің М.Қозыбаев атындаға
№23 орта мектебі» мемлекеттік мекеме
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»
ГУ «Средняя школа № 23 им. М. Козыбаева
отдела образования акимата г.Костаная»
Фестиваль аттестуемого учителя
Панорамный урок
учителя начальных классов
Даус Елены Владимировны
литературное чтение в 4 классе
г.Костанай
2014 г.
Актуальность.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способностей овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать всё в большем объёме, применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребёнка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности – значит стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определённой мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности. Содержание образования направлено на овладение учащимися разными видами речевой деятельности (слушание, говорение, письмо) и диалогическими формами общения, на развитие умения осознанно и выразительно читать и пересказывать.
Литература сегодня и как факт существования духовно- нравственной жизни общества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически- нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, особенно интенсивно в младшем школьном возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а значит, и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала. Ученики должны с помощью воображения войти в « нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, понять авторскую идею. В процессе деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно- нравственное развитие ребёнка, которое и есть воспитание.
Анализ ситуации.
Длительное время в начальной школе складывается односторонний поход к художественному произведению. С одной стороны художественное произведение рассматривается как источник конкретных знаний, где дети обсуждают лишь внешнюю, событийную сторону произведения. С другой стороны педагоги стремятся насытить уроки литературы литературоведческими терминами, для осмысления которых литературное произведение становится только иллюстрацией. Очень часто при чтении художественного произведения недооценивается природный детский дар непосредственно целостного восприятия произведения. Основная задача школы сегодня - вооружить детей прочными знаниями. На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая. Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя,- хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, её развития этого недостаточно. Задачи нового образования в свете перехода на 12-летнее обучение требуют коренного изменения работы школы. Новая модель школы характеризуется профилизацией и профессионализацией, компитентностно-деятельным, личностно-ориентированным характером обучения. Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено, во-первых соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному освоению учениками, во-вторых, знаниями и умениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению ученикам. Эта часть педагогической работы сегодня , на наш взгляд, особенно важна.
Проблема:
Выбор эффективного содержания, способствующего формированию понятия «щедрость» и воспитанию нравственных чувств, душевного отклика в процессе анализа художественного произведения.
Тема урока:
Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
Образовательная:
формировать понятия «щедрость, продолжать знакомить учащихся с произведениями мировой детской литературы; учить выделять основную мысль произведения; пробудить мотивацию к автору и произведению; организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению литературной терминологии; формировать основы литературного и языкового анализа художественного произведения.
Развивающая:
развивать навыки связной речи, творческого воображения, образного мышления, служащих основой для собственного литературного творчества учащихся; развивать умение анализировать художественное произведение, выделять цепочку событий и на её основе делать выводы, формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения; устойчивого интереса к чтению, любви к красоте художественного слова;
Воспитательная:
воспитывать нравственные чувства и душевный отклик в процессе анализа художественного произведения; формировать гражданскую позицию, готовность отстаивать свою точку зрения.
ХОД УРОКА:
Этап
Ключевые компетен
ции. Методы и приёмы работы.
Работа учителя
Работа ученика
Организационный (психологический настрой)
Социальная компетент
ность.
Минутка тишины.
Предметная компетент
ность.
Развитие творческого воображения
Подготовка учащихся к работе на занятиях
Психологический настрой.
1 слайд
(Звучит музыка Энно Моррикане
«Тема любви»)
- Я предлагаю вам закрыть глазки и мысленным взором заглянуть в своё сердце. Представьте себе, что внутри вашего сердечка раскинулся чудесный сад – сад вашей души (пауза). Может быть, вы увидите дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево - дерево доверия и уважения (пауза). Попробуйте услышать ручеёк искренности и честности (пауза), полюбоваться цветами любви и добра (пауза), услышьте, как поёт птица счастья (пауза). «Побродите» по сердцу своей души. Полюбуйтесь разноцветьем сада вашей души. Может быть, вам захочется обогатить ваш сад души, наполнить его ещё чем-то или немного исправить (пауза).
- Откройте глазки. Мы вернулись в свой класс.
Выполнение двигательной гимнастики и разминки кистей рук:
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук, тук!
Сделаем большущий круг!
Сядьте на свои места. Перед вами листочки и карандаши.
- А теперь в течение нескольких минут нарисуйте сад вашей души. Поднимите свои листочки вверх.
- Посмотрите, какой дивный сад у нас получился. Каждый из вас талантливо и трогательно создавал частичку «Сада души». Берегите этот сад. Обогащайте его новыми ценностями, мыслями, чувствами и делами.
Включение учащихся в деловой ритм
Учащиеся сидят с закрытыми глазами в кругу на ковре.
Выполнение работы на индивидуальных листочках и показ работ учащихся.
Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.
Автономизационная компетент
ность.
Активизация мыслитель-ной деятельности
Актуализация опорных знаний и умений
- Сегодня мы будем говорить ещё об одной ценности человека, а о какой вы узнаете, отгадав кроссворд.
2 слайд
1)Кроссворд о человеческих ценностях.
(Приложение №1)
Готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Работа на интерактивной доске.
Разгадывают кроссворд и открывают слово щедрость.
Усвоение нового материала (новых знаний)
Информационная компетентность.
Активизация познаватель-
ной деятельности
Социальная компетент
ность
Создание ситуации поиска
(способ сотрудничества)
Информационная компетент
ность
Самостоятельное теоретичес-кое осмысление
Учебно-познавательная компетен
ция
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
- Ребята, мы сегодня будем говорить о доброте и щедрости. Лучше понять, что такое доброта и щедрость, нам поможет притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».
3 слайд
- Знакомство с биографией и портретом автора.
(Приложение №2)
Гимнастика для глаз для профилактики близорукости:
1.Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперёд, выдох.
4. Грех перед Богом – поступки неправильные – осознание праведности жизни.
Учащиеся высказывают свои мнения.
Закрепле
ние пройдено
го материала
Учебно-познавательнаякомпетент
ность
Мозговой штурм
Коммуникативная компетент
ность
Развитие критического мышления.
Предметная компетентность.
Дискуссия
Нравствен
ная компетент
ность.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
- 5 слайд
Определение основных черт характера Атымбая Щедрого
Составление кластера.
- 6 слайд
Повторение правила составления сенквейна.
Ключевое слово – Человек.
Оценивание сенквейнов.
- Выявление положительных и отрицательных составляющих понятия «Щедрость»
Выслушать спикеров от обеих групп.
- Сделайте вывод: Легко ли быть щедрым. Обоснуйте свою точку зрения.
- Все вы, по-своему, правы. У казахского народа есть мудрость, которая гласит:
«Бережливость впадает в скупость, а чрезмерная щедрость – в расточительство». Поэтому каждому человеку необходимо быть в меру бережливым и в меру щедрым.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
Коллективная работа детей по составлению кластера.
Работа детей на интерактивной доске.
Работа в парах.
Составление пятистишья
(синквейна)
Чтение 2-3 пятистиший (по желанию детей)
Работа в группах.
1 группа – выявить ценности понятия «Щедрость»
2 группа – Выявит отрицательные стороны этого понятия.
Рассуждения детей.
Итог
Нравствен
ная компетент
ность.
Развитие коммуникативных навыков
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
А теперь давайте подведём итог нашей работы на уроке.
Мы заговорили о пословицах. Я хочу предложить вам ещё 3 казахские пословицы:
1) Щедр на словах, да скуп на делах.
2) Вся щедрость бая – на языке.
3) У кого руки щедры, у того все дороги открыты.
Обсудите пословицы в группах и выясните, какая из этих пословиц выражает главную идею притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек». Докажите свою точку зрения.
7 слайд
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение информации о реальных результатах обучения
Чтение пословиц детьми.
Обсуждение их в группах. Выступление 1 спикера от группы.
Выделение пословицы, которая выражает главную идею притчи на интерактивной доске.
Домашнее задание
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з, проверка соответствия записей.
8 слайд
И закончить сегодняшний урок я бы хотела такими словами:
Пусть благодать в душе царит,
И щедрость сердца не увянет!»
Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения д/з
Деференцированное задание:
1 уровень.
Выучить определение притча.
2. Читать притчу Ы.Алтынсарина стр. 216 – 217
2 уровень
1. Выучить определение притча.
2. Читать и пересказывать притчу Ы.Алтынсарина
стр. 216 – 217
3 уровень
1. Выучить определение притча.
2. Читать и пересказывать притчу Ы.Алтынсарина
стр. 216 – 217
Творческое задание
3. Написать небольшое сочинение-рассуждение «Щедрый ли я человек»
Приложение №1.
Содействие кому нибудь в чём – нибудь.
(помощь)
Почтительное отношение к другим.
(уважение)
Отзывчивость, душевное расположение к людям.
(доброта)
Склонность, любовь к труду.
(трудолюбие)
Ощущение полного спокойствия, отсутствие сомнения.
(доверие)
Синоним слова правда.
(истина)
Способность чутко (бережно) относиться к окружающим.
Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район Костанайской области) в зажиточной семье. Рано лишившись отца, воспитывался у деда - Балкожа бия. В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу. 2 ученик:
Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. Он открывал школы для детей, писал учебники. В числе его заслуг - открытие первой народной школы (1864). Он собрал, обработал и издал казахские сказки, написал прекрасные стихотворения, басни, рассказы, создал алфавит и письменность, которыми пользуются и сейчас, первые учебники казахского языка и русского языка для казахских школ. Ыбрай Алтынсарин - автор самых первых книги для детей: «Невежество», «Отчего бывает плохо», «Сын бая и сын бедняка».
3 ученик:
Ыбрай Алтынсарин мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину, приносили её пользу. Он считал, что главным богатством является земля и люди, живущие на ней. Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым учителем, писателем, но и прекрасным, щедрым человеком.
Приложение №3
1 группа:
«Эти орехи не для еды, а сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их наружному виду, так как ценность вещи заключается в её содержании».
(«Золотой орех»)
2 группа:
«Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник».
(«Чистый родник»)
Приложение №4
Составление пятистишья (синквейн)
Записать существительное Человек (тема)
Записать два прилагательных, характеризующих эту тему.
Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия (три слова).
Записать четыре слова, включая предлоги, - ваше отношение к этому понятию.
Записать синоним к данному слову.
Приложение №5
М (мизинец)
Мыслительный процесс:
- какие знаний, опыт я сегодня получил?
Ц (безымянный палец)
Близость цели:
- что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец)
Состояние духа:
- каким было сегодня моё настроение, расположение духа?