Приложение 1
Биография Марины Цвеиаевой
1 ученик: 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Слайд №3-4
2 ученик:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
3 ученик: Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке став профессором-искусствоведом и филологом.
Слайд № 5
4 ученик: Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью
Слайд №5
5 ученик: Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».
Слайд №6
6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.
7 ученик: Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.
Слайд №7
8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын - Георгий.
Слайд №8-9
- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».
- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.
Слайд №10
- Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.
- Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.
Слайд №11-12
- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.
- Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)
-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).
- Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома)
Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.
Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа
Приложение 2
Исследование 1.
Это стихотворение посвящено детским годам. Её детство – счастливый период жизни.
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда–то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведёт, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернётся. Этот вопрос задаёт и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы…», но не отвечает на него. Рассказывая о прошлом, М.И.Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.
Исследование 2.
М. Цветаева говорит о реке Оке. Но почему о ней, если она родилась и выросла в Москве? Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.
При необходимости оказывается помощь группам.
- Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?
- Какие же чувства М. Цветаева передала словами?
-Словарь интонаций в поэтическом слове автора: восторг, восхищение, ощущение счастья, наслаждение, свободолюбие, умиротворение, спокойствие, чувство гармонии (слияния с природой), шутливость, игривость, сожаление, светлая грусть, недоумение, сомнение, задумчивость.
Как бы вы прочитали это стихотворение? Почему?
Подберите синонимы к слову «даль»
Подберите антонимы к слову «сон»
-Назовите эпитеты вместе со словами ,к которому они относятся.
-Найдите олицетворения.
-Олицетворения - сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни. Метафоры бежит тропинка, лениво движется Ока... эпитеты...