Литературное чтение
2 класс ОС «Школа 2100»
Урок подготовлен учителем начальных классов Лохматовой Л.В.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
Прозвенел звонок и смолк
Начался у нас урок
Внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение (рассказывание) подготовленного отрывка из «Сказки про Илью Муромца»..
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
Работа с текстом былины.
1. Работа с текстом до чтения.
– Откройте книгу на с. 185. Что сегодня мы будем читать?
– Вспомните, что такое былина. СЛАЙД 2-3
– Кто будут герои этой былины?
– Где мы уже встречались с именем Святогора? Перечитайте соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.
- Что сказали старцы Илье?
– Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?
(Микула Селяниновичем. Селянинович – от слов село, сельский.
был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. СЛАЙД 4
_- Что сказали старцы о Микуле? («Его мать сыра земля любит».)
- А чьим сыном был Илья Муромец? (Он был крестьянским сыном, обороняющим родную землю.
- Какой первый подвиг совершил Илья Муромец после своего исцеления? ( Корчёвка пней и расчистка поля для пашни.)
– Интересно, почему же странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырём? СЛАЙД 5
– Рассмотрите рисунок и подумайте, кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?
- Что может значить: его земля через силу носит? СЛАЙД 6
– Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать?
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение былины нараспев учителем (пропевание).
3. Вопросы после прослушивания: СЛАЙД 7
– Как встретились Илья Муромец и Святогор?
– Что произошло?
– Чем закончилась эта встреча?
– Как называется приём преувеличения силы богатыря? (Гипербола.)
Физкультминутка:
Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепки расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Зашагали вместе браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.
4. Чтение былины учащимися с комментированием.
1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый казак да Илья Муромец...»
Словарная работа по ходу чтения: СЛАЙД 8
зычным голосом – звонким громким голосом.
– Что подумал Илья, увидев Святогора? СЛАЙД 9
– Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам черниговским?
(Нет. Это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?»)
2-я часть – до слов «И поехал он да по святым горам...»
СЛАЙД 10
– Как Илья решил разбудить Святогора?
– Прочитайте, как Илья будил Святогора.
– Что из этого вышло?
Словарная работа (по ходу чтения).
а) – Прочитать сноску.
б) – Сколько это – 40 пуд? (640 кг.)
– Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?
3-я часть – до слов «Тут Святогор-богатырь да опомнился...»
СЛАЙД 11
– Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?
4-я часть – до конца.
СЛАЙД 12
Словарная работа:
орда – вражеское войско (или лагерь);
попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.
СЛАЙД 13
– Что предложил Святогор Илье?
– Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
– Что значит побрататься? (Стать побратимами, быть как братья, заключить братский союз.)
5. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. СЛАЙД 14.
– Эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чём говорит его имя Святогор?
– Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?
– Святогор наделён неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будит? (Вероятно, он хочет помериться со встречным своей силою.)
– С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!» Разве он сам – не русский?
–Как вы думаете, кто слабее, Святогор или Илья?
- Но нет ли у него каких-либо преимуществ перед Святогором?
– Илья Муромец - защитник. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.
Время же Святогора прошло. Он не знает, куда применить свою силу. Он очень древний, поэтому и спит на ходу. Да и земле его тяжело носить!
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Итог.
Рефлексия.
– Что нового вы узнали о богатырях на уроке?
– Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа остаётся Илья Муромец:
СЛАЙД 15
…Как одно-то на небе красно солнышко.
А один-то на Руси Илья Муромец…
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
*Кто хочет быть похожим на богатыря, нарисуйте меч.
ΙV. Домашнее задание.
СЛАЙД 16
Читать былину.
Использованные источники:
- Интернет –сайт: http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/
- Учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир». — - М.: Баласс, 2012. (в 2-х частях).