kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного слушания в 1-м классе «Сказки о природе. В.И. Белов "Родничок"» УМК 21век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: создать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, жанр, автора, тему, соотносить прошлую информацию с опытом общения с книгой, развивать речь учащихся. Обогащать их словарный запас.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
  • Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями  художественного текста.

             Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев.

 

Познавательные: применяют модели для получения информации,

Регулятивные: принимают позицию слушателя, оценивают уровень овладения учебным действием «Я знаю», «Я умею»

Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном, проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного слушания в 1-м классе «Сказки о природе. В.И. Белов "Родничок"» УМК 21век »

Урок литературного слушания в 1-м классе «Сказки о природе. В.И. Белов "Родничок"» УМК 21век

Учитель начальных классов: Ткачёва Светлана Анатольевна

Цели: создать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, жанр, автора, тему, соотносить прошлую информацию с опытом общения с книгой, развивать речь учащихся. Обогащать их словарный запас.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

  • Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев.



Познавательные: применяют модели для получения информации,

Регулятивные: принимают позицию слушателя, оценивают уровень овладения учебным действием «Я знаю», «Я умею»

Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном, проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

 

– Урок пройдёт под девизом: “Торопись на доброе дело, а худое само поспеет”. Как понимаете девиз?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руки, пожелайте удачи. Будем делать только добрые дела.

Дети объясняют смысл пословицы.

II. Актуализация опорных знаний

 

– Давайте вспомним, какие произведения мы уже читали. Рассмотрите книги и определите, какая из них соответствует данной модели.

Работа в группах. (Каждая группа получает по 3 книги и 1 модель)

Примечание. Для рассматривания подбираются большеформатные детские книги в типовом оформлении (на первой странице четко читается фамилия автора и заголовок, есть “говорящая” иллюстрация).

Каждая группа объясняет свой выбор.

1-я группа: модель – стихотворение о Родине

1-я группа – Дрожжин “Привет”;

2-я группа: модель – рассказ о природе

2-я группа – Соколов-Микитов “Русский лес”;

3-я группа: модель – сказка о животных.

3-я группа – Сутеев “Кто сказал “Мяу”

Модели вешают на доску.

III. Открытие нового знания

 

Слушание сказки Белова “Родничок”.
Звучит запись журчащей воды.

 

– Закройте глаза и представьте себе какую-нибудь картину. Что представили?

Ответы детей.

– А теперь послушайте... (Учитель рассказывает или читает сказку В.Белова “Родничок”.) (Слайд 2)

Выявление первичного восприятия произведения.

 

– Что понравилось?
– Что не понравилось?

Понравился родничок, он всех поил водой.
Не понравился комар, он дал родничку плохой совет.

Упражнения по формированию специальных умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему услышанного произведения. Эти понятия (и умения) хорошо усваиваются учащимися при моделировании обложки.

Каждый ребенок на своем листочке моделирует обложку.

– Есть ли на доске модель обложки произведения, которое вы сейчас услышали?

Нет.

– Что я вам читала? (Слайд 3)

Сказку.

Правильно, это сказка.

 

Нарисуем на листочке “заместитель”...

...кружок (рисуют).

– О ком или о чём сказка?
Закрасим кружок... (Слайд 4)

О родничке, о природе.
...зеленым цветом.

– Вы хотите узнать, кто написал эту сказку?
– В.И.Белов. (Учитель показывает портрет писателя.) (Слайд 5)

Да.

Вы еще не умеете писать, поэтому мы вместо фамилии нарисуем в верхней части листа красную рамочку.

Дети рисуют на своих листочках рамочки – “заместители”.

– Подумайте, как Белов озаглавил свою сказку?

Родничок.

Как мы обозначаем заголовок произведения?

Далее следует работа с готовой моделью (Слайд 6):

Синей рамочкой.

– Покажите фамилию автора. Прочитаем: Белов.
Покажите заголовок. Прочитаем: родничок.

 

Динамическая пауза.

 

IV. Первичное закрепление

 

Работа с содержанием произведения.

 

– Как начинается сказка? Какое настроение в начале сказки?

Родился в поле родничок.
Радостное настроение.
Дети перечисляют героев.

– Кто герои, и какие они?
– Как менялся родничок и почему?

Родничок становился больше, потому что он делился со всеми водой.

– Что изменилось после встречи с комаром?

После встречи с комаром родничок не стал ни с кем делиться.

– Как автор показал своё отношение к комару?

Комар не спросился и “спасибо” не сказал. Автор показал его невоспитанным.

– Как заканчивается сказка? Почему родничок заглох?

Родничок заглох. Потому что он стал жадным, ни с кем не стал делиться.

– Что хотел сказать автор?

Если ты добрый, то твоя жизнь будет долгой, интересной и радостной.

Составление схематического плана.

 

– Вы хотите научиться рассказывать эту сказку? Что нам поможет запомнить последовательность событий?

Да. Нам поможет схематический план.

Вводим “заместители” героев. Как их можно обозначить? (Слайд 7, 8) Кто появился у родничка первым? Кто потом?..

Первыми буквами “имен”:
Р – родничок, П – пчёлка,
С – синичка, З – зайчик,
М – Маша, Д – дедушка,
К – комар

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Работа в тетради.

 

Рассмотри цепочку событий и найди ошибку.

Самопроверка (Слайд 8)

– Кто нашел ошибку?

Дети выполняют в рабочей тетради задание №3 – карандашом исправляют ошибку.

VI. Включение нового знания в систему знаний

 

Упражнения в чтении:

 

чтение “имен” героев с эмоциональной окраской.

 

Сначала слово прочитывает читающий ребенок, затем можно попросить повторно прочитать слово нечитающего ученика.

На доске:

 

– Постарайтесь прочитать так, чтобы было понятно ваше отношение к этому герою.

Чтение пословицы:
Торопись на доброе дело, а худое само поспеет.

 

– Кому из героев сказки вы дали бы такой совет? Чему учит сказка?

Родничку. Не надо слушать плохих советов, надо быть добрым, помогать друг другу, делиться с друзьями.

Повторное слушание (необходимо для проверки и углубления эстетического восприятия текста).

 

Так как сказка В.Белова “Родничок” легко и быстро запоминается детьми, то при повторном слушании учитель читает слова автора, а дети исполняют роли героев сказки с опорой на план-схему (Слайд 8)

Дети с помощью учителя распределяют роли, надевают маски и инсценируют сказку.

VII. Рефлексия деятельности

Познакомились со сказкой В.Белова “Родничок”.

– Что нового узнали?

 

– Чем занимались на уроке?

Моделировали обложку, читали слова, инсценировали сказку, чтобы рассказать ее друзьям, родным.

– Для чего мы это делали? Что было трудно или легко?

Учитель собирает листочки с моделями, вкладывает их в обложку и вместе с детьми ее оформляет.

 

VIII. Домашнее задание

 

Предлагается свободный выбор заданий по силам и желанию ребенка.

1) Рассказать сказку друзьям или родным.
2) Придумать продолжение сказки.
3) Нарисовать иллюстрацию к заданному эпизоду для создания книжки-самоделки.

 

Материалы соответствуют программе “Литературное чтение. 1 класс”
(Авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. УМК “Начальная школа XXI века”).

Родничок

Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, еще и трава не обсохла, а пчелка уже летит на ра­боту — сок с цветов собирать. Говорит пчелка род­ничку:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Я не знаю. Я еще малень­кий.

—  Родничок, родничок,— говорит пчелка,— дай водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста. Напилась пчелка, сказала «спасибо» и улетела.

Окреп родничок, веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.

Летит птичка-синичка. Увидела родничок и спрашивает:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, у нее и спрашивай.

—  Дай и мне, родничок, водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.

Сказала птичка-синичка «спасибо» и улетела по своим делам, а родничок еще глубже стал, еще светлее. Поднялось солнышко еще выше. Стало в поле совсем тепло.

Бежит зайчик — серые ушки. Увидел родничок и спрашивает:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, у них и спраши­вай.

—  Дай, родничок, и мне водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.

Попил зайчик, сказал «спасибо» и ускакал по своим делам. Еще шире стал родничок, знай буль­кает. А солнышко на самый верх поднялось, в поле жарко стало.

Идет мимо Маша с ведерком. Увидела родничок и говорит:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, у них и спрашивай.

—  Дай и мне, родничок, водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей, пожалуйста.

Зачерпнула Маша воды ведерком, попила, ска­зала «спасибо» и побежала по ягоды. Совсем глубо­кий стал родничок.

Идет мимо с покоса дедушка с котомкой, увидел родничок и говорит:

—  Ах, какой родничок хороший! Откуда ты такой взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, потом Маша с ведерком. У них и спра­шивай.

—  Дашь, родничок, и мне водицы попить?

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.

Попил дедушка водицы, посидел на травке, ска­зал «спасибо» и пошел дальше.

Еще шибче забулькал родничок, еще чище стала вода в нем. И трава расступилась вокруг, обогнула родничок веселая тропка.

Вдруг летит болотный комар. Не спросил ниче­го, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит на листке, ногу отставив в сторону. Долго так сидел, потом спрашивает:

—  А ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пили из меня водицу пчелка, птичка-синичка, зайчик — серые ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай.

—  Экой ты, родник, — говорит комар, — всех подряд водой поишь. На всех не напасешься, береги для себя воду.

Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля. Спрашивает у родничка:

—  Можно водицы попить?

—  Буль! На всех не напасешься.

Улетела пчелка. Летит птичка-синичка и тоже к родничку:

—  Можно водицы попить?

—  Буль! На всех не напасешься.

Прибежал зайчик — серые ушки, прошла Маша с ягодами, прошел с покоса дедушка с котом­кой — никому родничок не дал водицы попить.

А солнышко все ниже, ниже. Трава все выше, потерялась тропка в траве, стало тихо. Затянула водицу зеленая ряска, потом появился и мокрый мох.

—  Буль! — сказал родничок и заглох.

Не стало в поле родничка, одно топкое место — раздолье для комаров.

Василий Иванович Белов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ткачёва Светлана Анатольевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства