Урок литературного слушания в 1-м классе «Сказки о природе. В.И. Белов "Родничок"» УМК 21век
Урок литературного слушания в 1-м классе «Сказки о природе. В.И. Белов "Родничок"» УМК 21век
Цели: создать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, жанр, автора, тему, соотносить прошлую информацию с опытом общения с книгой, развивать речь учащихся. Обогащать их словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.
Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Цели: создать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, жанр, автора, тему, соотносить прошлую информацию с опытом общения с книгой, развивать речь учащихся. Обогащать их словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.
Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Познавательные: применяют модели для получения информации,
Регулятивные: принимают позицию слушателя, оценивают уровень овладения учебным действием «Я знаю», «Я умею»
Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном, проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
– Урок пройдёт под девизом: “Торопись на доброе дело, а худое само поспеет”. Как понимаете девиз?
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руки, пожелайте удачи. Будем делать только добрые дела.
Дети объясняют смысл пословицы.
II. Актуализация опорных знаний
– Давайте вспомним, какие произведения мы уже читали. Рассмотрите книги и определите, какая из них соответствует данной модели.
Работа в группах. (Каждая группа получает по 3 книги и 1 модель)
Примечание. Для рассматривания подбираются большеформатные детские книги в типовом оформлении (на первой странице четко читается фамилия автора и заголовок, есть “говорящая” иллюстрация).
Каждая группа объясняет свой выбор.
1-я группа: модель – стихотворение о Родине
1-я группа – Дрожжин “Привет”;
2-я группа: модель – рассказ о природе
2-я группа – Соколов-Микитов “Русский лес”;
3-я группа: модель – сказка о животных.
3-я группа – Сутеев “Кто сказал “Мяу”
Модели вешают на доску.
III. Открытие нового знания
Слушание сказки Белова “Родничок”. Звучит запись журчащей воды.
– Закройте глаза и представьте себе какую-нибудь картину. Что представили?
Ответы детей.
– А теперь послушайте... (Учитель рассказывает или читает сказку В.Белова “Родничок”.) (Слайд 2)
Выявление первичного восприятия произведения.
– Что понравилось? – Что не понравилось?
Понравился родничок, он всех поил водой. Не понравился комар, он дал родничку плохой совет.
Упражнения по формированию специальных умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему услышанного произведения. Эти понятия (и умения) хорошо усваиваются учащимися при моделировании обложки.
Каждый ребенок на своем листочке моделирует обложку.
– Есть ли на доске модель обложки произведения, которое вы сейчас услышали?
Нет.
– Что я вам читала? (Слайд 3)
Сказку.
Правильно, это сказка.
Нарисуем на листочке “заместитель”...
...кружок (рисуют).
– О ком или о чём сказка? Закрасим кружок... (Слайд 4)
О родничке, о природе. ...зеленым цветом.
– Вы хотите узнать, кто написал эту сказку? – В.И.Белов. (Учитель показывает портрет писателя.) (Слайд 5)
Да.
Вы еще не умеете писать, поэтому мы вместо фамилии нарисуем в верхней части листа красную рамочку.
Дети рисуют на своих листочках рамочки – “заместители”.
– Как начинается сказка? Какое настроение в начале сказки?
Родился в поле родничок. Радостное настроение. Дети перечисляют героев.
– Кто герои, и какие они? – Как менялся родничок и почему?
Родничок становился больше, потому что он делился со всеми водой.
– Что изменилось после встречи с комаром?
После встречи с комаром родничок не стал ни с кем делиться.
– Как автор показал своё отношение к комару?
Комар не спросился и “спасибо” не сказал. Автор показал его невоспитанным.
– Как заканчивается сказка? Почему родничок заглох?
Родничок заглох. Потому что он стал жадным, ни с кем не стал делиться.
– Что хотел сказать автор?
Если ты добрый, то твоя жизнь будет долгой, интересной и радостной.
Составление схематического плана.
– Вы хотите научиться рассказывать эту сказку? Что нам поможет запомнить последовательность событий?
Да. Нам поможет схематический план.
Вводим “заместители” героев. Как их можно обозначить? (Слайд 7, 8) Кто появился у родничка первым? Кто потом?..
Первыми буквами “имен”: Р – родничок, П – пчёлка, С – синичка, З – зайчик, М – Маша, Д – дедушка, К – комар
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в тетради.
Рассмотри цепочку событий и найди ошибку.
Самопроверка (Слайд 8)
– Кто нашел ошибку?
Дети выполняют в рабочей тетради задание №3 – карандашом исправляют ошибку.
VI. Включение нового знания в систему знаний
Упражнения в чтении:
чтение “имен” героев с эмоциональной окраской.
Сначала слово прочитывает читающий ребенок, затем можно попросить повторно прочитать слово нечитающего ученика.
На доске:
– Постарайтесь прочитать так, чтобы было понятно ваше отношение к этому герою.
Чтение пословицы: Торопись на доброе дело, а худое само поспеет.
– Кому из героев сказки вы дали бы такой совет? Чему учит сказка?
Родничку. Не надо слушать плохих советов, надо быть добрым, помогать друг другу, делиться с друзьями.
Повторное слушание (необходимо для проверки и углубления эстетического восприятия текста).
Так как сказка В.Белова “Родничок” легко и быстро запоминается детьми, то при повторном слушании учитель читает слова автора, а дети исполняют роли героев сказки с опорой на план-схему (Слайд 8)
Дети с помощью учителя распределяют роли, надевают маски и инсценируют сказку.
VII. Рефлексия деятельности
Познакомились со сказкой В.Белова “Родничок”.
– Что нового узнали?
– Чем занимались на уроке?
Моделировали обложку, читали слова, инсценировали сказку, чтобы рассказать ее друзьям, родным.
– Для чего мы это делали? Что было трудно или легко?
Учитель собирает листочки с моделями, вкладывает их в обложку и вместе с детьми ее оформляет.
VIII. Домашнее задание
Предлагается свободный выбор заданий по силам и желанию ребенка.
1) Рассказать сказку друзьям или родным. 2) Придумать продолжение сказки. 3) Нарисовать иллюстрацию к заданному эпизоду для создания книжки-самоделки.
Материалы соответствуют программе “Литературное чтение. 1 класс” (Авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. УМК “Начальная школа XXI века”).
Родничок
Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, еще и трава не обсохла, а пчелка уже летит на работу — сок с цветов собирать. Говорит пчелка родничку:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Я не знаю. Я еще маленький.
— Родничок, родничок,— говорит пчелка,— дай водицы попить.
Окреп родничок, веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.
Летит птичка-синичка. Увидела родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, у нее и спрашивай.
— Дай и мне, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.
Сказала птичка-синичка «спасибо» и улетела по своим делам, а родничок еще глубже стал, еще светлее. Поднялось солнышко еще выше. Стало в поле совсем тепло.
Бежит зайчик — серые ушки. Увидел родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, у них и спрашивай.
— Дай, родничок, и мне водицы попить.
— Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.
Попил зайчик, сказал «спасибо» и ускакал по своим делам. Еще шире стал родничок, знай булькает. А солнышко на самый верх поднялось, в поле жарко стало.
Идет мимо Маша с ведерком. Увидела родничок и говорит:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, у них и спрашивай.
— Дай и мне, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль… Пей, пожалуйста.
Зачерпнула Маша воды ведерком, попила, сказала «спасибо» и побежала по ягоды. Совсем глубокий стал родничок.
Идет мимо с покоса дедушка с котомкой, увидел родничок и говорит:
— Ах, какой родничок хороший! Откуда ты такой взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, потом Маша с ведерком. У них и спрашивай.
— Дашь, родничок, и мне водицы попить?
— Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.
Попил дедушка водицы, посидел на травке, сказал «спасибо» и пошел дальше.
Еще шибче забулькал родничок, еще чище стала вода в нем. И трава расступилась вокруг, обогнула родничок веселая тропка.
Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит на листке, ногу отставив в сторону. Долго так сидел, потом спрашивает:
— А ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пили из меня водицу пчелка, птичка-синичка, зайчик — серые ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай.
— Экой ты, родник, — говорит комар, — всех подряд водой поишь. На всех не напасешься, береги для себя воду.
Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля. Спрашивает у родничка:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасешься.
Улетела пчелка. Летит птичка-синичка и тоже к родничку:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасешься.
Прибежал зайчик — серые ушки, прошла Маша с ягодами, прошел с покоса дедушка с котомкой — никому родничок не дал водицы попить.
А солнышко все ниже, ниже. Трава все выше, потерялась тропка в траве, стало тихо. Затянула водицу зеленая ряска, потом появился и мокрый мох.
— Буль! — сказал родничок и заглох.
Не стало в поле родничка, одно топкое место — раздолье для комаров.