Урок литературного слушания Л.Пантелеев "Буква ты"
Урок литературного слушания Л.Пантелеев "Буква ты"
Цель данного урока-познакомить обучающихся 1 класса с произведением Л.Пантелеева "Буква ты".Через чтение моделей дети выявят проблему,будут учиться ставить перед собой задачи и планировать работу по решению данной проблемы.По ходу урока ребята закрепят понятие различных жанров,указывая на их признаки,будут учиться самостоятельно моделировать обложки книги, учиться обосновывать свой выбор,высказывать своё отношение к героям рассказа.На уроке предусмотрена фронтальная, индивидуальная и групповая работа.Ребята получат сведения об авторе рассказа и узнают о других его произведениях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пантелеев Л. « Буква ТЫ» и др.произведения Пантелеева для выставки;
Презентация к уроку;
цветные карандаши,
условные знаки для построения плана работы;
набор шаблонов-заместителей жанров;
карточки – настроения, модели обложек изученных произведений.
I. Активизация внимания. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
Учитель: Всем, всем добрый день!
Дети: Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
II. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Выявление читательского опыта.
Учебные задачи: обучать правильности и выразительности речи;
формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;
Учебные умения: читать модели обложек;
выявлять проблему и ставить учебную задачу;
Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения.
(Дети читают модели обложек у доски.)
Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?
Дети: На одной модели указан автор, а больше никакой информации нет.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему?
Дети: Нужно познакомиться с этим произведением.
III. Построение плана работы на уроке.
Учебные задачи: обучать планированию своей работы;обучать правильности и выразительности речи.
Учебные умения: составлять план последовательности действий;обосновывать свой выбор.
Учитель: В какой последовательности мы будем работать? Составьте план работы над произведениями.
(Учащиеся с помощью условных знаков (заместителей) составляют план работы над произведением.)Приложение 1
Познакомиться с произведением – определить тему и жанр прочитанного – ответить на вопросы, выполнить задания – работа в группах – вывод (что узнали нового).
IV. Решение проблемы. Работа с текстом.
Учебные задачи:
воспитывать уважение к взрослым и детям;
формировать понятие о жанре “рассказ”;
учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
обучать правильности и выразительности речи;
способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
воспринимать произведение на слух;
самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;
(Учитель читает текст, автор и заголовок не называется)
Учитель: Понравилось вам это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? (Ответы детей)
Учитель: Что особенно понравилось и запомнилось?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Моделирование обложки)
(Учитель с помощью вопросов настраивает детей на работу по моделированию Учащиеся определяют жанр, определяют тему и закрашивают заместитель жанра, указывают заместителя автора и заголовка произведения, проверяют выполненную работу по образцу,созданному учителем, если необходимо исправляют свои ошибки. В итоге получается модель обложки)
Учитель: Ребята, что вы слушали? Подумайте, что это – рассказ, сказка или стихотворение? Выберите шаблоны для моделирования.
Дети определяют жанр и выбирают шаблон.)
На какую тему рассказ? Подумайте и покажите цветом.
-Вспомните,что вы должны указать вверху и внизу модели обложки.
(проверка по образцу учителя,самооценивание)
Учитель:Может кто-то догадался,кто автор произведения?
Дети: Это, наверное Леонид Пантелеев. В начале урока мы встретились с проблемой: нам известен был автор, и мы не знали, какое произведение мы будем слушать.
Учитель: Молодцы! Какие вы внимательные! Да, этот рассказ написал Леонид Пантелеев . Давайте вместе произнесем: Леонид Пантелеев. (Показ портрета писателя)
- А как вы думаете, какой заголовок у рассказа?Как бы вы назвали этот рассказ?
Учитель: Где можно узнать какой заголовок выбрал автор?
Дети: В учебнике, где вы читали.
Учитель: Откройте учебник на стр.25 (страница записывается на доске).
(Дети открывают учебник и самостоятельно находят и читают заголовок)
- Кто прочитает нам вслух заголовок рассказа?
Учитель: Кто скажет, что мы слушали сегодня на уроке?
Дети: Рассказ о детях Л.Пантелеева «Буква Ты»
Учитель: Посмотрим наш план работы. Что мы выполнили?
Дети: Познакомились с произведением, определили жанр и тему, составили модель обложки. Теперь мы будем отвечать на вопросы и выполнять разные задания.
Физкультминутка (2 мин)
Детям предлагаются вопросы: Как звали девочку в рассказе?(задание 2 стр13 в тетради)Какой она была?(задание 4 в тетради)Что она никак не могла понять?Кто помогал ей в этом? Можно ли сказать,что он долго пытался объяснить ей название последней буквы? Как называется такое качество человека? Удалось девочке понять какая была последняя буква?Какой вывод можем сделать?(Нужно быть терпеливым и тогда всё получится)
V. Применение знаний. Работа в группах (дифференцированные задания).
Учебные задачи:
формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
обучать планированию своей работы;
обучать правильности и выразительности речи;
способствовать воспитанию уважительного отношения к товарищам;
создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
читать модели обложек;
соотносить произведение и модель обложки;
определять тему прочитанного произведения;
Работа в группах.
Учитель: Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о моделях?
Дети: Первая модель к сказке о животных; вторая модель к рассказу о детях; третья модель к стихотворению о родине. Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
Дети: Выслушивать мнение товарищей, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.
Учитель:Вы должны полистать учебник,вспомнить произведения нами изученные. Ваша задача определить произведение по модели.
Уровни сложности заданий:
В.Желнезников «История с азбукой», (низкий).
Сказка Михайлова «Лесные хоромы»(средний).
В.Серова «Мой дом» произведение, прочитанное самым первым(высокий).
Презентация результатов работы в группах: представитель от группы называет произведения и автора
VI. Итог урока.
Учебные задачи:
учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
обучать правильности и выразительности речи;
способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
указывать признаки рассказа (реальная история);
высказывать своё отношение к рассказу и героям;
определять тему прочитанного произведения.
(Совместно с учителем дети собирают книжку-малышку из моделей обложки)
Учитель: С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
Дети: Мы познакомились с рассказом Л.Пантелеева «Буква ты»
Учитель: Почему вы решили, что это рассказ?
Дети: Это реальная история, она могла произойти на самом деле.
Учитель:На какую тему? Кто автор этого рассказа?
Дети: О детях. Л.Пантелеев
Учитель: Чему научил нас рассказ?
Дети: Если будешь терпеливым, всё получится.
Учитель: О чем расскажете дома? Кто желает, может прочитать дома и другие рассказы о детях Л.Пантелеева, составить модель обложки, нарисовать иллюстрацию (показ произведений Л.Пантелеева)
VII. Рефлексия. (Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и выходит к доске )Приложение 2
- На уроке было интересно– солнышко.
-Часть урока было интересно, но было и скучно – переменная облачность