Литературное чтение.
Тема: «Земли касается звезда кристальная...» УМК «Перспектива»
К.Бальмонт «Снежинка».
3 класс.
Учитель Колодезникова Лилия Егоровна.
Тема: «Земли касается звезда кристальная...» К.Бальмонт «Снежинка».
Цели:
• Стимулировать желания:
- читать лирические стихи;
- писать лирический текст, используя литературные приёмы: эпитеты, сравнение, олицетворение;
• Актуализировать умение работать по алгоритму.
• Учить:
- определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;
- писать лирический текст, используя алгоритм;
- создать описание снежинки с помощью литературных средств;
- написать небольшой лирический текст;
- анализировать иллюстрации на тему «Звезда кристальная»;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Личностные умения:
- проявлять желание читать лирические произведения;
- проявлять желание писать лирический текст и оформлять иллюстрацию к нему.
Познавательные умения:
- определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;
- писать лирический текст, используя алгоритм.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- проводить исследование поэтических текстов и оформить результат в виде таблицы;
- писать лирический текст на тему «Земли касается звезда кристальная», используя алгоритм «Как написать лирический текст»;
- оформить иллюстрацию на тему «Звезда кристальная».
Оборудование: портрет К.Бальмонта, плакат «Художнику дорога только одна сторона предметов - их красота» А.Фет. Презентация «Снежинка», творческие работы детей, выполненные на уроке технологии – аппликации с изображением снежинок.
Грамзапись П.И.Чайковского «Декабрь».
Ход урока:
Орг. момент.
Этап актуализации опорных знаний.
Загадка:
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
- Что такое снежинка? (Ответы детей. Пушинка, кристаллик снега).
- Как вы понимаете тему урока? «Земли касается звезда кристальная...» (Ответы детей).
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением К.Д.Бальмонта «Снежинка».
Как вы думаете, почему поэт назвал своё стихотворение «Снежинка»? (Ответы детей)
- Прочитайте цитату А.А.Фета «Художнику дорога только одна сторона предметов - их красота».
- Как вы понимаете эту цитату относительно стихотворения К.Д.Бальмонта? (Будем искать красоту в стихотворении «Снежинка», которую увидел К.Д.Бальмонт)
3. Постановка учебной задачи
В стихотворении попробуем по-новому увидеть обычные предметы и явления через взгляд поэта, через его умение выразить своё отношение к данному явлению с помощью литературных приёмов.
Работать будем по такому плану:
1.Познакомиться с содержанием стихотворения.
2. Найти восхищение поэта через литературные приёмы.
3.Почувствовать эту красоту.
4.Выучить строчки, которые понравились.
Основной этап работы.
1) Чтение стихотворения учителем.
- Поднимите руки, кому стихотворение понравилось. Почему?
- Какие запомнились картины? (Ответы детей)
2) Работа по развитию речи.
При чтении стихотворения нам встретились слова, значения которых мы сейчас обсудим:
Без-вест-ну-ю (никому неизвестный)
Низ-ри-ну-ла (вниз спустилась)
Бурная (обильный, стремительный, резкий)
Лазурная (светло-синий)
Веющий (легко колышущий)
Взметается (подняться стремительно кверху)
Лелеющий (нежить, холить, заботливо ухаживать)
Утешена (успокоена)
Какие литературные приёмы вы знаете? (Ответы детей).
Краткая биография (приложение 1).
- Рассмотрите портрет поэта К.Бальмонта, опишите его внешность.
-Расскажите, что вам известно из его биографии. (Ответы детей).
4) Работа над содержанием стихотворения.
а) (Последовательное чтение детьми четверостиший).
- Прочитайте первые 4 строчки.
- О чём говорится в этих строчках? (Ответы детей).
- Прочитайте следующие 4 строчки.
- О чём говорится в этой части стихотворения? (Ответы детей).
- Что вы почувствовали? (Ответы детей)
- Кто был другом снежинки? (Ответы детей)
- Что вы можете сказать о друге снежинки? (бережно относился, лелеял)
- Назовите главную героиню стихотворения.
- Назовите слова, которыми автор описывает снежинку.
- Назовите слова, с помощью которых автор рассказывает о путешествии снежинки.
- Назовите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения.
- Как воображение поэта помогло нам представить портрет снежинки?
- Какие эпитеты применяет автор, описывая снежинку? (белая, чистая, смелая, кристальная, пушистая, умелая, сохранно-белая)
- Какими словами ещё можно описать Снежинку? Какая она ещё может быть? (нежная, милая).
б) Чтение вопросов к тексту
- Прочитайте вопросы к тексту. Вам понятны вопросы? (ответы на вопросы)
в) Продолжите мысль:
- Произведение называется лирическим, если... (в нём выражены чувства героя или автора).
- Выполните задание:
- Соедините стрелками выражение и соответствующий литературный приём.
- Проверьте и оцените друг друга по таблице на доске.
К.Бальмонт «Снежинка» |
«...его качелями она утешена, с его метелями крутится бешено» | олицетворение |
«В лучах блистающих скользит, умелая... | эпитет |
«Лазурь чудесную» | скрытое сравнение, метафора |
- Фронтальная проверка выполненного задания.
- Кто справился с заданием без ошибок?
5)Презентация.
- Сейчас посмотрим презентацию «Снежинка». Я хотела, чтобы вы внимательно рассмотрели все снежинки, нашли в них те качества, которые увидел Константин Дмитриевич Бальмонт. Сопровождать презентацию будет музыка П.И.Чайковского «Декабрь» из альбома «Времена года».
(После просмотра презентации)
- Что вы можете рассказать о просмотренной презентации?
Физминутка (танец снежинки)
- Подготовьтесь прочитать стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» так, чтобы слушатели почувствовали отношение автора к снежинке.
С.151 Чтение стихотворения детьми про себя. Чтение и подготовка к выразительному чтению. (Возможность заучивания наизусть).
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Рассказывание отрывка стихотворения наизусть (по желанию).
6) Самостоятельная работа в рабочей тетради:
- Расскажите алгоритм написания лирического текста.
Алгоритм «Как написать лирический текст»
1. Представить образ (пейзаж), который будешь описывать.
2. Подобрать соответствующие слова и выражения для создания образа.
3. Выразить свои чувства или настроение с помощью:
а) образных средств - эпитет, олицетворение, сравнение;
б) слов, которые передают настроение.
- Составьте описание снежинки, используя строки стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» и собственные наблюдения, используя алгоритм написания лирического текста. Запишите его.
Заслушивание 2-3 описаний.
- Портрет снежинки Константин Дмитриевич Бальмонт связал со сказочным образом, передал восхищение смелой снежинкой, наделив её самыми чудесными свойствами. В стихотворении обычное явление природы показал через художественный образ, как чудесное, сказочное явление.
Чтобы люди разделили с ним восхищение, любовались красотою снежинок.
Задание на дом:
-Откройте дневники, запишите домашнее задание, с.151, отв. на вопросы, выучить наизусть понравившийся отрывок, иллюстрирование снежинок.
6. Итог урока.
- Кому бы вы хотели прочитать это стихотворение? (Ответы детей)
- Какой фрагмент урока вам больше всего понравился? Почему? (Ответы детей).
Оценивание.
- Спасибо за урок.
Приложение 1.
Биография.
БАЛЬМОНТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
Константин Дмитриевич Бáльмонт (1867-1942), русский поэт, прозаик, критик, переводчик.
Родился 3 июня 1867 во Владимирской губернии в семье земского деятеля.
"Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори", — сказал о себе писатель.
В 1886 Константин Дмитриевич Бальмонт заканчивает гимназический курс во Владимире и сразу поступает на юридический факультет Московского университета. С 1889 занимается литературой.
В 1890 издает первый Сборник стихотворений, переводит немецких и французских авторов. Переводит труды по истории скандинавской и итальянской литератур. Бальмонт работает с испанской и английской поэзией.
Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставит переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита, грузинского.
В 1907-1913 Бальмонт живет во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествует по всему миру: совершает кругосветное плавание, посещает Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. Бальмонт этих лет обращается к мифу и фольклору.
Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 навсегда покидает Россию и через Ревель добирается до Парижа.
Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции.
Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией.
Приложение 2.
К.Бальмонт
Снежинка.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Приложение 3.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя.
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
6