Литературное чтение.
  Тема: «Земли касается звезда кристальная...» УМК «Перспектива»
  К.Бальмонт «Снежинка».
  3 класс.
  Учитель Колодезникова Лилия Егоровна.
  
 
  Тема: «Земли касается звезда кристальная...» К.Бальмонт «Снежинка».
  Цели:
  • Стимулировать желания:  
  - читать лирические стихи;  
  - писать лирический текст, используя литературные приёмы: эпитеты, сравнение, олицетворение;
  • Актуализировать умение работать по алгоритму.  
  • Учить:  
  - определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;  
  - писать лирический текст, используя алгоритм;  
  - создать описание снежинки с помощью литературных средств;  
  - написать небольшой лирический текст;  
  - анализировать иллюстрации на тему «Звезда кристальная»;  
  - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;  
  - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
  - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.  
  Личностные умения:  
  - проявлять желание читать лирические произведения;  
  - проявлять желание писать лирический текст и оформлять иллюстрацию к нему.  
  Познавательные умения:  
  - определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;  
  - писать лирический текст, используя алгоритм.
  Регулятивные умения:  
  — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.  
  Коммуникативные умения:  
  - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;  
  - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.  
  Предметные умения:  
  - проводить исследование поэтических текстов и оформить результат в виде таблицы;  
  - писать лирический текст на тему «Земли касается звезда кристальная», используя алгоритм «Как написать лирический текст»;  
  - оформить иллюстрацию на тему «Звезда кристальная».  
  
 
  Оборудование: портрет К.Бальмонта, плакат «Художнику дорога только одна сторона предметов - их красота» А.Фет. Презентация «Снежинка», творческие работы детей, выполненные на уроке технологии – аппликации с изображением снежинок. 
  Грамзапись П.И.Чайковского «Декабрь».
  
 
  Ход урока:
  -  Орг. момент.   
-  Этап актуализации опорных знаний. 
 
 
  Загадка:
  Что за звёздочки такие
  На пальто и на платке?
  Все сквозные, вырезные,
  А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
  - Что такое снежинка? (Ответы детей. Пушинка, кристаллик снега).
  - Как вы понимаете тему урока? «Земли касается звезда кристальная...» (Ответы детей).
  - Сегодня мы познакомимся со стихотворением К.Д.Бальмонта «Снежинка».
  Как вы думаете, почему поэт назвал своё стихотворение «Снежинка»? (Ответы детей)  
  - Прочитайте цитату А.А.Фета «Художнику дорога только одна сторона предметов - их красота».
  - Как вы понимаете эту цитату относительно стихотворения К.Д.Бальмонта? (Будем искать красоту в стихотворении «Снежинка», которую увидел К.Д.Бальмонт)
  
 
  3. Постановка учебной задачи
  -  В стихотворении попробуем по-новому увидеть обычные предметы и явления через взгляд поэта, через его умение выразить своё отношение к данному явлению с помощью литературных приёмов. 
-  Работать будем по такому плану: 
 1.Познакомиться с содержанием стихотворения.
  2. Найти восхищение поэта через литературные приёмы.
  3.Почувствовать эту красоту.
  4.Выучить строчки, которые понравились.
  
 
  -  Основной этап работы. 
 1) Чтение стихотворения учителем.  
  - Поднимите руки, кому стихотворение понравилось. Почему?
  - Какие запомнились картины? (Ответы детей)
  2) Работа по развитию речи. 
  При чтении стихотворения нам встретились слова, значения которых мы сейчас обсудим:
  Без-вест-ну-ю (никому неизвестный)
  Низ-ри-ну-ла (вниз спустилась)
  Бурная (обильный, стремительный, резкий)
  Лазурная (светло-синий)
  Веющий (легко колышущий)
  Взметается (подняться стремительно кверху)
  Лелеющий (нежить, холить, заботливо ухаживать)
  Утешена (успокоена)
  Какие литературные приёмы вы знаете? (Ответы детей).
   -  Краткая биография (приложение 1). 
 - Рассмотрите портрет поэта К.Бальмонта, опишите его внешность. 
  -Расскажите, что вам известно из его биографии. (Ответы детей).
  4) Работа над содержанием стихотворения.  
  а) (Последовательное чтение детьми четверостиший).
  - Прочитайте первые 4 строчки.
  - О чём говорится в этих строчках? (Ответы детей).
  - Прочитайте следующие 4 строчки. 
  - О чём говорится в этой части стихотворения? (Ответы детей).
  - Что вы почувствовали? (Ответы детей)
  - Кто был другом снежинки? (Ответы детей)
  - Что вы можете сказать о друге снежинки? (бережно относился, лелеял)
  - Назовите главную героиню стихотворения.  
  - Назовите слова, которыми автор описывает снежинку.  
  - Назовите слова, с помощью которых автор рассказывает о путешествии снежинки.  
  - Назовите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения.  
  - Как воображение поэта помогло нам представить портрет снежинки? 
  
 
  - Какие эпитеты применяет автор, описывая снежинку? (белая, чистая, смелая, кристальная, пушистая, умелая, сохранно-белая) 
  - Какими словами ещё можно описать Снежинку? Какая она ещё может быть? (нежная, милая).
  б) Чтение вопросов к тексту  
  - Прочитайте вопросы к тексту. Вам понятны вопросы? (ответы на вопросы)
  в) Продолжите мысль:
  - Произведение называется лирическим, если... (в нём выражены чувства героя или автора).
  - Выполните задание:
  - Соедините стрелками выражение и соответствующий литературный приём. 
  - Проверьте и оцените друг друга по таблице на доске.
  
    | К.Бальмонт «Снежинка» | 
  | « ...его качелями она утешена, с его метелями крутится бешено» | олицетворение | 
  | «В лучах блистающих скользит, умелая... | эпитет | 
  | «Лазурь чудесную» 
 | скрытое сравнение, метафора | 
 
   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  - Фронтальная проверка выполненного задания. 
  - Кто справился с заданием без ошибок?
  5)Презентация.
  - Сейчас посмотрим презентацию «Снежинка». Я хотела, чтобы вы внимательно рассмотрели все снежинки, нашли в них те качества, которые увидел Константин Дмитриевич Бальмонт. Сопровождать презентацию будет музыка П.И.Чайковского «Декабрь» из альбома «Времена года».
  (После просмотра презентации)
  - Что вы можете рассказать о просмотренной презентации?
  
 
  Физминутка (танец снежинки)
  
 
  - Подготовьтесь прочитать стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» так, чтобы слушатели почувствовали отношение автора к снежинке.
  С.151 Чтение стихотворения детьми про себя. Чтение и подготовка к выразительному чтению. (Возможность заучивания наизусть).
  Выразительное чтение стихотворения детьми. 
  Рассказывание отрывка стихотворения наизусть (по желанию). 
  6) Самостоятельная работа в рабочей тетради:
  - Расскажите алгоритм написания лирического текста.
 Алгоритм «Как написать лирический текст»  
  1. Представить образ (пейзаж), который будешь описывать. 
  2. Подобрать соответствующие слова и выражения для создания образа. 
  3. Выразить свои чувства или настроение с помощью: 
  а) образных средств - эпитет, олицетворение, сравнение; 
  б) слов, которые передают настроение. 
  - Составьте описание снежинки, используя строки стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» и собственные наблюдения, используя алгоритм написания лирического текста. Запишите его.  
  Заслушивание 2-3 описаний.  
  - Портрет снежинки Константин Дмитриевич Бальмонт связал со сказочным образом, передал восхищение смелой снежинкой, наделив её самыми чудесными свойствами. В стихотворении обычное явление природы показал через художественный образ, как чудесное, сказочное явление.
  Чтобы люди разделили с ним восхищение, любовались красотою снежинок.
  -  Задание на дом:   
 -Откройте дневники, запишите домашнее задание, с.151, отв. на вопросы, выучить наизусть понравившийся отрывок, иллюстрирование снежинок. 
  
 
  6. Итог урока.  
  - Кому бы вы хотели прочитать это стихотворение? (Ответы детей)
  - Какой фрагмент урока вам больше всего понравился? Почему? (Ответы детей).
  Оценивание.
  - Спасибо за урок.
  
 
  Приложение 1.
  
 
  
  
 
  Биография.
  БАЛЬМОНТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
  
 
  Константин Дмитриевич Бáльмонт (1867-1942), русский поэт, прозаик, критик, переводчик.
 Родился 3 июня 1867  во Владимирской губернии в семье земского деятеля. 
 "Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори", — сказал о себе писатель. 
 В  1886  Константин Дмитриевич Бальмонт заканчивает гимназический курс во Владимире и сразу поступает на юридический факультет Московского университета. С 1889  занимается литературой. 
 В  1890 издает первый Сборник стихотворений, переводит немецких и французских авторов. Переводит труды по истории скандинавской и итальянской литератур. Бальмонт работает с испанской и английской поэзией.  
  Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставит переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита, грузинского. 
 В 1907-1913 Бальмонт живет во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествует по всему миру: совершает кругосветное плавание, посещает Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию.  Бальмонт этих лет обращается к мифу и фольклору. 
 Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 навсегда покидает Россию и через Ревель добирается до Парижа.
 Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции. 
 Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией. 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 2.
  
 
  К.Бальмонт
  
 
  Снежинка.
   Светло-пушистая,
  Снежинка белая,
  Какая чистая,
  Какая смелая!
  
 
  Дорогой бурною
  Легко проносится,
  Не ввысь лазурную,
  На землю просится.
  
 
  Лазурь чудесную
  Она покинула,
  Себя в безвестную
  Страну низринула.
  
 
  В лучах блистающих
  Скользит, умелая,
  Средь хлопьев тающих
  Сохранно-белая.
  
 
  Под ветром веющим
  Дрожит, взметается,
  На нём, лелеющем,
  Светло качается.
  
 
  Приложение 3.
  Его качелями
  Она утешена,
  С его метелями
  Крутится бешено.
  
 
  Но вот кончается
  Дорога дальняя.
  Земли касается 
  Звезда кристальная.
  
 
  Лежит пушистая
  Снежинка смелая,
  Какая чистая,
  Какая белая!
    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
     6