~~Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе "Русская народная сказка
"Заяц-хваста"
Цели:
1. Познакомить учащихся с произведением.
2. Развивать умение работать с текстом.
3. Показать, что хвастовство – порок человека.
4. Воспитывать любовь к животным.
I. Организационные моменты.
II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с авторскими произведениями Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.
- На какие группы делятся зайцы? (лесные, полевые, гуменники).
- Чем они питаются?
- В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце идет речь? (о лесном)
- Какие слова или словосочетания доказывают, что это лесной заяц? (докажите)
- Что вы узнали о лесном зайце?
- Какой он? (трусливый, бестолковый, всего боится).
III. Открытие нового знания.
Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.
- А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».
- Кто автор этой сказки?
1.Словарная работа.
При/хо/ди/лось пот/ре/па/ла у/си/щи
Гум/но подх/ва/ти/ли ла/пи/щи
Кресть/я/нин встре/ти/ла зу/би/щи
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной
- Значение каких слов вам не понятно?
Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.
Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.
Усищи, лапищи, зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы».
- Сравните, чем отличаются?
Физминутка.
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.
2. Первичное знакомство с текстом.
(читает учитель)
- О чем эта сказка?
- Кто главные герои этого произведения?
- Какой заяц?
3. Вторичное знакомство с текстом.
- Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.
- Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)
- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)
- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (прочитайте)
- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»?
(трепать – дергать, трясти (приводить в порядок)).
- Зачем ворона его потрепала? (потому что хвастаться не красиво)
- Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)
- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»?
( подняли, уцепились в нее, кусали ее)
- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?
(давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать).
- Как заяц повел себя в этой ситуации? (прочитайте)
- Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»?
(Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне)
- Найдите в тексте слова подтверждающие это.
- Заяц бросился на выручку вороне как? (молниеносно, мгновенно)
- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?
- Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?
- В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)
- Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужественный)
Физминутка.
Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.
IV. Работа с рисунками.
- На интерактивной доске вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.
- Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).
V. Работа с пословицами.
- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
1) « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).
2) « Любишь кататься – люби и саночки возить» ( Эта пословица о труде.)
3) «Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)
- Какое маленькое дело сделал заяц?
VI. Путешествие в театр.
- Посмотрим как эту сказку можно разыграть на сцене.
VII. Вывод.
- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке? (хвастовство)
- Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову.
- Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?
- А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество? (животные)
- Какие сказки вы знаете?
- Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?
VIII. Д/З Чтение сказки по ролям.