-Сегодня у нас необычный урок. Его тема близка и понятна каждому. Я попрошу вас помочь мне в сообщении темы урока. Для этого нужно внимательно послушать одну музыкальную загадку. Работайте дружно, будьте активны, помогайте товарищам. -Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Постарайтесь представить себе то, о чём услышите. Закройте глаза. Сделайте глубокий вздох, а затем выдох. Ещё раз вдох, а затем выдох. Постарайтесь почувствовать настроение данного музыкального произведения и догадаться что это. Слушание колыбельной «Засыпай, солнышко» Ларисы Черниковой (3 мин 40с) -Ещё раз рассмотрите ту картину, которую вы себе представили, полюбуйтесь ею. Поблагодарите образы, скажите им « Спасибо!». -Сделайте глубокий вдох, выдох. Ещё раз вдохните, выдохните. Потянитесь, медленно откройте глаза. Обсуждение новой информации. -Какой характер у мелодии? (Спокойный, нежный плавный) -Что же вам удалось увидеть? Что вы представили? Какое настроение создаёт эта мелодия? Зарисовка образа по теме(4 мин) -Зарисуйте то, что каждый из вас смог представить на альбомном листе. -Расскажите, что нарисовали. Кто догадался что прозвучало? (Колыбельная) -Слышали ли вы их раньше? Где? Кто их исполняет чаще всего?» Сообщение темы урока -Сегодня мы с вами подробно поговорим о колыбельных. Постараемся узнать зачем их поют. -А сейчас давайте выясним, что вам уже известно о колыбельных. Для этого заполним таблицу «Верные и неверные утверждения».(2 мин) -Прочитаем утверждение и если вы согласны с ним, то поставим + в графу «Да», ЕСЛИ НЕ СОГЛАСНЫ, ТО + В ГРАФУ «Нет» -Посмотрим, изменятся, ли ваши представления о колыбельных в результате нашего урока. Рассказ учителя о колыбельных (презентация: 5 мин) - А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. -В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать – значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять. -Издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.(1 слайд) -Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках – колыбельках. Посмотрите значение этого слова в тетради на стр.38. Прочитайте. - Как люлька, так и зыбка подвешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется «очеп». На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света. (слайд 3) -Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом» т. е. напевно.(4 слайд) – Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Детишки лучше понимают не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогает малышам успокоиться.(5 слайд) . В прапрадедовские времена прежде, чем положить малышу в колыбель, клали в нее кошечку или котика, чтобы они могли передать свою привычку – мирно спать – младенцу. Обряд забыли, а котик остался самым любимым персонажем колыбельных песенок.(6 слайд) Колыбельные бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, написали свои колыбельные песни.(7 слайд) Работа с авторским текстом -Услышав, что мы говорим о колыбельных, к нам пришёл Афанасий. Откройте учебник на странице 50. Чтение авторского текста Вопросы после текста -Из каких слов песни видно, что это колыбельная? (Баю-бай) -Что вы узнали о быте норвежской семьи? -О чём мама просит малыша? -Подберите синоним к слову «подремать» (поспать, почивать, заснуть)
-Какие общие признаки вы увидели в колыбельных? (небольшие по объёму, использование слов с уменьшительно-ласкательным значением (котик, заюшка), часто звучат слова «баю-бай», песня адресована младенцу, нежными чувствами) Чтение колыбельных песен (на листе) Сравнение прозвучавших песен -Чем похожи эти песни? (Напевностью, ритмом, особыми словами) -Ответьте на вопрос, поработав в парах: «Кто приходит к малышу в этих колыбельных?» - Свой выбор сделайте, подчеркнув нужные слова в тексте колыбельных простым карандашом (журавли, гули, заюшки,котик,олень,собачка) -Давайте вместе покажем этих животных с помощью движений. ( Учитель показывает иллюстрацию животного , а учащиеся выполняют характерные для него движения) -Как вы думаете, потеряли ли актуальность колыбельные в наши дни? Нужны они нам сегодня? -Я знаю, у ребят нашего класса, есть в семьях маленькие братья и сёстры, которым мамы поют колыбельные. Кто знает колыбельную и может нам её спеть? -Можно ли громко петь такую песню? Почему? В каком темпе звучали колыбельные? (Медленном) Работа с текстами литературных колыбельных песен -Рассмотрите иллюстрацию на стр.51. Как вы думаете о чём будем читать? Какой вид литературного произведения? -Литературные колыбельные песни появились позже, -Давайте познакомимся с колыбельной Валерия Брюсова и сравним с народными колыбельными. 1). Самостоятельное чтение колыбельной «Спи мой мальчик.» 2). Обсуждение прочитанного: -Какие картины вы себе представили? Чтение вслух: 1 строфа -Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать) -Узнайте значение слова « почивает» в Толковом словаре с 47 -Почему автор выбрал такое слово, говоря о седом соме? (Уважительно о мудром соме, он всеми уважаем) 2 строфа: -Кто не спит ночью? Почему мальчику не нужно их бояться? 3 строфа: Как вы понимаете слова «звери лёгкие на роздых»? (Легко и быстро засыпают) Работа с текстом после чтения -Какие чувства нужно передать при чтении? (Любви, нежности, покоя, готовности защитить) Упражнение в выразительном чтении ( 2 ученика) Сравнение народных и литературных колыбельных песен. - Что их объединяет? (Ласковый тон, медленный темп, напевность речи) -Чем отличаются? (меньше устаревших слов) -Давайте, вернёмся к нашей таблице и, посмотрим, произошли ли там изменения в ваших представлениях о колыбельных. Исправьте, если они появились. _А сейчас, я попрошу поработать вас в группах и на свои рисунки написать 5-6 опорных слов по нашей теме урока. (Колыбель, сон, дрёма, мама, нежность, забота, любовь, тихо и тд) -Какие новые понятия вы узнали на уроке? («речитатив») -На какой вопрос мы старались найти ответ на уроке? -Кто в результате нашего урока нашёл ответ и сможет теперь рассказать о колыбельных песнях другим ребятам? -Какое задание понравилось вам больше всего? -Поставьте себе отметку в графу самооценка. Вспомните, кто особенно активно сегодня работал и был помощником учителя. (Учитель оценивает )
-Прочитать колыбельную на стр. 52 учебника и сравнить её с колыбельной В Брюсова по желанию выполнить иллюстрацию к колыбельной |