kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Зачем поют колыбельные?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для проведения на уроке литературного чтения во втором классе. Образовательная система "Школа 2100". Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке применяются технологии "Критическое мышление", "Технология развития целостного мышления".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Зачем поют колыбельные?». »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №95

Калининского района Санкт-Петербурга









Урок литературного чтения во 2 «А» классе

Тема: «Зачем поют колыбельные?».



(УМК «Школа 2100)

Учебник «Литературное чтение» 2 класс «Маленькая дверь в большой мир»)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева





Учитель начальных классов

высшей категории –

Филатова Вера Ивановна





Санкт-Петербург

2013 год



Предмет


Литературное чтение (УМК «Школа 2100")


Класс


2 «А»


Тема урока


«Зачем поют колыбельные?»

Тип урока

ОНЗ (урок открытия новых знаний)

Цель для учителя

  • Создать условия учащимся для раскрытия особенности жанра колыбельные песни


Цель для ученика

  • Учиться формированию умения различать колыбельные песни среди других жанров литературных произведений по их признакам.


Задачи

  • Познакомить учащихся с колыбельными песнями, их значением для человека с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству и более прочному усвоению программного материала

  • Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения

  • Показать влияние колыбельных на чувства людей

  • Развивать речь обучающихся.

  • Воспитывать любовь к чтению и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ

  • Формировать умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ; предлагать помощь и сотрудничество.

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные


Личностные

  • Включение учащихся в деятельность по планированию изучения новой темы

  • Осознание учащимися ценности изучаемого предмета

  • Формирование у учащихся понятие колыбельной песни, её существенных признаков.

Познавательные:

  • Развитие умения самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

  • Развитие умения перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;


  • Развитие умения давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

  • Развитие умения планировать необходимые действия.

  • Развитие умения контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы

  • Развитие умения формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся;

  • Оценивание сложившейся учебной ситуации.

Коммуникативные:

  • Оформление своей мысли в устной речи, высказывание своей точки зрения, формулирование высказывания;

  • Развитие умения сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;

  • Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

  • Формирование этических чувств прежде всего доброты и эмоционально- нравственной отзывчивости

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.

  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

  • Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, культуры, религий

Решаемые учебные проблемы

Особенности жанра колыбельных песен

Основные понятия, изучаемые на уроке

Песня, колыбель, речитатив, народные колыбельные, литературные колыбельные, напевность

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Ноутбук

Методическое назначение средств ИКТ

  • Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;

  • Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемая литература:

1.Бунеева Е.В Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Н.А. Уроки литературного чтения2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение 2 класс «Маленькая дверь в большой мир». Учебник для второго класса – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

3.Бунеева Е.В., Бунеева Е. В. Рабочая тетрадь чтению для 2-го класса, – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

4.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителя общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.

5. Шестакова Н. А., Кулюкина Т. В. Толковый словарик к учебнику Литературное чтение («Маленькая дверь в большой мир»)

6. Ямшинина С. Н. Материалы для участников семинара от Института развития образования



Технологии: «Критическое мышление», «Технология развития целостного мышления»



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационное

Начало. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)













  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.



















  1. Постановка учебной задачи














  1. Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)






















  1. Развитие умений




















































































6.Рефлексия





















7.Домашнее задание












































-Сегодня у нас необычный урок. Его тема близка и понятна каждому. Я попрошу вас помочь мне в сообщении темы урока. Для этого нужно внимательно послушать одну музыкальную загадку. Работайте дружно, будьте активны, помогайте товарищам.


-Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Постарайтесь представить себе то, о чём услышите. Закройте глаза. Сделайте глубокий вздох, а затем выдох. Ещё раз вдох, а затем выдох. Постарайтесь почувствовать настроение данного музыкального произведения и догадаться что это.

Слушание колыбельной «Засыпай, солнышко» Ларисы Черниковой (3 мин 40с)

-Ещё раз рассмотрите ту картину, которую вы себе представили, полюбуйтесь ею. Поблагодарите образы, скажите им « Спасибо!».

-Сделайте глубокий вдох, выдох. Ещё раз вдохните, выдохните. Потянитесь, медленно откройте глаза.

Обсуждение новой информации.

-Какой характер у мелодии? (Спокойный, нежный плавный)

-Что же вам удалось увидеть? Что вы представили?

Какое настроение создаёт эта мелодия?

Зарисовка образа по теме(4 мин)

-Зарисуйте то, что каждый из вас смог представить на альбомном листе.

-Расскажите, что нарисовали.

Кто догадался что прозвучало? (Колыбельная)

-Слышали ли вы их раньше? Где? Кто их исполняет чаще всего?»

Сообщение темы урока

-Сегодня мы с вами подробно поговорим о колыбельных. Постараемся узнать зачем их поют.

-А сейчас давайте выясним, что вам уже известно о колыбельных. Для этого заполним таблицу «Верные и неверные утверждения».(2 мин)

-Прочитаем утверждение и если вы согласны с ним, то поставим + в графу «Да», ЕСЛИ НЕ СОГЛАСНЫ, ТО + В ГРАФУ «Нет»

-Посмотрим, изменятся, ли ваши представления о колыбельных в результате нашего урока.


Рассказ учителя о колыбельных (презентация: 5 мин)

- А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу.

-В народе колыбельные зовут байками. Это  название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь).  Баять и байкать – значит  говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит,   припевая укачивать, усыплять.

-Издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу,  было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.(1 слайд)

-Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках – колыбельках. Посмотрите значение этого слова в тетради на стр.38. Прочитайте.

- Как  люлька, так и зыбка подвешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется «очеп». На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света. (слайд 3)

-Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши  хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом» т. е. напевно.(4 слайд)

– Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные.   Детишки лучше понимают не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогает малышам  успокоиться.(5 слайд)

. В прапрадедовские времена прежде, чем положить малышу в колыбель, клали в нее кошечку или котика, чтобы они могли передать свою привычку – мирно спать – младенцу. Обряд забыли, а котик остался самым любимым персонажем колыбельных песенок.(6 слайд)

Колыбельные бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, написали свои колыбельные песни.(7 слайд)

Работа с авторским текстом

-Услышав, что мы говорим о колыбельных, к нам пришёл Афанасий. Откройте учебник на странице 50.

Чтение авторского текста

Вопросы после текста

-Из каких слов песни видно, что это колыбельная? (Баю-бай)

-Что вы узнали о быте норвежской семьи?

-О чём мама просит малыша?

-Подберите синоним к слову «подремать» (поспать, почивать, заснуть)

  • Просмотр видеофрагмента с народной русской колыбельной в исполнении Карабулатовой



-Какие общие признаки вы увидели в колыбельных? (небольшие по объёму, использование слов с уменьшительно-ласкательным значением (котик, заюшка), часто звучат слова «баю-бай», песня адресована младенцу, нежными чувствами)

Чтение колыбельных песен (на листе)

Сравнение прозвучавших песен

-Чем похожи эти песни? (Напевностью, ритмом, особыми словами)

-Ответьте на вопрос, поработав в парах: «Кто приходит к малышу в этих колыбельных?»

- Свой выбор сделайте, подчеркнув нужные слова в тексте колыбельных простым карандашом (журавли, гули, заюшки,котик,олень,собачка)

  • Физ. минутка

-Давайте вместе покажем этих животных с помощью движений. ( Учитель показывает иллюстрацию животного , а учащиеся выполняют характерные для него движения)

-Как вы думаете, потеряли ли актуальность колыбельные в наши дни? Нужны они нам сегодня?

-Я знаю, у ребят нашего класса, есть в семьях маленькие братья и сёстры, которым мамы поют колыбельные. Кто знает колыбельную и может нам её спеть?

-Можно ли громко петь такую песню? Почему? В каком темпе звучали колыбельные? (Медленном)

Работа с текстами литературных колыбельных песен

  • Работа с текстом до чтения

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.51. Как вы думаете о чём будем читать? Какой вид литературного произведения?

-Литературные колыбельные песни появились позже,

-Давайте познакомимся с колыбельной Валерия Брюсова и сравним с народными колыбельными.

  • Работа с текстом во время чтения

1). Самостоятельное чтение колыбельной «Спи мой мальчик.»

2). Обсуждение прочитанного:

-Какие картины вы себе представили?

Чтение вслух:

1 строфа

-Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать)

-Узнайте значение слова « почивает» в Толковом словаре с 47

-Почему автор выбрал такое слово, говоря о седом соме? (Уважительно о мудром соме, он всеми уважаем)

2 строфа:

-Кто не спит ночью? Почему мальчику не нужно их бояться?

3 строфа:

Как вы понимаете слова «звери лёгкие на роздых»? (Легко и быстро засыпают)

Работа с текстом после чтения

-Какие чувства нужно передать при чтении? (Любви, нежности, покоя, готовности защитить)

Упражнение в выразительном чтении ( 2 ученика)

Сравнение народных и литературных колыбельных песен.

- Что их объединяет? (Ласковый тон, медленный темп, напевность речи)

-Чем отличаются? (меньше устаревших слов)

-Давайте, вернёмся к нашей таблице и, посмотрим, произошли ли там изменения в ваших представлениях о колыбельных. Исправьте, если они появились.

_А сейчас, я попрошу поработать вас в группах и на свои рисунки написать 5-6 опорных слов по нашей теме урока. (Колыбель, сон, дрёма, мама, нежность, забота, любовь, тихо и тд)

-Какие новые понятия вы узнали на уроке? («речитатив»)

-На какой вопрос мы старались найти ответ на уроке?

-Кто в результате нашего урока нашёл ответ и сможет теперь рассказать о колыбельных песнях другим ребятам?

-Какое задание понравилось вам больше всего?

-Поставьте себе отметку в графу самооценка. Вспомните, кто особенно активно сегодня работал и был помощником учителя. (Учитель оценивает )



-Прочитать колыбельную на стр. 52 учебника и сравнить её с колыбельной В Брюсова по желанию выполнить иллюстрацию к колыбельной

Личностные

  • Проявление интереса к поставленной проблеме

Регулятивные

  • Работа по предложенному учителем плану

Познавательные

  • Работа с понятийным аппаратом урока

Коммуникативные

  • Планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Личностные

  • Развиваем умение высказывать своё отношение к услышанному, выражать эмоции

Регулятивные

  • Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

  • Саморегуляция в затруднении

Познавательные

  • Извлечение необходимой информации

Коммуникативные

  • Аргументирование своего мнения в позиции коммуникации


Личностные

  • Смыслообразование

Регулятивные

  • Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

  • Развитие умения слушать и понимать речь других




Личностные

  • Смыслообразование

Регулятивные

  • Развиваем умение работать по предложенному учителем плану

Познавательные

  • Развиваем умение делать выводы в результате работы класса и учителя

Коммуникативные

  • Развиваем умение слушать и понимать речь других







Личностные

  • Проявление интереса к поставленной проблеме

Регулятивные

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

Познавательные

  • Сбор информации, извлечение из различных источников), дополнение таблиц новыми данными

Коммуникативные

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

































































Личностные

  • Самооценка на основе критериев успешности

Регулятивные

  • Контроль и оценка способов своей деятельности

Познавательные

  • Рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные

  • Планирование успешного сотрудничества


































































3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Зачем поют колыбельные?».

Автор: Филатова Вера Ивановна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства