Тема: "Д.Хармс, С.Маршак "Веселые чижи".
Этапы урока | Организация деятельности учителя | Организация деятельности учащихся |
I. Организация начала урока и психологический настрой. | Звучит музыка. День погожий, день веселый, Небо – золото и синь! Белокаменная школа – Среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле, Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе, Значит, там идет урок. | Дети подпевают: "прозвенел звонок, начался урок." |
1. Мотивация к учебной деятельности | Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями. | (Дети поворачиваются к гостям и говорят хором) “Здравствуйте” – скажем руками. Пожимают друг другу руки. “Здравствуйте” – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой. “Здравствуйте” – скажем ртом: Обращаются к гостям. “Здравствуйте!” Станет радостней кругом. |
II. Музыкальная распевка . Речевая разминка (отрывок стихотворения Д. Хармса на карточке). | –Послушайте и определите чьи это звуки? Звучит пианино Прочитайте 8-ми стишье самостоятельно и подумайте. Кто автор этого стихотворения? Кораблик. По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки Только кошки и коты. | Прогулка в лес. (Заочное путешествие) Дети вторят, подпевают. |
Идет демонстрация слайдов | – Кто автор этого стихотворения? – Почему вы так определили? – Как вы думаете, как называется это стихотворение? – Кто же плыл на кораблике? – Как вы узнали? – Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, с сожалением, сердито, с ускорением). – Какую работу мы выполнили? – Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень). | – Д. Хармс. (Ответы детей) – Кораблик. – Плыли мыши. (Ответы детей) Дети читают отрывок с разной интонацией – Речевую разминку (Оценивают себя) |
– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов. | – “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г). |
III. Проверка домашнего задания. | – Кто читал эти журналы? – Какие детские журналы читаете вы? – Какое домашнее задание у вас было? | – Наши прабабушки и прадедушки. (Ответы детей) – Найти стихи Д. Хармса и выучить их. (Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи) |
Работа в оценочном листе | – Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания. | (Дети оценивают себя) |
IV. Музыкальная пауза | –За окном-то -осень, перемен в погоде восемь. Опустели поля и леса, караваны птиц потянулись на юг. Послушайте , как грустно скворушке расставаться с родными местами... | Дети исполняют под сопровождение музыкального инструмента песню " Скворушка"
|
V. Работа по теме урока. | – Разгадайте загадку. Я – и пташечка лесная, Я – и песенка смешная, И веселая игра Для детей всего двора. | (Если дети затрудняются, учитель предлагает загадку) |
Вывешивается ил. Чижа. | – Сейчас послушаем небольшое сообщение о чиже. | – Чиж (Выступает подготовленный ученик). |
1. Работа по учебнику | – Откройте учебники на странице 170. Прочитайте название стихотворения. – Кто авторы стихотворения? – Что объединяет этих авторов? (Работали в соавторстве) | (Дети открывают учебники, читают название стихотворения) – Д. Хармс, С. Маршак – Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах. |
| – Какая тема нашего урока? | – Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” |
| – Попробуем определить цели урока. | – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей. |
– Кому посвящено это стихотворение? – Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36. | – 6-му Ленинградскому детдому. (Ответы детей) |
Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей. | – Что такое детдом? После ВОВ во время блокады Ленинграда много погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах. | |
Чтение стихотворения по цепочке. (Презентация) | – Прочитаем стихотворение по цепочке и сразу будем работать со словарными словами. – Что обозначают слова взятые в розовую рамку? – ……….. в голубую рамку? | – Найти слово в толковом словаре или энциклопедии. – Найти слово в словарике в конце учебника (с. 216) |
| – Прочитаем содержание одной части – Все ли слова вам понятны? – Как вы понимаете… | (Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику). |
1. Словарная работа. | Судомойка – женщина, которая моет посуду. Кухарка – от слова “кухня”, повар. На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник | – Объясняют значение слов. |
| – Прочитаем содержание следующего слайда. – Какие слова необходимо объяснить? | Читает второй ученик громко, вслух. |
| Кочережка – кочерга. Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. | Объясняют значение слов. |
| Тетерка – тетерев. – Прочитываем следующий отрывок | Чтение, следят по учебнику. |
| – Читаем дальше | Ученик читает, другие следят |
Работа со словарем учебника | Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. | Находят в словарике учебника |
| – Читаем дальше | Чтение, следят по учебнику. |
| Таратайка – двухколесная повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. | |
Работа со словарем учебника | – Толкование этих слов найдем в словаре учебника на стр. 216. Мотор – автомобиль Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади. | Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги. |
| – Читаем последний отрывок | Чтение, следят по учебнику. |
VI. Работа с текстом | – Кто главные герои? – Какова тема стихотворения? – Чему учит оно? | – 44 чижа. – Труд детей. – Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные. |
– Почему авторы сравнили детей с чижами? | – (Ответы детей) |
– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? | Ученики ищут в книге и зачитывают. |
– Как читалось стихотворение? | – Легко, ритмично, интересно. |
– Что выразили авторы ритмом? | – Занятия (действия) чижей в течение целого дня. |
Работа с оценочными листами | – За работу по стихотворению оцените свою деятельность. | (Оценивание в листах оценивания) |
| – Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты | |
VII. Рефлексия. | – Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями? Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок? Что тронуло в вашей душе? –Нарисуйте смайлик своего настроения на уроке. – Покажите свои результаты. | На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке. Рисуют смайлик. Дети показывают свои оценочные листы. |
VIII. Подведение итогов урока. | – Какое стихотворение изучали на уроке? – Кто его написали? – Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак? – Почему они сравнили детей с чижами? – Справились ли мы на уроке с поставленными целями? Звучит песня " Чик- чи - рик". | Ответы детей. Дети исполняют песню под сопровождение музыкального инструмента. |
IX. Домашнее задание. | – Откройте дневники, запишите домашнее задание. Выразительное чтение, по желанию выучить наизусть. С 170-173. «Пожелание друзьям» Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье . Оно для дальнего пути – главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет. Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего. С.Я.Маршак 1958 год. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. |