| II. | Актуализация   знаний 
 | Чтение воспоминаний Станислава Куняева. « В один из жарких летних дней 1962 года … Заскрипела дверь. В комнату осторожно вошел молодой человек с худым, костистым лицом, на котором выделялись большой лоб с залысинами и глубоко запавшие глаза. На нем была грязноватая белая рубашка; выглаженные брюки пузырились на коленях. Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов. — Здравствуйте,— сказал он робко.
 — Я стихи хочу вам показать. Молодой человек протянул мне странички. Я начал читать:
 Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок,
 Задремавший счастливо
 Меж звериных дорог...
 … Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет…  Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие махонькие глазки смотрели на меня пытливо и настороженно. — Как Вас звать?
 — Николай Михайлович Рубцов.
 |  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  
 Коммуникативные УУД:  умение слушать и понимать других  
  
 
 | 
  | IV. | Освоение нового материала  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 |  1) СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ - Давайте узнаем интересные факты из жизни писателя.   Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емец Архангельской области. Прожил очень короткую жизнь – всего несколько дней не дожил до своего 35-летия.   В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец, Михаил Адриянович Рубцов , ушёл на фронт и погиб в 1941. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Затем он отправился в город Тотьму. в лесотехнический техникум, и считал своей родиной этот город. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего в Архангельск, где он не сразу попал на рыболовецкое судно, да и то кочегаром. Манили его и большие города. В 1955 году он уже был рабочим в Ленинграде. Отсюда на 4 года ушёл служить на флот, где начал писать и печататься во флотских изданиях. Вернувшись в Ленинград, работал на Кировском заводе, окончил вечернюю школу, занимался в литературном объединении .В 1965 году издал первую книгу «Лирика» В селе Никольском на улице Н.Рубцова открыт дом-музей поэта (в здании бывшего детского дома). 2) ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ - Прослушайте стихотворение (чтение учителем) 
 - Поделитесь своими впечатлениями. 
 3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА - Какие мало знакомые слова встретились вам в тексте? Давайте уточним их значение Внимать, беспечность, возрождение. 
 4) БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ - На какие части можно разделить текст?   - Почему? - О чем первая часть?   - Какими строчками заканчивается первая часть?   
 
 - О чём вторая часть?   
 
 - Прочитайте первую часть. - В каком предложении выражено душевное состояние героя?  - Покажите, обращаясь к тексту, как меняется точка зрения (обзор) героя. 
 
 
 
 
 
   - Подтвердите, что герой отмечает конкретные приметы жизни осеннего леса, что он в лесу свой, а не чужой. 
 
 
 
 - Приписывает ли герой явлениям природы человеческие чувства и переживания?   
 
 - Какие слова использует поэт, чтобы сказать об облаках? О реке? - Облака какие?   - Их движение? - Волнение речных вод?   - Какой строчкой начинается вторая часть стихотворения?   - Прочитайте вторую часть стихотворения. - Как герой хотел бы подтвердить свою любовь к осеннему лесу и небесам?   - Что может дать герою это превращение в лист?   
 
 - Чем является природа для героя?   - Критик Юрий Селезнев сказал о поэзии Рубцова: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее…» - Давайте попробуем услышать музыку в его строчках.   - Как бы вы прочитали это стихотворение? Выберите нужный темп чтения. Передайте настроение автора и своё отношение . - Прочитайте стихотворение в парах Выразительное чтение стихотворения   5) ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (слушание музыки) - Свою любовь к родной природе и волшебство превращения можно выразить не только словами. Каким еще видам искусства это под силу?   - Познакомимся с произведением великого русского композитора Сергея Рахманинова. Слушание музыкального произведения под картину. Сергей Рахманинов «Концерт №2, Сочинение 18» Часть первая. - Поделитесь вашими впечатлениями от услышанного. - Удалось ли композитору при помощи музыки передать любовь к родной природе, родному краю? Как? |  
 
 
 Слушают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Делятся впечатлениями 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Рассказ героя о том, что происходит с ним: что он делает в лесу, как себя ощущает. -Как чувство радости беспечной… 
 
 - Мечты героя 
 
 -Доволен я буквально всем! 
 
 - Сначала герой лежит на животе и смотрит вниз на землю, потом он переворачивается на спину и смотрит вверх на деревья и облака, прислушиваясь к крику болотной птицы. Затем взгляд героя снова обращается вниз. Но он смотрит не на землю перед собой, а вдаль на реку, которая течет внизу. - Брусника, которую ест герой, спелая, Болотная птица кричит жалобно. Ящерицы пригрелись на пне. Все это конкретные приметы жизни леса. 
 - Герой сопоставляет явления природы с человеческими чувствами и переживаниями. 
 
 
 - Печальные, как человеческие мысли. - Радостное. 
 
 
 - Я так люблю осенний лес… 
 
 
 
 - Хотел бы стать его частью, слиться с ним, превратившись в лист или дождь. 
 - Очистить душу, дать ему силу, помочь пройти жизненный путь. 
 - Волшебным миром, источником сил и вдохновения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают в парах. 
 
 
 
 
 
 - Музыка, живопись. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (делятся впечатлениями) |  
 Коммуникативные УУД:   умение слушать и понимать других  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Коммуникативные УУД:   умение слушать и понимать других  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 Личностные УУД:  умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные УУД:  умение извлекать информацию из текста 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами 
 
 
 
 Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста 
  умение выявлять сущность, особенности объектов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Личностные УУД:  умение выражать свои эмоции 
 
 Познавательные УУД:  умение на основе анализа объектов делать выводы | 
  | V. | 
 Подведение итога и рефлексия учебной деятельности на уроке 
 | - Ребята, урок подходит к концу. - С каким произведением и какого автора сегодня познакомились? - О чём это стихотворение? -Как автор относится к Родине? Чему учит? - Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?  - Давайте вернемся к целям …продолжите высказывания: - Я сегодня пыталась(ся) увидеть и почувствовать… - Я стал(а) … - На меня произвело наибольшее впечатление… - Во мне пробудились чувства, мысли… - У меня осталось……….настроение от услышанного на уроке. - У меня появилось желание … |  
  
  
  
  
  
 
 Учит любить свою Родину, быть внимательными и беречь родную природу. | Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |