kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Н.Рубцов «Доволен я буквально всем…» (УМК Перспективная начальная школа")

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу конструкции данного урока положены элементы современных познавательных технологий, которые  соответствуют ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Н.Рубцов «Доволен я буквально всем…» (УМК Перспективная начальная школа")»

Урок литературного чтения 4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Н.Рубцов «Доволен я буквально всем…»

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, проявления познавательной активности и развития индивидуальных особенностей учащихся

Задачи:

- развивать познавательную активность, коммуникативные умения

- воспитывать патриотизм, любовь к родной природе, культуру общения;

- формировать умение ориентироваться в поэтическом тексте, анализировать его, понимать и чувствовать смысл интонации, тон стихотворения; формировать представления о своеобразии творчества Н. Рубцова

Планируемые результаты

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные - определять и формулировать цель на уроке, планировать и контролировать ход решения учебной задачи, уметь работать по коллективно составленному плану

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров

Познавательные - умение извлекать информацию из текста, умение выявлять сущность, особенности объектов,  умение на основе анализа объектов делать выводы

Предметные:

- выбирать нужную интонацию, темп, громкость прочтения, выбирать место логического ударения

Основные понятия:

Ресурсы:

основные - учебник «Литературное чтение» 2 часть (автор Н.А.Чуракова)

дополнительные – презентация

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: системно- деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие

Методы, приемы: подводящий диалог, слово учителя, наблюдение, сравнение, самооценка, комментирование, демонстрация, работа с учебником

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


I.


Мотивация к учебной деятельности


- Добрый день! Проверьте свою готовность к уроку. Начинаем урок.

- Родина…Отечество…Отчизна…Для нас это наша родная Россия. Но у каждого человека есть маленький уголок, где он родился, сделал первые шаги в жизнь – это место принято называть «малая родина»

- Исходя из всего сказанного, предположите, какова будет тема нашего урока?


Включаются в работу







Тема Родины, родной природы в произведениях

Личностные УУД:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности






II.

Актуализация

знаний


Чтение воспоминаний Станислава Куняева.

« В один из жарких летних дней 1962 года … Заскрипела дверь. В комнату осторожно вошел молодой человек с худым, костистым лицом, на котором выделялись большой лоб с залысинами и глубоко запавшие глаза. На нем была грязноватая белая рубашка; выглаженные брюки пузырились на коленях. Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов. 
      — Здравствуйте,— сказал он робко.

— Я стихи хочу вам показать. 
      Молодой человек протянул мне странички. Я начал читать:

Я запомнил, как диво, 
Тот лесной хуторок, 
Задремавший счастливо 
Меж звериных дорог... 

… Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет…

 Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие махонькие глазки смотрели на меня пытливо и настороженно. 
      — Как Вас звать? 
      — Николай Михайлович Рубцов. 


































Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других




III

Постановка темы, цели

- Вы догадались, с творчеством какого писателя мы будем знакомиться сегодня на уроке?

- Сегодня познакомимся со стихотворением Н.Рубцова «Доволен я буквально всем…»

- На предыдущих уроках мы уже говорили о красоте родной природы.

- При помощи чего описывает красоту мира Художник? Писатель? Композитор?

- Зная тему урока, сформулируйте цель, дополнив высказывания:

- Сегодня на уроке я буду иметь возможность научиться…

- Я смогу увидеть…

- Буду иметь возможность сравнить...

- Я постараюсь учитывать …

- Будем знакомиться с творчеством Николая Рубцова










Коммуникативные УУД:


 умение оформлять свои мысли в устной форме



Регулятивные УУД:


определять и формулировать цель на уроке

IV.

Освоение нового материала




















1) СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

- Давайте узнаем интересные факты из жизни писателя.

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емец Архангельской области. Прожил очень короткую жизнь – всего несколько дней не дожил до своего 35-летия.

В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец, Михаил Адриянович Рубцов , ушёл на фронт и погиб в 1941. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Затем он отправился в город Тотьму. в лесотехнический техникум, и считал своей родиной этот город. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего в Архангельск, где он не сразу попал на рыболовецкое судно, да и то кочегаром.

Манили его и большие города. В 1955 году он уже был рабочим в Ленинграде. Отсюда на 4 года ушёл служить на флот, где начал писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работал на Кировском заводе, окончил вечернюю школу, занимался в литературном объединении .В 1965 году издал первую книгу «Лирика»

В селе Никольском на улице Н.Рубцова открыт дом-музей поэта (в здании бывшего детского дома).

2) ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

- Прослушайте стихотворение (чтение учителем)


- Поделитесь своими впечатлениями.


3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Какие мало знакомые слова встретились вам в тексте? Давайте уточним их значение

Внимать, беспечность, возрождение.


4) БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ

- На какие части можно разделить текст?

- Почему?

- О чем первая часть?

- Какими строчками заканчивается первая часть?



- О чём вторая часть?



- Прочитайте первую часть.

- В каком предложении выражено душевное состояние героя? 

- Покажите, обращаясь к тексту, как меняется точка зрения (обзор) героя.







- Подтвердите, что герой отмечает конкретные приметы жизни осеннего леса, что он в лесу свой, а не чужой.





- Приписывает ли герой явлениям природы человеческие чувства и переживания?



- Какие слова использует поэт, чтобы сказать об облаках? О реке?

- Облака какие?

- Их движение?

- Волнение речных вод?

- Какой строчкой начинается вторая часть стихотворения?

- Прочитайте вторую часть стихотворения.

- Как герой хотел бы подтвердить свою любовь к осеннему лесу и небесам?

- Что может дать герою это превращение в лист?



- Чем является природа для героя?

- Критик Юрий Селезнев сказал о поэзии Рубцова: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее…»

- Давайте попробуем услышать музыку в его строчках.

- Как бы вы прочитали это стихотворение? Выберите нужный темп чтения. Передайте настроение автора и своё отношение .

- Прочитайте стихотворение в парах

Выразительное чтение стихотворения

5) ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (слушание музыки)

- Свою любовь к родной природе и волшебство превращения можно выразить не только словами. Каким еще видам искусства это под силу?

- Познакомимся с произведением великого русского композитора Сергея Рахманинова.

Слушание музыкального произведения под картину. Сергей Рахманинов «Концерт №2, Сочинение 18» Часть первая.

- Поделитесь вашими впечатлениями от услышанного.

- Удалось ли композитору при помощи музыки передать любовь к родной природе, родному краю? Как?




Слушают





































Делятся впечатлениями











- Рассказ героя о том, что происходит с ним: что он делает в лесу, как себя ощущает.

-Как чувство радости беспечной…



- Мечты героя



-Доволен я буквально всем!



- Сначала герой лежит на животе и смотрит вниз на землю, потом он переворачивается на спину и смотрит вверх на деревья и облака, прислушиваясь к крику болотной птицы. Затем взгляд героя снова обращается вниз. Но он смотрит не на землю перед собой, а вдаль на реку, которая течет внизу.

- Брусника, которую ест герой, спелая, Болотная птица кричит жалобно. Ящерицы пригрелись на пне. Все это конкретные приметы жизни леса.


- Герой сопоставляет явления природы с человеческими чувствами и переживаниями.




- Печальные, как человеческие мысли.

- Радостное.




- Я так люблю осенний лес…





- Хотел бы стать его частью, слиться с ним, превратившись в лист или дождь.


- Очистить душу, дать ему силу, помочь пройти жизненный путь.


- Волшебным миром, источником сил и вдохновения.













Работают в парах.







- Музыка, живопись.










(делятся впечатлениями)


Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других

















Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других













Личностные УУД:

умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

































Познавательные УУД:

 умение извлекать информацию из текста























Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами





Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текста


 умение выявлять сущность, особенности объектов











Личностные УУД:

умение выражать свои эмоции



Познавательные УУД:

 умение на основе анализа объектов делать выводы

V.


Подведение итога и рефлексия учебной деятельности на уроке


- Ребята, урок подходит к концу.

- С каким произведением и какого автора сегодня познакомились?

- О чём это стихотворение?

-Как автор относится к Родине? Чему учит?

- Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

- Давайте вернемся к целям …продолжите высказывания:

- Я сегодня пыталась(ся) увидеть и почувствовать…

- Я стал(а) …

- На меня произвело наибольшее впечатление…

- Во мне пробудились чувства, мысли…

- У меня осталось……….настроение от услышанного на уроке.

- У меня появилось желание …








Учит любить свою Родину, быть внимательными и беречь родную природу.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VI.

Д/З

- Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

-подготовить выразительное чтение стихотворения

- нарисовать рисунок и подтвердить его словами текста.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Никонова Татьяна Анатольевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства