II. | Актуализация знаний | Чтение воспоминаний Станислава Куняева. « В один из жарких летних дней 1962 года … Заскрипела дверь. В комнату осторожно вошел молодой человек с худым, костистым лицом, на котором выделялись большой лоб с залысинами и глубоко запавшие глаза. На нем была грязноватая белая рубашка; выглаженные брюки пузырились на коленях. Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов. — Здравствуйте,— сказал он робко. — Я стихи хочу вам показать. Молодой человек протянул мне странички. Я начал читать: Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог... … Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет… Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие махонькие глазки смотрели на меня пытливо и настороженно. — Как Вас звать? — Николай Михайлович Рубцов. | | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других |
IV. | Освоение нового материала | 1) СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ - Давайте узнаем интересные факты из жизни писателя. Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емец Архангельской области. Прожил очень короткую жизнь – всего несколько дней не дожил до своего 35-летия. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец, Михаил Адриянович Рубцов , ушёл на фронт и погиб в 1941. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Затем он отправился в город Тотьму. в лесотехнический техникум, и считал своей родиной этот город. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего в Архангельск, где он не сразу попал на рыболовецкое судно, да и то кочегаром. Манили его и большие города. В 1955 году он уже был рабочим в Ленинграде. Отсюда на 4 года ушёл служить на флот, где начал писать и печататься во флотских изданиях. Вернувшись в Ленинград, работал на Кировском заводе, окончил вечернюю школу, занимался в литературном объединении .В 1965 году издал первую книгу «Лирика» В селе Никольском на улице Н.Рубцова открыт дом-музей поэта (в здании бывшего детского дома). 2) ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ - Прослушайте стихотворение (чтение учителем) - Поделитесь своими впечатлениями. 3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА - Какие мало знакомые слова встретились вам в тексте? Давайте уточним их значение Внимать, беспечность, возрождение. 4) БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ - На какие части можно разделить текст? - Почему? - О чем первая часть? - Какими строчками заканчивается первая часть? - О чём вторая часть? - Прочитайте первую часть. - В каком предложении выражено душевное состояние героя? - Покажите, обращаясь к тексту, как меняется точка зрения (обзор) героя. - Подтвердите, что герой отмечает конкретные приметы жизни осеннего леса, что он в лесу свой, а не чужой. - Приписывает ли герой явлениям природы человеческие чувства и переживания? - Какие слова использует поэт, чтобы сказать об облаках? О реке? - Облака какие? - Их движение? - Волнение речных вод? - Какой строчкой начинается вторая часть стихотворения? - Прочитайте вторую часть стихотворения. - Как герой хотел бы подтвердить свою любовь к осеннему лесу и небесам? - Что может дать герою это превращение в лист? - Чем является природа для героя? - Критик Юрий Селезнев сказал о поэзии Рубцова: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее…» - Давайте попробуем услышать музыку в его строчках. - Как бы вы прочитали это стихотворение? Выберите нужный темп чтения. Передайте настроение автора и своё отношение . - Прочитайте стихотворение в парах Выразительное чтение стихотворения 5) ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (слушание музыки) - Свою любовь к родной природе и волшебство превращения можно выразить не только словами. Каким еще видам искусства это под силу? - Познакомимся с произведением великого русского композитора Сергея Рахманинова. Слушание музыкального произведения под картину. Сергей Рахманинов «Концерт №2, Сочинение 18» Часть первая. - Поделитесь вашими впечатлениями от услышанного. - Удалось ли композитору при помощи музыки передать любовь к родной природе, родному краю? Как? | Слушают Делятся впечатлениями - Рассказ героя о том, что происходит с ним: что он делает в лесу, как себя ощущает. -Как чувство радости беспечной… - Мечты героя -Доволен я буквально всем! - Сначала герой лежит на животе и смотрит вниз на землю, потом он переворачивается на спину и смотрит вверх на деревья и облака, прислушиваясь к крику болотной птицы. Затем взгляд героя снова обращается вниз. Но он смотрит не на землю перед собой, а вдаль на реку, которая течет внизу. - Брусника, которую ест герой, спелая, Болотная птица кричит жалобно. Ящерицы пригрелись на пне. Все это конкретные приметы жизни леса. - Герой сопоставляет явления природы с человеческими чувствами и переживаниями. - Печальные, как человеческие мысли. - Радостное. - Я так люблю осенний лес… - Хотел бы стать его частью, слиться с ним, превратившись в лист или дождь. - Очистить душу, дать ему силу, помочь пройти жизненный путь. - Волшебным миром, источником сил и вдохновения. Работают в парах. - Музыка, живопись. (делятся впечатлениями) | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других Личностные УУД: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста умение выявлять сущность, особенности объектов Личностные УУД: умение выражать свои эмоции Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы |
V. | Подведение итога и рефлексия учебной деятельности на уроке | - Ребята, урок подходит к концу. - С каким произведением и какого автора сегодня познакомились? - О чём это стихотворение? -Как автор относится к Родине? Чему учит? - Хотели бы вы иметь такого друга? Почему? - Давайте вернемся к целям …продолжите высказывания: - Я сегодня пыталась(ся) увидеть и почувствовать… - Я стал(а) … - На меня произвело наибольшее впечатление… - Во мне пробудились чувства, мысли… - У меня осталось……….настроение от услышанного на уроке. - У меня появилось желание … | Учит любить свою Родину, быть внимательными и беречь родную природу. | Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |