Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3-м классе С.Голицын "Сорок изыскателей". »
Урок литературного чтения в 3-м классе С.Голицын "Сорок изыскателей". Урок-обощение
Цели:
1. Завершение работы по произведению С. Голицына “Сорок изыскателей”. Обобщить знания о профессиях связанной с изыскательской деятельностью.
2. Продолжить работу над устной речью. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
3. Продолжить работу над формированием таких качеств как: креативность, коммуникабилильность, любознательность, ответственность.
Оборудование: грамзапись И.Дунаевского “Веселый ветер”, портреты С.Голицына и И. Дунаевского, компас, спички, зеркало, свечка, пакет, чайник,заварка, носки, карта.
Ход урока
1. Орг.момент. Исполнение песни “Веселый ветер”.
- Я думаю, что эта веселая песня композитора И. Дунаевского настроит вас на разговор об изыскателях и вам захочется отыскать о них книги и прочитать их. И первой в их ряду станет повесть С. Голицына “Сорок изыскателей”.
-Это одна из любимых песен пионеров.
Слово «пионер» попало в русский язык из английского языка. «Пионер» означает «разведчик», «исследователь», «первый». Пионеры носили на шее красный галстук в виде косынки, а на груди – пионерский значок.
Больше всего они любили отправляться в походы, экспедиции, собирали материал о героях, исторических городах, то есть были настоящими изыскателям
2. Автор повести и рассказчик.
Книга “Сорок изыскателей” - первая повесть писателя. В интереснейший поход по Владимировской области отправился С.Голицын с ребятами из интерната за берестяными рукописями. И появилась повесть “За березовыми книгами”… (Продолжает рассказывать биографию ученица)
Русский советский писатель, инженер-топограф, военный строитель, участник ВОВ. (1909-1989)
Сергей Голицын родился 1 (14) марта 1909 года. Ещё в детстве, под впечатлением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы. Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж», «Мурзилка».
Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы. В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.
После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.
С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни советских пионеров: «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие; историко-краеведческие книги «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской». Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона» и др. В шестидесятых — семидесятых годах Голицын написал несколько биографий художников.
В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы” и др.
Сергей Голицын скончался 7 ноября 1989 года от обширного инфаркта.
3. Чтение текста. (стр. 190)
1 - цепочкой, по абзадцам.
4.Работа над содержанием прочитанного.
- Вспомним как всё начиналось. Вернемся к названию повести.
- Так кто же такие изыскатели? (Те, кто все что-то изобретает)
(Ищет на земле и под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе)
- С какими изыскательскими профессиями вы познакомились? (Топографы, снимающие карты местности, гидрологи, зоологи, ботаники)
- Какими качествами должен обладать изыскатель? (Смелые, отважные и т.д.)
5. Физминутка.
6. Проведем игру “Узнай героя”.
- Они забыли ложки. (Соня и Галя)
- Этот любопытный высокий мальчик , он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помеха. (Витя Большой)
-Курносый мальчуган всегда с фотоаппаратом гордо расхаживает. (Володя-Индюшонок)
3. Нельзя во время грозы стоять под деревом и т.д.
9. Беседа по итогам самостоятельного чтения. Язык чтения.
- Гроза является серьезным испытанием для юных изыскателей. Найдите предложение, которое предвещает что-то недоброе. Почему возникает это ощущение?
- Прочитайте описание грозы.
- Во время чтения мы слышим раскаты грома, чувствуем тревогу природы и страх людей.
Как удалось это рассказчику? (Гром ударил так оглушительно… С.194)
10. Подведение итогов.
- Мы прочитали отрывок повести,
Хочется ли читать дальше?
- Можно ли предположить как закончится повесть? (Показ книги С.Голицына “Сорок изыскателей”)
11. Выставление оценок.
Д/з. Написать с кем из участников похода вы хотели бы подружиться и почему?Написать с кем из участников похода вы хотели бы подружиться и почему?ННаписать с кем из участников похода вы хотели бы подружиться и почему?
аписать с кем из участников похода вы хотели бы подружиться и почему?