kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В.В. Бианки. Приключения Муравьишки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

  • расширять и накапливать читательский опыт;
  • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

  • создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
  • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь детей;
  • расширять представления об окружающем мире живой природы;

воспитательные:

  • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В.В. Бианки. Приключения Муравьишки» »

Литературное чтение

Тема:В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

  • расширять и накапливать читательский опыт;

  • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

  • создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;

  • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

  • развивать речь детей;

  • расширять представления об окружающем мире живой природы;

воспитательные:

  • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

  • использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;

  • находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;

  • преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;

  • сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.

Ход урока
  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и целей урока

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

-Ребята мы продолжаем изучать раздел Люби все живое

– Сегодня на уроке мы будем читать интересную сказку.

– Как называется эта сказка? Расставив правильно буквы, вы узнаете её название.

РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ

(«Приключения Муравьишки»)

III. Вступительная беседа.

–А написал эту сказку….

Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога*. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе. Окончив естественнонаучное отделение Петербургского университета, В. Н. Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. 
В. В. Бианки - писатель-натуралист, его можнo считать одним из основоположников природоведческого направления в детской литературе.

Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». Затем были и другие сказки: «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Лесные домишки» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Теремок» (1929) , «Приключения муравьишки» (1936) и т. д. Известны также повести и рассказы писателя «Одинец» (1927), «Последний выстрел» (1928), «Страна зверей» (1935), «Джульбарс» (1937), «Заячьи хитрости» (1941), «Лесные были и небылицы» (1952) и др. Большой интерес для юных читателей представляет знаменитая «Лесная газета» (1928).

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы можем назвать настоящим другом?

IV. Решение учебных задач.

1) Речевая разминка.

Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.

на – на – на

на – на – на

на – на – на

но – но – но

но – но – но

но – но – но

ну – ну – ну

ну – ну – ну

ну – ну – ну

ны – ны – ны

ны – ны – ны

ны – ны – ны

ни – ни – ни

ни – ни – ни

ни – ни – ни

2) Работа с текстом В процессе работы над произведением проводится словарная работа.

– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

– Прочитайте начало произведения. (Приложение 1)

(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).

– Какие научные сведения содержит этот отрывок?

(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)

3) Работа с иллюстрацией.

– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?

(Гусеница-Землемер).

– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.

– А кто ещё помогал Муравьишке?

4) Работа в группах. Приложение 2,

– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.

– запишите их названия

5) Проверка.

6) Обобщение. Анализ поведения героев.

_-Кто помог муравьишке преодолеть картофельное поле?

Прочитайте этот отрывок.

– Кто же помог Муравьишке добраться домой?

– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).

– Почему она отказала? (Она была занята работой).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).

– Прочитаем этот отрывок по ролям.

– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)

V. Физминутка VI. Решение учебных задач.

1) Задание

– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.

Продолжается работа с текстом (выборочное чтение).

Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки.

– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?

2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 3

– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос..

3) Проверка правильности выполнения тестов.

– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?

(Скошенная трава, картофельная ботва…)

VII. Подведение итогов.

– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?

– Что нового о жизни животных вы узнали?

– Что вас удивило?

– Что заинтересовало?

– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?

– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

2) Рефлексия.

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я знаю, что…

Что такое Дружба? –
Спросила я у птицы.
-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое Дружба? -

Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:

Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

VIII. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки

Приложение 1

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, - а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
"Отдохну немножко - и вниз".
У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
"Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несётся листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:
"Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, - хоть землю кусай".





































Приложение 2

Группа 1.


1. «Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади – ножки».

________________

2. «…разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних».

______________________

2. «…подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него - как пружинки складные, - да щёлк! - распрямил их».

Группа 2
1. «…сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись в него за спиной крылья».

______________________


2. «…бежит по воде лодочка на ножках. …подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху…»

____________________

3. «Ноги как ходули, между ног голова качается».

_____________________________























Приложение 3

ТЕСТ «Приключения Муравьишки»
Уровень 1

1. На какое дерево влез Муравьишка?
а) берёза;
б) дуб;
в) сосна.

2. Кто помог Муравьишке переправиться через реку?
а) Жужелица;
б) Гусеница – Землемер;
в) Водомер.

3. В какое время года происходит действие в произведении?
а) весна;
б) лето;
в) осень.

4. С каким насекомым не встретился Муравьишки?
а) Майский Хрущ;
б) Жучок - Блошачок;
в) бабочка.

5. Кто помог Муравьишке перебраться через забор?
а) Паук – Сенокосец;
б) Кузнечик;
в) Майский Хрущ.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В.В. Бианки. Приключения Муравьишки»

Автор: Магсумова Сария Абдулловна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства