Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В.В. Бианки. Приключения Муравьишки»
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В.В. Бианки. Приключения Муравьишки»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт;
создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
развивать речь детей;
расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В.В. Бианки. Приключения Муравьишки» »
Литературное чтение
Тема:В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт;
создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
развивать речь детей;
расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
определять тему и главную мысль текста;
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы и целей урока
Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях – Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтешь. И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь.
-Ребята мы продолжаем изучать раздел Люби все живое
– Сегодня на уроке мы будем читать интересную сказку.
– Как называется эта сказка? Расставив правильно буквы, вы узнаете её название.
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
(«Приключения Муравьишки»)
III. Вступительная беседа.
–А написал эту сказку….
Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога*. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе. Окончив естественнонаучное отделение Петербургского университета, В. Н. Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. В. В. Бианки - писатель-натуралист, его можнo считать одним из основоположников природоведческого направления в детской литературе.
Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». Затем были и другие сказки: «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Лесные домишки» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Теремок» (1929) , «Приключения муравьишки» (1936) и т. д. Известны также повести и рассказы писателя «Одинец» (1927), «Последний выстрел» (1928), «Страна зверей» (1935), «Джульбарс» (1937), «Заячьи хитрости» (1941), «Лесные были и небылицы» (1952) и др. Большой интерес для юных читателей представляет знаменитая «Лесная газета» (1928).
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы можем назвать настоящим другом?
IV. Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.
на – на – на
на – на – на
на – на – на
но – но – но
но – но – но
но – но – но
ну – ну – ну
ну – ну – ну
ну – ну – ну
ны – ны – ны
ны – ны – ны
ны – ны – ны
ни – ни – ни
ни – ни – ни
ни – ни – ни
2) Работа с текстом В процессе работы над произведением проводится словарная работа.
– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.
– Прочитайте начало произведения. (Приложение 1)
(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).
– Какие научные сведения содержит этот отрывок?
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)
3) Работа с иллюстрацией.
– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
(Гусеница-Землемер).
– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.
– А кто ещё помогал Муравьишке?
4) Работа в группах. Приложение 2,
– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.
– запишите их названия
5)Проверка.
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
_-Кто помог муравьишке преодолеть картофельное поле?
Прочитайте этот отрывок.
– Кто же помог Муравьишке добраться домой?
– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.
– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?
– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).
– Почему она отказала? (Она была занята работой).
– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
– Прочитаем этот отрывок по ролям.
– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?
– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)
V. ФизминуткаVI. Решение учебных задач.
1) Задание
– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.
Продолжается работа с текстом (выборочное чтение).
Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки.
– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?
2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 3
– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос..
3) Проверка правильности выполнения тестов.
– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва…)
VII. Подведение итогов.
– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?
– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?
– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!
И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!
2) Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я знаю, что…
Что такое Дружба? – Спросила я у птицы. -Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: Что такое Дружба? -
Это когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки:
Дружба - что такое? Это что-то огромное, Радостное и большое! Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети!
VIII. Домашнее задание.Придумать продолжение сказки
Приложение 1
Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, - а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко - и вниз". У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей". А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: "Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, - хоть землю кусай".
Приложение 2
Группа 1.
1. «Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади – ножки».
________________
2. «…разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних».
______________________
2. «…подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него - как пружинки складные, - да щёлк! - распрямил их».
Группа 2 1. «…сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись в него за спиной крылья».
______________________
2. «…бежит по воде лодочка на ножках. …подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху…»