kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.П.Астафьев "Капалуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                   НА       УРОКЕ:
-становление и проявление индивидуальности учащихся;
-развитие творческих способностей;
-формирование положительной Я-концепции личности учеников;
- выработка у детей индивидуального стиля познания и поведения

                                       ЧЕРЕЗ:

-использование различных форм работы:

-применение здоровьесберегающих технологий:

  • смену видов деятельности;
  • физкультурные паузы;                                                                                  

-использование различных средств обучения:

  • компьютера;
  • светофоров;               
  • иллюстраций;                                                                     
  • учебника;

-использование межпредметных связей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ 2 КАПАЛУХА»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАСС Е



В.П.АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА»



ЦЕЛИ: - познакомить уч-ся с творчеством писателя В.П.Астафьев найти главную мысль рассказа и

осознать её, выразить свое отношение к прочитанному;

- развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставлен-

ные вопросы, развивать речь, пополнять словарный запас;

- воспитывать любовь к природе, обобщать знания правил поведения в лесу.




ХОД УРОКА


1.ОРГ. МОМЕНТ

Проверка готовности к уроку, порядок на партах, правильность посадки.

ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,

НАЧИНАЕМ НАШ УРОК!!!


2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЫ ЧИТАЛИ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ?

  • КТО АВТОР ЭТОГО ПРПОИЗВЕДЕНИЯ?

  • КАК ПОВЛИЯЛ ПОСТУПОК АВТОРА НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ЕГО ЖИЗНЕЬ?

  • ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ДРЕССИРОВЩИКА ДУРОВА?


3.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ ВТЕМУ

Сегодня мы продолжим чтение рассказов из раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ» и отправимся в удивительную зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. И у нас есть все для этого путешествия:

-НОГИ, чтобы идти

-УШИ, чтобы слышать

-ГЛАЗА, чтобы видеть

- И СЕРДЦЕ, чтобы все это понять.


А теперь загадка:

ДОМ СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТ,

ОН РЕЗНОЮ КРЫШЕЙ КРЫТ.

ЗАХОДИ В ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ –

ЧУДЕСА УВИДИШЬ В НЕМ…….(ЛЕС)



4.СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДОВ


  • У каждого человека с самого раннего детства есть любимый уголок природы: у одного это берег реки, у другого – поляна в лесу или просто маленький садик. Слайд 1,2,3


  • Но есть в природе такой уголок, который привлекает своим величием и красотой, великодушием, свежестью, заманчивостью, таинственностью. Это – лес.



  • Лес красив во все времена года!

Зимой лес спит под снежным покрывалом. Слайд 4

Весной оживает, наполняется ароматом первых цветов. Слайд 5

Летом – угощает нас душистыми ягодами. Слайд 6

А осенью становится разноцветным, волшебным, удивительным. Слайд 7


  • Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Для зверей и птиц лес – это дом, в котором они живут, поэтому они берегут лес, ухаживают за ним.

Человек, который не любит лес и наносит ему вред, никогда не станет лесу другом и не узнает его удивительных лесных тайн и историй.


УЧИТЕЛЬ

На уроках окр.мира мы с вами изучали правила поведения в лесу.

  • КТО НАПОМНИТ? КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ?

(выслушиваются ответы, а затем показываются слайды 8,9,10,11,12,13)

Без нашего внимания, заботы и помощи природа может не устоять. Природа – друг человека, а с другом надо дружить.


На прошлом уроке группа ребят получила опережающее задание, нужно было найти пословицы о природе. Кто нашел???


5.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством удивительного человека. Это писатель ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. Мы прочитаем интересный рассказ, как раз о том, как дети вели себя в лесу, оценим поступки детей. А рассказ называется «КАПАЛУХА», так называют самку ГЛУХАРЯ.


6.СООБЩЕНИЕ О ГЛУХАРЕ РАССКАЗ УЧЕНИКА (ПОКАЗ СЛАЙДА 14 И ГОЛОС ГЛУХАРЯ)


ГЛУХАРЬ – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах. Гнездятся прямо на земле. Обычно, держатся тех мест, где вывелись. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Малыши едва обсохнув, ходят за матерью и вскоре начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. Мать учит их прятаться в минуты опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда самец-глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это его и прозвали ГЛУХАРЕМ.





7.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

В тексте встретятся трудные слова: -прочитать сам-но

при-бли-жа-лась -чтение слов цепочкой со второй парты

ред-ко-ла-пы-е -выборочное чтение слабыми уч-ся

аль-пий-ским

до-цве-та-ю-щи

по-ше-ве-ли-ва-ли

блед-но-лис-ты-е

рас-пу-щен-ны-е

за-кос-те-не-ли

за-рож-да-ю-щий-ся

раз-вёр-ты-вал

по-до-шед-ший


В тексте встретятся незнакомые или непонятные слова ( на доске записаны слова с одной стороны, а с другой толкование этих слов, соединить стрелками):

Какое из этих определений подходит к слову: 1) ПРОСЕКА ( полоса в лесу, очищенная от деревьев)

2) КОСМЫ ( разговорн. Взлохмаченные пряди волос)

Найдите толкование слова 3) ВАЛЕЖНИК в словаре учебника (сухие сучья, деревья, упавшие на землю).


Подберите синонимы к словам:

по-ко-роб-лен-ны-е - кривые
о-зи-рать-ся - оглядываться
нап-ру-же-ны – напряжены



8.ФИЗМИНУТКА


МЫ НЕМНЕОЖКО ОТДОХНЕМ,

ВСТАНЕМ, ГЛУБОКО ВЗДОХНЕМ,

РУКИ В СТОРОНЫ, ВПЕРЕД,

ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВОРОТ.

ДЕТИ ПО ЛЕСУ ГУЛЯЛИ,

ЗА ПРИРОДОЙ НАБЛЮДАЛИ.

ВВЕРХ НА СОЛНЦЕ ПОСМОТРЕЛИ,

А ПОТОМ ТИХОНЬКО СЕЛИ….

ЧУДЕСА У НАС НА СВЕТЕ

СТАЛИ КАРЛИКАМИ ДЕТИ.


9.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ

  • ЗАДАЧА ДЕТЕЙ, ОПРЕДЕЛИТЬ ОТ ЧЬЕГО ЛИЦА ИДЕТ РАССКАЗ?

После чтения выслушиваются ответы уч-ся.

  • ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

  • КАКУЮ ПТИЦУ НАЗЫВАЮТ КАПАЛУХОЙ?


10.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ.


11. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

  • ГДЕ И КАК РЕБЯТА ОБНАРУЖИЛИ ГНЕЗДО КАПАЛУХИ?

  • ЧТО ПОЧУВСТВОВАЛ АВТОР КОГДА УВИДЕЛ ПТИЦУ?

  • НАЙДИТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ ДИАЛОГ АВТОРА И МАЛЬЧИШКИ, КОТОРЫЙ СТОЯЛ РЯДОМ…

  • ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ МАЛЬЧИКЕ?

  • НАЙДИТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ ЭПИЗОД, КАК МЕЧЕТСЯ КАПАЛУХА…

  • КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ СЛОВ: «ЭТО ОТ ИСПУГА, ГНЕВА И БЕССТРАШИЯ БИЛОСЬ ПТИЧЬЕ СЕРДЦЕ»?

  • КАКИЕ СТРОКИ РАССКАЗА ГОВОРЯТ О САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ КАПАЛУХИ К ПТЕНЦАМ? ПРОЧИТАЙТЕ.

  • НЕ ВСПОМНИЛСЯ ЛИ ВАМ ДРУГОЙ РАССКАЗ? («Еще про Мальку» Белова)

  • НАЙДИТЕ СТРОКИ, КОТОРЫЕ ПОДХОДЯТ К ИЛЛЮСТРАЦИИ В КНИГЕ!!!

  • КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ВСТРЕЧА РЕБЯТ С КАПАЛУХОЙ?

  • КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ИЗМЕНИТСЯ У МАЛЬЧИШЕК ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ ПОСЛЕ ЭТОГО СЛУЧАЯ?

  • ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛЕДНИЙ АБЗАЦ. ПОЧЕМУ ИМЕННО ИМ ЗАВЕРШАЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АСТАФЬЕВ? (автор еще раз хочет показать волнение и беспокойство птицы, её заботу о своем потомстве; он хочет напомнить, что скоро появятся 4 новые маленькие жизни, которые по счастливой случайности не погибли).


12.ДОКЛАД ОБ АВТОРЕ РАССКАЗА (ПОКАЗ СЛАЙДОВ 15,16,17,18,19,20,21)

Ребята, будет несправедливо, если мы не скажем пару слов о писателе, который написал этот рассказ.



13. ИТОГ УРОКА


  • ЧЕМУ УЧИТ ЭТОТ РАССКАЗ ???


14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-прочитать еще раз рассказ всем

-подготовить пересказ от лица глухарки

-найти пословицы о природе, которые подходят к этому рассказу


15.ОЦЕНКИ ЗА УРОК


Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТ АСТАФЬЕВ»

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ: У ЛЕСА МУЗЫКА СВОЯ…  ЕЁ ПОСЛУШАЙТЕ, ДРУЗЬЯ!!!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ:

У ЛЕСА МУЗЫКА СВОЯ…

ЕЁ ПОСЛУШАЙТЕ, ДРУЗЬЯ!!!

МУСОР ТУТ, В ЛЕСУ, ЧУЖОЙ, ЗАБЕРЕМ ЕГО С СОБОЙ!!!

МУСОР ТУТ, В ЛЕСУ, ЧУЖОЙ,

ЗАБЕРЕМ ЕГО С СОБОЙ!!!

БЕЗ ВЗРОСЛЫХ С ОГНЕМ РАЗВЛЕКАТЬСЯ ОПАСНО- ЗАКОНЧИТСЯ МОЖЕТ ЗАБАВА УЖАСНО!!!

БЕЗ ВЗРОСЛЫХ С ОГНЕМ РАЗВЛЕКАТЬСЯ ОПАСНО-

ЗАКОНЧИТСЯ МОЖЕТ ЗАБАВА УЖАСНО!!!

НЕЛЬЗЯ ЖЕСТОКО  ПОСТУПАТЬ! НЕЛЬЗЯ ДЕРЕВЬЯ  ОБИЖАТЬ!!!

НЕЛЬЗЯ ЖЕСТОКО

ПОСТУПАТЬ!

НЕЛЬЗЯ ДЕРЕВЬЯ

ОБИЖАТЬ!!!

ДЕТИ ЗАПОМНИТЬ ДОЛЖНЫ И ПОНЯТЬ: ГНЁЗДА У ПТИЧЕК НЕЛЬЗЯ РАЗОРЯТЬ!!!

ДЕТИ ЗАПОМНИТЬ

ДОЛЖНЫ И ПОНЯТЬ:

ГНЁЗДА У ПТИЧЕК

НЕЛЬЗЯ РАЗОРЯТЬ!!!

В ЛЕСУ ГРИБОВ РАЗЛИЧНЫХ МНОГО… ТЫ, НЕСЪЕДОБНЫЕ - НЕ ТРОГАЙ!!!

В ЛЕСУ ГРИБОВ РАЗЛИЧНЫХ МНОГО…

ТЫ, НЕСЪЕДОБНЫЕ - НЕ ТРОГАЙ!!!

Виктор Петрович Астафьев 1924-2001

Виктор Петрович Астафьев 1924-2001

Детство писателя Виктор Петрович Астафьев  родился 1 мая  1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева .

Детство писателя

  • Виктор Петрович Астафьев

родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева .

Ветер войны Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями

Ветер войны

  • Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен.

С фронтовым другом Николаенко Н.Г. 1943

Послевоенная жизнь

Послевоенная жизнь

  • Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину -- город Чусовой на западном Урале.
Семья Астафьева

Семья Астафьева

  • В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года - сын Андрей.
Астафьев – Журналист   В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.

Астафьев – Журналист

  • В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.

Благодарность потомков Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске.  Могила Астафьева В.П. в селе Овсянки.

Благодарность потомков

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске.

Могила Астафьева В.П. в селе Овсянки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.П.Астафьев "Капалуха"

Автор: Зыбина Елена Васильевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства