УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАСС Е
В.П.АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА»
ЦЕЛИ: - познакомить уч-ся с творчеством писателя В.П.Астафьев найти главную мысль рассказа и
осознать её, выразить свое отношение к прочитанному;
- развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставлен-
ные вопросы, развивать речь, пополнять словарный запас;
- воспитывать любовь к природе, обобщать знания правил поведения в лесу.
ХОД УРОКА
1.ОРГ. МОМЕНТ
Проверка готовности к уроку, порядок на партах, правильность посадки.
ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,
НАЧИНАЕМ НАШ УРОК!!!
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЫ ЧИТАЛИ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ?
КТО АВТОР ЭТОГО ПРПОИЗВЕДЕНИЯ?
КАК ПОВЛИЯЛ ПОСТУПОК АВТОРА НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ЕГО ЖИЗНЕЬ?
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ДРЕССИРОВЩИКА ДУРОВА?
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ ВТЕМУ
Сегодня мы продолжим чтение рассказов из раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ» и отправимся в удивительную зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. И у нас есть все для этого путешествия:
-НОГИ, чтобы идти
-УШИ, чтобы слышать
-ГЛАЗА, чтобы видеть
- И СЕРДЦЕ, чтобы все это понять.
А теперь загадка:
ДОМ СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТ,
ОН РЕЗНОЮ КРЫШЕЙ КРЫТ.
ЗАХОДИ В ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ –
ЧУДЕСА УВИДИШЬ В НЕМ…….(ЛЕС)
4.СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДОВ
У каждого человека с самого раннего детства есть любимый уголок природы: у одного это берег реки, у другого – поляна в лесу или просто маленький садик. Слайд 1,2,3
Но есть в природе такой уголок, который привлекает своим величием и красотой, великодушием, свежестью, заманчивостью, таинственностью. Это – лес.
Зимой лес спит под снежным покрывалом. Слайд 4
Весной оживает, наполняется ароматом первых цветов. Слайд 5
Летом – угощает нас душистыми ягодами. Слайд 6
А осенью становится разноцветным, волшебным, удивительным. Слайд 7
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Для зверей и птиц лес – это дом, в котором они живут, поэтому они берегут лес, ухаживают за ним.
Человек, который не любит лес и наносит ему вред, никогда не станет лесу другом и не узнает его удивительных лесных тайн и историй.
УЧИТЕЛЬ
На уроках окр.мира мы с вами изучали правила поведения в лесу.
(выслушиваются ответы, а затем показываются слайды 8,9,10,11,12,13)
Без нашего внимания, заботы и помощи природа может не устоять. Природа – друг человека, а с другом надо дружить.
На прошлом уроке группа ребят получила опережающее задание, нужно было найти пословицы о природе. Кто нашел???
5.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством удивительного человека. Это писатель ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. Мы прочитаем интересный рассказ, как раз о том, как дети вели себя в лесу, оценим поступки детей. А рассказ называется «КАПАЛУХА», так называют самку ГЛУХАРЯ.
6.СООБЩЕНИЕ О ГЛУХАРЕ РАССКАЗ УЧЕНИКА (ПОКАЗ СЛАЙДА 14 И ГОЛОС ГЛУХАРЯ)
ГЛУХАРЬ – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах. Гнездятся прямо на земле. Обычно, держатся тех мест, где вывелись. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Малыши едва обсохнув, ходят за матерью и вскоре начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. Мать учит их прятаться в минуты опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда самец-глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это его и прозвали ГЛУХАРЕМ.
7.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
В тексте встретятся трудные слова: -прочитать сам-но
при-бли-жа-лась -чтение слов цепочкой со второй парты
ред-ко-ла-пы-е -выборочное чтение слабыми уч-ся
аль-пий-ским
до-цве-та-ю-щи
по-ше-ве-ли-ва-ли
блед-но-лис-ты-е
рас-пу-щен-ны-е
за-кос-те-не-ли
за-рож-да-ю-щий-ся
раз-вёр-ты-вал
по-до-шед-ший
В тексте встретятся незнакомые или непонятные слова ( на доске записаны слова с одной стороны, а с другой толкование этих слов, соединить стрелками):
Какое из этих определений подходит к слову: 1) ПРОСЕКА ( полоса в лесу, очищенная от деревьев)
2) КОСМЫ ( разговорн. Взлохмаченные пряди волос)
Найдите толкование слова 3) ВАЛЕЖНИК в словаре учебника (сухие сучья, деревья, упавшие на землю).
Подберите синонимы к словам:
по-ко-роб-лен-ны-е - кривые
о-зи-рать-ся - оглядываться
нап-ру-же-ны – напряжены
8.ФИЗМИНУТКА
МЫ НЕМНЕОЖКО ОТДОХНЕМ,
ВСТАНЕМ, ГЛУБОКО ВЗДОХНЕМ,
РУКИ В СТОРОНЫ, ВПЕРЕД,
ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВОРОТ.
ДЕТИ ПО ЛЕСУ ГУЛЯЛИ,
ЗА ПРИРОДОЙ НАБЛЮДАЛИ.
ВВЕРХ НА СОЛНЦЕ ПОСМОТРЕЛИ,
А ПОТОМ ТИХОНЬКО СЕЛИ….
ЧУДЕСА У НАС НА СВЕТЕ
СТАЛИ КАРЛИКАМИ ДЕТИ.
9.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ
После чтения выслушиваются ответы уч-ся.
10.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ.
11. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
ГДЕ И КАК РЕБЯТА ОБНАРУЖИЛИ ГНЕЗДО КАПАЛУХИ?
ЧТО ПОЧУВСТВОВАЛ АВТОР КОГДА УВИДЕЛ ПТИЦУ?
НАЙДИТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ ДИАЛОГ АВТОРА И МАЛЬЧИШКИ, КОТОРЫЙ СТОЯЛ РЯДОМ…
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ МАЛЬЧИКЕ?
НАЙДИТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ ЭПИЗОД, КАК МЕЧЕТСЯ КАПАЛУХА…
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ СЛОВ: «ЭТО ОТ ИСПУГА, ГНЕВА И БЕССТРАШИЯ БИЛОСЬ ПТИЧЬЕ СЕРДЦЕ»?
КАКИЕ СТРОКИ РАССКАЗА ГОВОРЯТ О САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ КАПАЛУХИ К ПТЕНЦАМ? ПРОЧИТАЙТЕ.
НЕ ВСПОМНИЛСЯ ЛИ ВАМ ДРУГОЙ РАССКАЗ? («Еще про Мальку» Белова)
НАЙДИТЕ СТРОКИ, КОТОРЫЕ ПОДХОДЯТ К ИЛЛЮСТРАЦИИ В КНИГЕ!!!
КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ВСТРЕЧА РЕБЯТ С КАПАЛУХОЙ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ИЗМЕНИТСЯ У МАЛЬЧИШЕК ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ ПОСЛЕ ЭТОГО СЛУЧАЯ?
ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛЕДНИЙ АБЗАЦ. ПОЧЕМУ ИМЕННО ИМ ЗАВЕРШАЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АСТАФЬЕВ? (автор еще раз хочет показать волнение и беспокойство птицы, её заботу о своем потомстве; он хочет напомнить, что скоро появятся 4 новые маленькие жизни, которые по счастливой случайности не погибли).
12.ДОКЛАД ОБ АВТОРЕ РАССКАЗА (ПОКАЗ СЛАЙДОВ 15,16,17,18,19,20,21)
Ребята, будет несправедливо, если мы не скажем пару слов о писателе, который написал этот рассказ.
13. ИТОГ УРОКА
14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-прочитать еще раз рассказ всем
-подготовить пересказ от лица глухарки
-найти пословицы о природе, которые подходят к этому рассказу
15.ОЦЕНКИ ЗА УРОК