воспитывать познавательную активность, умение сдерживать себя, владеть своими эмоциями. прививать любовь и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова, видеть прекрасное.
Ожидаемые результаты: дети умеют анализировать произведение, различать художественные средства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать познавательную активность, умение сдерживать себя, владеть своими эмоциями. прививать любовь и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова, видеть прекрасное. Ожидаемые результаты: дети умеют анализировать произведение, различать художественные средства. Оборудование: учебник, раздаточный материал ( экспресс-карточки, электронная презентация)
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Психологический настрой.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ваши мышцы все проснулись? Да.
-Ваши губы улыбнулись? Да.
-Начинаем урок.
- Сегодня на уроке чтения мы продолжим путешествие по сказочной зимней книге.
- Мы будем работать в группах, придумывать вопросы, разгадывать тайны.
II. Речевая разминка.
Подготовка к чтению, разминка речевого аппарата:
- Страница «Зимняя речевая разминка»
1) Разминка. Логопедическая зарядка.
Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул- ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима
2) - Прочитай быстро и выразительно.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
- Какое слово чаще всего повторяется?
3) - Собери слоги и прочитай стихотворение
Зим ний лес в о бъять ях ти ши ны
За дре мал, у ку тав вет ки сне гом.
Бу дет спать спо кой но до вес ны
Он те перь под се реб рис тым не бом.
4) Проговаривание скороговорок в группах:
1-я гр. Зимним утром от мороза на заре звенит береза. – с логическим ударением.
Значение слова Заря по Ефремовой: Заря - 1. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца. // Время появления на горизонте такого освещения. 2. перен. Начало,зарождение чего-л. (обычно радостного, светлого).
2-я гр. Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне.
– C разным настроением (весело, печально, загадочно) с разной интонацией (?.!).
3-я гр. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу - с разной интонацией (?.!).
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.
Страница «В гостях у Снегурочки »
Загадка.
Я - внучка Мороза и Вьюги, Являюсь сюда каждый год! Со мною снежинки-подруги Весёлый ведут хоровод.
- Екатерина Алябьева написала стихотворение про Снегурочку. Прочтите его на с. 85.
- Найдите однокоренные слова. Сколько их?
- Снегурочка,снежки,снежинок,снегирей,заснеженном,снегопадом,подснежник,снегами-?? 8 нет 7
-"Слова "снегирь" и "снег" однокоренные?" Ответ справочной службы русского языка: "В современном русском языке эти слова не однокоренные".
- Как вы думаете, что еще делала Снегурочка в лесу (надевала зайцам шубки, ждала Деда Мороза, лепила снеговиков)
IV. Физкультминутка. Снеговик Антошка.
V. Восприятие и осознание учебного материала.
Страница «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»
Игра «Дополни пословицу» :
1гр. В … год кончается, зима начинается
2 гр. … – году начало, зиме середина
3 гр. Вьюги да метели в … налетели
2. - Как еще можно назвать зимние месяцы? Мы читали В.Бианки «Синичкин календарь». Календарь – это расписание солнышка на целый год. год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев- столько сколько у людей пальцев на передних лапах: ф,м,а,м,и,и,а,с,о,ноябрь. А самый последний месяц двенадцатый, хвостик года - декабрь.
- Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц, ночь длинная, день короткий.)
VI. Сообщение темы и цели урока.
- Любит народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказки послушать сказку. Однажды звери на озере учинили над Декабрем суд. Хотите узнать, за что они судили Декабрь?
Значение слова Суд по Ожегову: Суд - Судьи, те, кто судит
Суд Государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между длительными лица ми, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел
Суд Мнение, заключение
Суд Общественный орган, рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива
Суд Разбирательство дел в таких органах
3.Знакомство с произведением.
- Откройте с.86-87. Кто написал? Николай Сладков. Какие произведения мы читали? Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши читательские дневники подтверждают это.
- Начнем знакомиться с этой сказкой. При чтении будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному. (Чтение. Дети читают про себя, пальчиком каждый ведет по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту. Проверка)
4. Проверка понимания содержания сказки
- Зачем собрались на льду птицы и звери?
- За что судили декабрь? – За что же звери судили Декабрь?
Полынья - Незамерзший или уже растаявший участок ледяной поверхности моря, озера, реки и т.п.
- Что значит высовывается и булькает?
- Кому понравились декабрьские снега? (тетереву и глухарю) Что сказали Тетерев и Глухарь?
5. Чтение по ролям
- Что же решили сделать с Декабрем птицы и звери? какой приговор вынесли звери?(оправдали) Почему? (Месяц из года не выкинешь)
- О чем предупредили декабрь?
-Так о каких приметах зимы мы узнали? ( День короткий, а ночь длинная. Чем ночь длиннее тем сытнее филину. Месяц из года не выкинешь.)
6. Определение главной мысли.
- Из трех предложений выберите то, в котором заключена главная мысль сказки.
1) В природе все идет своим чередом. 2) Не бывать апрелю раньше марта месяца.
3) Бережно относись к природе!
VII. Гимнастика для глаз.
VIII. Закрепление материала.
Страница «Экспресс контроль»
1.Работа по карточкам по вариантам.
2.Игра «Собери стихотворение»
- Много сегодня мы говорили о зиме. Пока мы читали, писали к нам прилетала метель и развеяла куплеты стихов в разные стороны. Помогите «собрать» стихотворение и назвать их автора.
Игра «Собери стихотворение» стр. 87
Чтоб не мёрзли.
Зимушка-зима
принесла морозы
Для зверей — зимовье
Зимнюю одежду людям,
И под снегом — озимь Зимние забавы
и сосульки-слёзы
Екатерина Алябьева
Зимушка-зима
Зимушка-зимапринесла морозы.
Зимниезабавы и сосульки-слёзы.
Для зверей —зимовье
И под снегом —озимь
Зимнююодежду людям,
Чтоб они не мёрзли.
ІХ. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие по по сказочной зимней книге. Что вам особенно понравилось? – Почему декабрь первый зимний месяц? – Мы закончили читать книгу Н. И. Сладкова. Какие произведения вам понравились больше других? Почему? – Много вы узнали о животных, их жизни. Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши рисунки подтверждают это.
Х. Оценивание.
– Оцените свою работу на уроке. Оценивает учитель по карточкам.
ХІ. Домашнее задание.
читать по ролям.
нарисовать фильм.
сочинить сказку «Зимние разговоры»
- Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.