.А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
Цели и задачи урока :
развитие навыка работы с текстом;
работа над пониманием содержания текста;
составление характеристики главного героя произведения по предложенному плану;
воспитание любви к чтению;
развитие умения работать в группе, навыков общения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети делятся на 6 групп и рассаживаются по группам за сдвоенные парты.
На доске висит изображение домового Афанасия с конвертом в руке.
На партах у детей учебник по чтению, конверт с 3 цветками разного цвета (красного, синего, желтого).
II. Актуализация знаний
Учитель:
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие с домовым Афанасием в мир сказки, попытаемся с его помощью приоткрыть маленькую дверь в тот мир, который нас окружает.
Но чтобы отправиться в наше путешествие, надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Афанасий.
(Учитель берёт конверт, который держит в руке Афанасий, открывает его. Далее учитель читает вопросы, которые Афанасий задает ученикам, а дети отвечают).
1. Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, сказка, стихотворение, повесть-сказка.)
2. К какому жанру вы отнесли бы произведение А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»? (Повесть-сказка, т.к. она большая, в ней происходит много событий, в достаточно большой промежуток времени: действует много героев, больше, чем в обычной сказке.)
3. Это народная или авторская сказка? (Авторская, т.к. нам известен её автор.)
4. Как называется раздел нашей книги, в который помещено это произведение? (Сказочные человечки.)
5. Подумайте и скажите, почему именно в этом разделе находится повесть-сказка? (В ней есть сказочный человечек-Карлсон.)
6. Как вы думаете, почему повесть-сказка имеет такое название? (Герои сказки Малыш и Карлсон, в книге рассказывается об их взаимоотношениях.)
7. Как же относится Малыш к Карлсону? (Он его любит.)
8. Ребята, а вам понравился Карлсон?
– Молодцы, на все вопросы Афанасия ответили, теперь можно отправляться в путешествие по сказке. В конце нашего сказочного путешествия мы должны найти ответ на вопрос:
– Почему же Малыш так любит Карлсона и почему он нравится очень многим детям?
А для этого сегодня мы вспомним и обобщим всё, что прочитали о Карлсоне.
III. Работа по теме урока
Учитель: Ребята! Работать мы будем по плану, который вы видите на доске.
План характеристики главного героя произведения.
Опиши героя.
Где он живёт? Чем занимается?
Речь героя. (Что и как он говорит.)
Какие поступки совершает?
Какой он? (Черты личности.)
– Прочитайте план. (Ученики читают план про себя).
– Итак:
1. Вспомните, в какой главе мы встречаемся с описанием внешности Карлсона? (в 1 гл.)
– Найдите и прочитайте эти строчки.
– Самоуверенный. Что это значит? (Уверен сам в себе.)
– Маленький человечек. Когда мы употребляем слово человечек вместо человек? (Если человек невысокого роста.)
– А маленький человечек? (Очень маленький человек.)
– В какой ещё главе мы можем найти описание внешности героя? (в гл.3) (Маленькие толстенькие ножки.)
– Как же выглядит наш герой? (Очень маленький толстенький человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине.)
2. Где живёт Карлсон? Найдём ответ в книге. (В маленьком домике на крыше, который спрятан за домовой трубой.) (гл.1).
– Чем он любит заниматься по вечерам? (гл. 1)
– А днём? (Он летает)
– Что помогает Карлсону летать? (Его хитроумный моторчик.)
– Найдём в тексте описание работы моторчика (гл. 1).
– С кем сравнивает автор Карлсона в тот момент, когда он летит? (С директором.) Почему? (У него в этот момент важный, достойный вид.)
3. Ребята, вчера на уроке мы разыгрывали сцену знакомства Карлсона с Малышом, а сегодня я предлагаю вам послушать, как озвучивают эту сцену артисты.
Прослушав запись, вы должны будете ответить на следующий вопрос:
– Каким тоном разговаривает Карлсон с Малышом и что он говорит ему о себе?
(Дети слушают диалог героев сказки)
Ответы детей после прослушивания:
– Важным тоном, немного свысока.
– О себе: мужчина в самом расцвете сил, самый умный, красивый.
– Он очень любит себя.
Учитель:Какие ещё любимые выражения Карлсона можете назвать? (Спокойствие, только спокойствие (гл.3,4), пустяки, дело житейское!)
– Когда он их употребляет? (Когда успокаивает Малыша.)
4. О какой шалости Карлсона мы узнаём из отрывков, напечатанных в нашем учебнике? (О запуске паровой машины.)
– Прочитаем этот эпизод по ролям (до стр.173, 1 абзац.)
– Что же случилось дальше с машиной?
– Прочитаем, как отреагировал на это Карлсон. (Она взорвалась! – в восторге закричал Карлсон.)
– Что же можно сказать о нашем герое? (Он ведёт себя как ребёнок, которому удалось проделать интересный фокус.)
– Остался ли ждать Карлсон вместе с Малышом родителей? Почему? (Нет, не стал. Ему стало стыдно. Он испугался.)
Физкультминутка
Но сначала отдохнем.
Карлсон всех зовет на крышу.
Игра «Что любит Карлсон?»
Вспомнить только всем нам нужно, Что любит Карлсон на обед.
Отвечайте громко, дружно Только «да» иль только «нет».
Любит Карлсон на обед. Съесть большой кулек конфет? (Да. )
Любит Карлсон или нет. Вкусный тортик на обед? (Да. )
Будет Карлсон на обед. Есть свой собственный берет? (Нет. )
Любит Карлсон на обед. Кушать тефтели иль нет? (Да. )
Может, Карлсон на обед. Будет соус без котлет? (Нет. )
Любит Карлсон на обед. Пироги без свечек? (Да. )
Любит Карлсон для леченая. Кушать банками варенье? (Да. )
Любит Карлсон на обед. Отведать чипсиков пакет? (Нет. )
Карлсону для настроения надо. Смесь печенья с шоколадом? (Да. )
Будет Карлсон или нет. «Фантой» запивать обед? (Нет. )
Любит Карлсон на обед. Гору плюшек или нет? (Да. ).
Игра закончилась моя, И есть, за что вас похвалить.
Продолжение работы по плану.
Учитель: Дома вы читали о других проделках Карлсона. Кто хочет рассказать о них? (Рассказы детей.)
5. Выслушав наших ребят, давайте же задумаемся над вопросом, а какой он, наш герой – Карлсон?
Работа в группах
– Каждой группе я раздам карточки, на которых написаны слова, обозначающие качества. Вам надо убрать одну лишнюю карточку, где написано качество, отсутствующее у Карлсона.
Карточки для работы в группах:
1 группа 2 группа 3 группа
Смелый Обидчивый Весёлый
Хмурый Стеснительный Самовлюблённый
Отходчивый Грязнуля
Молчаливый
4 группа 5 группа 6 группа
Грустный Грубиян Злопамятный
Весёлый Выдумщик Находчивый
Хвастливый Озорник. Трусишка
(Дети обсуждают качества, убирают лишнюю карточку, а оставшиеся помещаются на доску)
Учитель: Прочитайте, какими же качествами обладает Карлсон?
– Что можно сказать об этих качествах? (Есть положительные качества, есть и отрицательные.)
– Итак, двумя словами мы не можем сказать какой Карлсон – очень уж много в нём разного. Может, легче сказать, на кого из сказочных героев он похож?
– Ребята! А теперь давайте приоткроем маленькую дверь и войдём в большой мир, который нас окружает.
– Подумайте, а на кого здесь в нашем реальном мире похож Карлсон? (На очень многих знакомых ребят, на нас самих, т. к. у нас тоже есть те качества, что и у Карлсона.)
IV. Вывод
В начале нашего урока вы сказали, что Малыш любит Карлсона, да и вам он тоже нравится. Попробуйте ответить на вопрос, почему? Можно посоветоваться друг с другом. (Работа в парах).
– Мы любим Карлсона за весёлый, смелый и добродушный нрав, за бесконечные выдумки, за то, что если он что-то и делает не так, то это не со зла. За то, что он очень похож на нас всех вместе взятых и на каждого в отдельности. Ведь так?
V. Знакомство с автором книги
– Ребята, мы прочитали отрывки из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Что вы можете сказать об авторе книги?
– Ребята, а как сама А. Линдгрен относится к Карлсону?
(Он ей нравится, она употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: человечек, толстенькие ножки.)
Несколько слов об авторе.
– А. Линдгрен – современная шведская писательница. Практически все свои книги она посвящала детям, говоря, что пишет «для взрослых завтрашнего дня». Книги А. Линдгрен читают на разных языках ребята более чем в 20 странах мира. За свои весёлые, умные и добрые книги она дважды была награждена медалью имени великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Я надеюсь, что вы прочитаете и 2 другие повести о Малыше и Карлсоне, а также и другие книги, например: «Расмус-бродяга», «Пеппи Длинный Чулок» и др.
VI. Итог урока
– Теперь, прощаясь с Карлсоном, давайте подарим ему наш букет.
Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.
Красный – если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
Синий – если вам не понравился урок.
Жёлтый – если вы не определились.
(Дети прикрепляют по 1 цветку на доску к корзине.)
VII. Домашнее задание (по выбору)
– Ребята, на следующем уроке мы будем обсуждать все произведения данного раздела. Поэтому я предлагаю вам следующее домашнее задание.
Нарисуйте сказочного человечка, который вам понравился больше всех.
Подготовьте 2 вопроса к прочитанным произведениям.
Составьте пожелание своему сказочному герою.