Тема: К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
Цель: использование собственного личного мнения и собственных знаний при обсуждении вопросов.
Задачи: - поделиться мыслями о прочитанном произведении, обобщить прочитанное с помощью кейс- технологии;
- создать необходимые условия для аналитической деятельности по обобщению изученного материала;
- воспитывать культуру работы в группе, развивать коммуникативные общеучебные умения, навыки учебного сотрудничества.
- Введение: сообщение о том, что уже сделано по данной теме.
- Ход занятия:
- Сегодня мы проанализируем данный материал с помощью кейс- технологии. Перед вами кейс №1. Возьмите его и изучите, ответьте на вопросы:
Отрывок из сказки «Травник»
Жили- были Ландыш и Одуванчик. Очень они любили Солнышко, грелись в его ласковых лучиках, слушали заливистую песнь соловья. А однажды Солнышко закрыла проказница Тучка. Холодно Ландышу и Одуванчику, прижались друг к другу, колышутся на своих тоненьких ножках.
-Такого холодного Травника уже семь лет не бывало…- говорит Одуванчик.
-Травник холодный, да год плодородный!- отвечает Ландыш.
- Кап, кап, кап!- закапал Дождик.
-Подставляй свою головку под дождик, и расти будем быстро- быстро!- прокричал Одуванчик.
- Да, я знаю, как майская трава! Это раньше Травник, а сейчас- МАЙ!
- Май- самый зелёный месяц в году, период расцвета всего живого!- пропел Дождик и полетел дальше…
Вопросы:
- Назовите жанр текста, докажите, создайте модель данного произведения.(сказка , герои- предметы природы, разговаривают.)
- Выберите и сформулируйте народные приметы .( холодный май бывает один раз в семь лет ,если май холодный, то год плодородный.
- Какие знания мы применили при обсуждении вопроса?(старинные названия месяца, народные приметы)
- Ученица прочитает стихотворение ещё об одном весеннем месяце, послушайте какое интересное сравнение нашёл автор.
Май, как птиц из тесной клетки,
Листья выпустил на ветки:
Распрямляйте крылышки,
Набирайте силушку.
- От стихов перейдём к прозе, замечательного русского писателя, И. Соколова-Микитова, который очень тонко чувствовал, понимал и любил природу.
Следующий кейс №2 связан с другим жанром литературы.
Возьмите кейс №2, выполните задание:
Отрывок из рассказа И Соколова-Микитова «Май»
Вопросы:
- Назовите жанр текста, докажите, создайте модель данного произведения.
- Почему этот текст имеет такое название?
- Как вы понимаете фразу “зелёною… дымкой накрылся лес”?
Рефлексия : Что объединяет эти тексты? Общая тема- пробуждение природы, первая нежная ЗЕЛЕНЬ
ЗЕЛЕНЬ (акростих), можно использовать любую информацию, приготовленную к уроку.
З- заметили, что холодный май бывает один раз в семь лет.
Е- если май холодный, то год плодородный.
Л- лист берёзовый помогает запеть соловью. (соловей запоёт тогда, когда сможет напиться с берёзового листа)
Е- если майским дождём смочить голову, то волосы будут расти быстро, как майская трава.
Нь- неделю надо ждать после развёртывания листьев на берёзе, чтобы правильно посадить картофель.
- Прочитайте, как встречают весну зайчишки?
- Найди предложение с восклицательным знаком. Прочти его, передав чувства жителей леса.
- Почему им так хорошо?
- О чём пишет И. Соколов-Микитов?
- Рассмотри рисунок. Какое время года наступило? Что происходит в природе?
- Сравните эти произведения. Что в них общего? (о природе) Чем отличаются? (разные заглавия, жанры)
Итог урока.
- Расскажите, чему научились ?
- Какие произведения читали? Что общего в моделях этих произведений? Чем отличаются?
- О чём эти произведения?
- Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта помогли И. Соколову-Микитову написать такое замечательное произведение.
- Чтобы вы сейчас ещё раз хотели перечитать?
Домашнее задание.
- С родителями сходите на прогулку в лес, поле, на речку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса и на следующих уроках расскажите о том, что увидели.
- К рассказу “Май”, если он вам очень понравился, можете нарисовать рисунок.