Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Ребята, прочитайте слова, записанные у вас на листочках. – Кто хочет стать настоящим читателем? – А что для этого надо делать? – Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. | Дети читают слова. Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы, Дорог нам их вечный свет, Книгам добрым, интересным… Мы всем классом шлём привет! – Уметь грамотно читать! | Личностные: Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. |
II.Речевая разминка. | Выполнить упражнения для развития артикуляционного аппарата. | Прочитать слитно: – Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро. | Дети читают и выполняют задания. А О У Ы И Э А Ы О У Э И О У А Э И Ы З С Ж Ок-ок-ок – падает снежок. Ип-ип-ип – слышу снега скрип. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
III. Проверка домашнего задания. | Проверить правильность выполнения домашнего задания. | - Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом занятии мы познакомились с произведением В.А. Сухомлинского «Вьюга», вы должны были подготовить пересказ близкий к тексту рассказа. -Восстановите деформированный текст рассказа. Вставьте слова подходящие по смыслу.
-Как вы думаете, подходит ли к рассказу «Вьюга» пословица «Робкого и тень страшит»? - Вы правы. Это явление природы опасно и в то же время прекрасно. Очень точно и красиво оно описано в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» - Ребята, как вы думаете, почему вьюга перестала быть страшной для мальчиков? - Тему дружбы, товарищества, взаимовыручки, отношений между ребятами мы продолжим в рассказах других писателей. | -Дети получают карточки №1. Восстанавливают текст и читают выразительно. 2 ученика пересказывают рассказ «Вьюга» - Нет, вьюга опасна. Дети читают отрывок. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. -Потому что когда ты с другом, то тебе ничего не страшно | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
IV.Целепола- гание. | Формулирование темы урока учащимися; организовать постановку цели урока учащимися, наметить план учебных действий. Знакомство с биографией писателя. | Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. - Зачеркните все буквы П и Е и прочитайте слова. - Правильно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного детского писателя Н.Н. Носова. - Что вы знаете об этом писателе? - Я расскажу вам некоторые сведения из биографии Николая Носова. Вы внимательно слушаете. - Разгадайте анаграмму и узнаете тему урока ан рокег - Давайте наметим план наших действий | ПППЕЕНЕИЕПКПОППЛПЕАЙП ПНЕЕОЕСЕППОППППЕПППВ Николай Носов На горке. +1. Прочитать или прослушать произведение. +2. Ответить на вопросы. +3. Перечитать произведение. +4. Поработать над содержанием. +5. Подготовить выразительное чтение по ролям. +6. Оценить свою работу на уроке. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
V. Первич- ное воспри-ятие текста. | Подготовительные упражнения речевой разминки, проведение словарной работы. | – Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА – Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? – Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? – Скажите, что нужно для строительства снежной горки? – Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. – Ребята, а вы любите бывать на горке? – Почему? – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? - Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать. совершённом, не признаться, признаться, проступке, или, в? Носова, не стареют, почему, рассказы? Словарная работа. – Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. – Читаем по слогам, а затем целыми словами: -Подберите слово, близкое по значению.
-Подберите слово с противоположным значением.
-Замените синонимом.
-Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника.
| – «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
- Про снежную горку
-Лопаты, вёдра, желание. Признаться или не признаться в совершённом проступке? Почему рассказы Носова не стареют? СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (вскарабкался) ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
VI. Физминутка | | | Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся и садись. | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья. |
VII. Первичное чтение. Обсуждение прочитан- ного. | Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. | Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. – Чьё чтение вам понравилось больше всего? – Кому понравилось это произведение? – Какой момент вам особенно понравился? Почему? - Определите – это художественный текст или научный? - Кто может определить, к какому жанру относится произведение? | Читают Гришина Анна, Хохлов Андрей, Ионов Андрей, Александрова Полина. Выражение своих чувств, мыслей. - Художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции. - Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев. | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
VIII. Повторное чтение с элементами анализа текста. | Повторное чтение текста с элементами анализа содержания прочитанного; выборочное чтение, подготовка к чтению отрывка по ролям. | - Прочитайте теперь сами, найдите в тексте непонятные для вас слова. - Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов. Ответить так, как сами понимаете по-своему. – Кто является главным героем рассказа? – Что делали ребята? – Прочитайте, как они строили горку. – А что делал Котька, когда ребята трудились? – Почему же он не вышел? – Какой он? – Что произошло, когда ребята ушли обедать? Прочитайте. – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - Найдите в тексте маленькое слово, которое повторяется трижды. С помощью него автор показывает, что Котька постоянно падает на горке. Котька падает неожиданно, мгновенно. При этом мы будто слышим глухой тяжёлый звук. - Правильно. Обратите внимание как много слов я употребила, чтобы передать падение Котьки, а автор эту картину нарисовал одним словом – «бух!» - Какой художественный приём употребил автор? – А зачем он посыпал горку песком? – Что из этого вышло? Прочитайте. – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда.
– Котька сразу согласился это сделать? - Найдите эту часть рассказа. -Отметьте на карточках, где чьи слова. Подумайте, как нужно читать то, что говорят ребята и то, что говорит Котька. Подготовьтесь к чтению этого отрывка по ролям. – Понравилось ли Котьке работать? – Подтвердите словами из текста… – Как вы думаете, изменился ли Котька – Кто помог ему стать лучше? - Какова же основная мысль рассказа?
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Итак, главную мысль произведения Н.Н. Носова «На горке» можно выразить словами русской пословицы «Умел ошибаться – умей и поправиться» | Самостоятельная работа (чтение про себя). Словарная работа. Работа в парах. Сарай - это одноэтажная хозяйственная постройка, расположенная во дворе. В сарае обычно хранят инструменты. Котька – ласковое слово имени Константин. Нацепил – надел небрежно. Фанерка – плоская доска. Чтение вслух. -Котька и его друзья. - Строили во дворе горку. - Смотрел в окно. -Не хотел трудиться, но хотел кататься.
-Хитрый. -Бух! -Звукоподражание. - Он не мог на неё взобраться. -Возмутились. Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом. - Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег. Карточка №2. Помечают. Работа в группе. Выразительное чтение по ролям. -Да, он стал лучше. - Его товарищи. - Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. Умел ошибиться, умей и поправиться. | Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
IX.Закрепление и обобщение материала. | Систематизация и повторение материала. | А теперь проверим, как вы внимательно читали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. Тест – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: Развеселить читателя. Подшутить над кем-нибудь. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. Разбудить фантазию. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? – Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. | Дети самостоятельно работают на листочках. Дети выбирают выводы. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. |
X. Итог урока. Рефлексия. | Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности. | - С каким произведением, какого автора мы сегодня с вами познакомились? - Чему учит рассказ?
- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу На столах у вас лежат снежинки. - Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям: - всё получилось, доволен своей работой - не всё получилось, но могу работать лучше - ещё есть затруднения в работе Сегодня на уроке хорошо отвечали и получили отметки: ______. Кто сегодня не получил отметку, получит на следующем уроке. Возвращаемся к нашему плану урока. Всё ли выполнили? | - С рассказом Н.Н. Носова «На горке». - трудолюбию - умению исправлять свои ошибки - быть настоящими товарищами - уважать чужой труд Самооценка. Ответы детей. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
XI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Домашнее задание каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам три варианта. 1 вариант. стр. 29-32 подготовить выразительное чтение по ролям, отметить в тексте слова каждого из героев. Нарисовать рисунок к рассказу. 2 вариант. стр. 29-32 подготовить выразительное чтение по ролям, придумать вопросы к тексту рассказа. 3 вариант. стр. 29-32 подготовить выразительное чтение по ролям, выполнить задание № 7. Поставить с товарищами сценку. Для этого распределить роли и выучить слова. | Дети получат карточки с домашним заданием. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |