kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Жильцы старого дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это второй урок по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома». Умение анализировать художественное произведение – умение творческое, предполагающее способность читателя найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Жильцы старого дома" »



Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома» (второй урок по произведению).

Цели урока:

  1. Способствовать полноценному восприятию произведения.

  2. Развивать представления о точках зрения автора и рассказчика, о способах изображения персонажей.

  3. Формировать систему читательских умений.

  4. Совершенствовать навык чтения.

  5. Развивать мышление, воображение, эмоции.

  6. Прививать любовь к чтению, к книге.


Пояснительная записка

Это второй урок по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома». Умение анализировать художественное произведение – умение творческое, предполагающее способность читателя найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.


Оборудование к уроку: подсвечник, свечи, карточки для индивидуальной работы, компьютерная презентация /или портрет К.Г.Паустовского, рисунки к произведению и части плана на доске/


Ход урока:

I. Повторение.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разделом «Человек и природа», но сначала проверим, как вы знаете авторов предыдущего раздела.

- Соедините фамилию с именем и отчеством автора /на карточке/

Иван Андреевич


Куприн

Владимир Карпович

Железников

Виктор Юзефович

Драгунский

Радий Петрович

Крылов

Александр Иванович

Погодин

- Проверка /на экране/. Итог.

- Чья фамилия по-вашему лишняя? (Крылов). Почему? (работал в стихотворном жанре, а остальные в прозе).


II. Сообщение целей урока и плана работы.

- С творчеством какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский).

- Рассказ называется «Жильцы старого дома». Вашим домашним заданием было прочитать рассказ ещё раз, уметь ориентироваться в тексте.

- Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы. (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.)

- Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение? (Верно, цели создания этого рассказа соответствуют строчки, которые я приводила на прошлом уроке. Прочитай их:

В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого

скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять.

Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.

Работать над рассказом будем по плану, прочитай его:

  1. Домашние животные в рассказе.

  2. Дождливые дни и вечера в старом доме.

  3. Старые вещи.

  4. Таинственный мастер Гальвестон.

- А также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский.


III. Чтение и анализ текста.


1. Домашние животные в рассказе.

- Прочитайте 1 абзац рассказа.

- Для кого начались неприятности? Почему?

- Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( до … война была объявлена).

- Кто же начал войну? (Степан).

- Почему? (Фунтик унизил его достоинство).

- Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175)

- Давайте сравним эти две клички:


СТЕПАН ФУНТИК

- О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый).

- Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).

- Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать…)

- От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи).

- Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться?

- Прочитайте этот эпизод (с.175-176).

- Что вы можете сказать о характере Петуха?

- Как вы думаете, почему его так звали – «Горлач»? (может быть, был очень громкий голос, от слова «горластый»).

- Что значит «сварливый»? /может быть работа с толковым словарём/

сварливый – ворчливый, склонный к ссорам.

- Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан).

- Прочитайте этот эпизод.

- Почему же Степан усмехнулся? (удалось хоть как-то отомстить Фунтику за те неудобства, которые он доставил Степану).

- Рассмотрите иллюстрацию к этому эпизоду.

- Какие ошибки допущены в рисунке? Докажите текстом. (Кот должен сидеть на крыше и наблюдать).

- Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он - человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей).

- Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица).

- Прочитайте этот отрывок (с.176-177). Чья точка зрения здесь представлена?

(автора). Почему? (т.к. люди говорили, что нельзя её покупать, т.к. черный цвет делал её похожим на черного ворона. А в литературе черный ворон – символ темных сил, черный цвет – цвет зла, смерти, поэтому от вида её становилось страшно).

- На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе? (вспомнились средневековые харчевни, о которых в своих романах писал английский писатель Вальтер Скотт.

- А откуда они знакомы с этими романами? (читали в дождливые и пасмурные дни).

2. Дождливые дни и вечера в старом доме.

- Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка)

- Прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (с.177)

- Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (с.178)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Какие неточности здесь допущены, чего не хватает? (лягушка приходила смотреть на огонь керосиновой лампы).

- Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем-то думать. Я предлагаю вам поставить себя на место лягушки – 1 мин. посмотреть на огонь, а потом поделиться мыслями, которые у вас возникли. (Учитель зажигает свечи, звучит музыка).

- О чем вы думали, глядя на огонь?

- А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом.

- Как вы думаете, кого характеризует это описание? (автора - это видит автор, смотрящий на огонь).

- Т.е. все эпизоды рассказа проникнуты личным отношением автора к описываемому.

- Вспомните начало урока: я сказала, что в своих произведениях Паустовский указывает читателю, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Так вот, особенною таинственностью в доме обладали старые вещи.

3. Старые вещи.

- К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (часы-ходики)

- Прочитайте этот эпизод (с.179).

- Какие слова использует Паустовский, чтобы говорить о часах, как об одном из героев произведения? (знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались).

- Т.Е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценными жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер.

- Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано.

(В доме жило много старых вещей).

- Зачем Паустовский одушевляет вещи? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук).

- Зачем на чердаке устраивались раскопки? (старые вещи хранят историю и могут о многом рассказать).

- Почему взрослые люди занимались переводными картинками? (чтобы больше узнать из них о прошлом).

- Какая ещё старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (музыкальная шкатулка). Кто её сделал? (мастер Гальвестон).

4. Таинственный мастер Гальвестон.

- Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (с.181)

- Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский – человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает фантазия).

- Паустовский пишет, что с тех пор – таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (с.182-183 … мышей).


IV. Рефлексия.


- По мотивам произведения К.Паустовского «Жильцы старого дома» на Свердловской киностудии был создан мультипликационный фильм. Когда вы будете его смотреть, постарайтесь представить, что вы сами очутились в этом старом доме и понаблюдайте за его обитателями.

- Просмотр мультфильма /http://mults.info/mults/?id=1911#cook/

- Поделитесь своими впечатлениями /высказывания детей/.

- Характер какого домашнего животного, по-вашему, наиболее точно удалось передать мультипликаторам?

- Что вы можете сказать о мастере Гальвестоне?

- Какие старые вещи из рассказа вы увидели в мультфильме? Что вы можете о них сказать?

- Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа. Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно». Именно с этой цитаты мы и начали сегодня урок. Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем. Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам).


V. Итог урока


- Сегодня мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. (Действительно, как мастерски автор переходит от сюжета к воспоминаниям, лирическим отступлениям). Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук.


VI. Домашнее задание. Оценивание.


- Придя домой, внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Жильцы старого дома"

Автор: Шаромова Наталья Олеговна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107338


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства