kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения"Чудеса поэтических и живописных образов" по РО Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  - формировать умение анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста, помочь найти и понять главную мысль стихотворения; - развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические и живописные образы; - обнаружить сходство восприятия мира природы поэтом и художником; - развивать навык выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

Театр мы все любим несомненно,

Туда попасть стремимся несомненно.

 Я предлагаю вам в театр поиграть

 И как артисты, стих свой рассказать.

II. Проверка домашнего задания

 - Выразительное чтение стихотворения « Ландыш» (три-четыре человека).

- Если бы вас попросили проиллюстрировать это стихотворение, какими бы вы красками воспользовались? (светлые тона: зеленый белый – это ландыш; темные тона для изображения леса: коричневы, серый.)

-Скажите, а обязательно ли нужно срывать цветок, чтобы полюбоваться им?

Мудрый поэт Самед Вургун сказал однажды:

« Я должен над цветами наклонится

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать.

 

III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока

(Открываю рисунок с изображением Феи цветов.)

 Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, на природу. Нас встречает лесная Фея. Кто она такая?

(Феи - это воздушные маленькие существа, порхающие на стрекозиных крылышках, красивые обитатели волшебной страны. Они появляются в платьях из тончайшей материи, воздух вокруг них мерцает волшебными огнями и пронизан великолепным благоухающим запахом.)

- В каких произведениях вы встречали этот персонаж? («Золушка», «Спящая красавица».)

 - Какую роль Фея играла в судьбе героев? (Исполняла желания, одаривала подарками.)

 - Сегодня познакомимся со стихотворением Константина Бальмонта,

 его произведения полны загадок и чудес.

 - Из его стихотворения мы узнаем, о какой Фее он нам рассказал.

IV. Работа по теме урока

 Откройте учебник на странице 124. Прочитайте название: «Трудно Фее».

 - О чем автор нам хотел сказать этим названием? (Непросто быть Феей.)

 (Читаю стихотворение)

- Что поняли? (Каждый представитель природы обращается к Фее.)

 Самостоятельное чтение.

 - Кто участник разговора и как каждый из них обращается к Фее?

 (На доске выставляются слова.)

 Сирени - шепчут

 Стриж - призывает

 Ландыши - шепчут

 Травинки - промолвили

- Зачем они совершают эти действия? (Они хотят обратить на себя внимание, им нужна любовь Феи.)

- Попробуйте показать, что слово, посвященное ландышам и травинке, - точная поэтическая находка

. Для этого прочитайте, как автор говорит о ландышах.

 («Ландыши шепнули сквозь тени очи смежа».)

 - Как понимаете эти строчки? («Сквозь тени» - они растут в тенистом месте; «очи смежа» - закрыли глаза-бутончики.)

Все это создает впечатление хрупкости и недоступности ландышей, их укрытости от посторонних глаз.

- Прочитайте, как автор говорит о травке.

 «…Сквозя изумрудно

 травки промолвила нить...»

Поэт сравнивает травку с ниточкой, которая к тому же «сквозит изумрудно».

- Поясните значение слов «сквозит» и «изумрудно». («Сквозить» - едва просачиваться, чуть виднеться, слегка обнаруживаться; «изумрудно» - драгоценно, сверкая зеленым изумрудным цветом.)

- Слова, посвящённые ландышам, травинке – поэтическая находка! Бальмонт сумел передать хрупкость, красоту природы в этом стихотворении.

V. Физкультминутка

 Наши алые цветочки

 Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит.

 Лепестки колышет.

 Наши алые цветки

 Закрывают лепестки.

 Тихо засыпают.

 Головой качают.

VI. Продолжение работы по теме

 - Вам понравились образы, созданные Бальмонтом?

- Догадайтесь, в чем состояла работа Феи? (Любить все живое на Земле. Благодаря этой любви, в ответ на неё, растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными, и мир становится прекрасным и разнообразным.)

- Кто же эта Фея? Вы верите в ее существование? (Видно, это сама природа, это душа леса.)

VII. Выразительное чтение стихотворения

 - Посмотрите на доску, прочитайте еще раз записи на карточках и попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы мы это почувствовали.

VIII. Обобщение

 - Вам понравилось это произведение? А знаете ли вы, что в Москве в 1905 г. была напечатана книжка «Фейнины сказки». В ней было помещено 71 стихотворение. Посвящена эта книга Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Екатерины Алексеевны Андреевой. Об этой книге изящных стилизаций детских песенок восторженно писал Валерий Брюсов: «В «Фейниных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых коло¬кольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это - утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень». В первой части «Фейниных сказок» создан мир феи, где бессмертной жизнью живут ее спутники, друзья и враги: стрекозы, жуки, светлячки, тритоны, муравьи, улитки, ромашки, кашки, лилии.

Послушайте одно стихотворение из цикла «Фейнины сказки».

Фея за делом

 К Фее в замок собрались

 Мошки и букашки.

 Перед этим напились

 Капелек с ромашки.

 И давай жужжать, галдеть

 В зале паутинной,

 Точно выискали клеть,

 А не замок чинный.

 Стали жаловаться все

 С самого начала,

 Что ромашка им в росе

 Яду подмешала.

 А потом на комара

 Жаловалась муха:

 

Говорит, мол, я стара,

 Плакалась старуха.

 Фея слушала их вздор

 И сказала: «Верьте,

 Мне ваш гам и этот спор

 Надоел до смерти».

 И велела пауку, -

 Встав с воздушных кресел, -

 Чтобы тотчас на суку

 Сети он развесил.

 И немедля стал паук

 Вешать паутинки.

 А она пошла на луг

 Проверять росинки.

 

IX. Работа с «Картинной галереей»

 - Фея цветов приглашает нас дальше прогуляться по ее владениям и насладиться красотой природы, которую изобразил Михаил Врубель. Отправимся в «Картинную галерею».

- Рассмотрите репродукцию с картин Михаила Врубеля «Сирень» и «Жемчужина». Что видите?

(На картине «Сирень» изображена прекрасная дева, на фоне цветущего куста сирени, которую вряд ли можно считать реально существующим человеком. Лицо у нее бледное, с большими печальными глазами. Волосы черные, длинные, опускаются по плечам, закрывая все тело. Пирамидки сирени сверкают, точно драгоценные камни, светятся изнутри малиновыми, сиреневыми и синими огнями. Очевидно, это прекрасная Фея.

Найдите у Кентавра Хирона в разделе «Музей» объяснение слову «нимфы»(стр.151). Нимф, или фей деревьев звали дриадами. Дриада – это душа дерева, которая сохраняет его, вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту. Прекрасная фея – это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть.

На картине «Жемчужина» изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины, где обычно вырастает жемчужина. Мы видим двух хрупких дев с огромными глазами. Они укутаны в легкие прозрачные (газовые) ткани. Они молчаливы и задумчивы, как и фея сирени, словно воплощают те творческие силы которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой отличается маленький перламутровый шарик, поблёскивающий всеми цветами радуги, зарождающийся в этой раковине.)

X. Итог урока

 - Можно ли утверждать, что поэт и художник сходно воспринимают мир природы? (Да, они создают сходный образ Феи как души природного мира, воплощенной в нем любви и красоты. Да и сам природный мир, изображенный художником и поэтом, хрупкий, таинственный и драгоценный.)

- Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Д/З: Выразительное чтение стихотворения, нарисовать фею природы (по желанию),

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения"Чудеса поэтических и живописных образов" по РО Занкова »

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Чудеса поэтических и живописных образов (К. Д. Бальмонт «Трудно Фее»)



Цели урока:

- формировать умение анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста, помочь найти и понять главную мысль стихотворения;

- развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические и живописные образы;

- обнаружить сходство восприятия мира природы поэтом и художником;

- развивать навык выразительного чтения.



Ход урока

I. Организационный момент

Театр мы все любим несомненно,

Туда попасть стремимся несомненно.

Я предлагаю вам в театр поиграть

И как артисты, стих свой рассказать.

II. Проверка домашнего задания

- Выразительное чтение стихотворения « Ландыш» (три-четыре человека).

- Если бы вас попросили проиллюстрировать это стихотворение, какими бы вы красками воспользовались? (светлые тона: зеленый белый – это ландыш; темные тона для изображения леса: коричневы, серый.)

-Скажите, а обязательно ли нужно срывать цветок, чтобы полюбоваться им?

Мудрый поэт Самед Вургун сказал однажды:

« Я должен над цветами наклонится

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.





III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока

(Открываю рисунок с изображением Феи цветов.)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, на природу. Нас встречает лесная Фея. Кто она такая?

(Феи - это воздушные маленькие существа, порхающие на стрекозиных крылышках, красивые обитатели волшебной страны. Они появляются в платьях из тончайшей материи, воздух вокруг них мерцает волшебными огнями и пронизан великолепным благоухающим запахом.)



- В каких произведениях вы встречали этот персонаж? («Золушка», «Спящая красавица».)

- Какую роль Фея играла в судьбе героев? (Исполняла желания, одаривала подарками.)

- Сегодня познакомимся со стихотворением Константина Бальмонта,

его произведения полны загадок и чудес.

- Из его стихотворения мы узнаем, о какой Фее он нам рассказал.



IV. Работа по теме урока

Откройте учебник на странице 124. Прочитайте название: «Трудно Фее».

- О чем автор нам хотел сказать этим названием? (Непросто быть Феей.)

(Читаю стихотворение)



- Что поняли? (Каждый представитель природы обращается к Фее.)

Самостоятельное чтение.

- Кто участник разговора и как каждый из них обращается к Фее?

(На доске выставляются слова.)

Сирени - шепчут

Стриж - призывает

Ландыши - шепчут

Травинки - промолвили



- Зачем они совершают эти действия? (Они хотят обратить на себя внимание, им нужна любовь Феи.)

- Попробуйте показать, что слово, посвященное ландышам и травинке, - точная поэтическая находка

. Для этого прочитайте, как автор говорит о ландышах.

(«Ландыши шепнули сквозь тени очи смежа».)

- Как понимаете эти строчки? («Сквозь тени» - они растут в тенистом месте; «очи смежа» - закрыли глаза-бутончики.)

Все это создает впечатление хрупкости и недоступности ландышей, их укрытости от посторонних глаз.

- Прочитайте, как автор говорит о травке.

«…Сквозя изумрудно

травки промолвила нить...»

Поэт сравнивает травку с ниточкой, которая к тому же «сквозит изумрудно».

- Поясните значение слов «сквозит» и «изумрудно». («Сквозить» - едва просачиваться, чуть виднеться, слегка обнаруживаться; «изумрудно» - драгоценно, сверкая зеленым изумрудным цветом.)

- Слова, посвящённые ландышам, травинке – поэтическая находка! Бальмонт сумел передать хрупкость, красоту природы в этом стихотворении.



V. Физкультминутка

Наши алые цветочки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.



VI. Продолжение работы по теме

- Вам понравились образы, созданные Бальмонтом?



- Догадайтесь, в чем состояла работа Феи? (Любить все живое на Земле. Благодаря этой любви, в ответ на неё, растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными, и мир становится прекрасным и разнообразным.)



- Кто же эта Фея? Вы верите в ее существование? (Видно, это сама природа, это душа леса.)



VII. Выразительное чтение стихотворения

- Посмотрите на доску, прочитайте еще раз записи на карточках и попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы мы это почувствовали.



VIII. Обобщение

- Вам понравилось это произведение? А знаете ли вы, что в Москве в 1905 г. была напечатана книжка «Фейнины сказки». В ней было помещено 71 стихотворение. Посвящена эта книга Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Екатерины Алексеевны Андреевой. Об этой книге изящных стилизаций детских песенок восторженно писал Валерий Брюсов: «В «Фейниных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых коло¬кольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это - утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень». В первой части «Фейниных сказок» создан мир феи, где бессмертной жизнью живут ее спутники, друзья и враги: стрекозы, жуки, светлячки, тритоны, муравьи, улитки, ромашки, кашки, лилии.



Послушайте одно стихотворение из цикла «Фейнины сказки».



Фея за делом

К Фее в замок собрались

Мошки и букашки.

Перед этим напились

Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть

В зале паутинной,

Точно выискали клеть,

А не замок чинный.

Стали жаловаться все

С самого начала,

Что ромашка им в росе

Яду подмешала.

А потом на комара

Жаловалась муха:



Говорит, мол, я стара,

Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор

И сказала: «Верьте,

Мне ваш гам и этот спор

Надоел до смерти».

И велела пауку, -

Встав с воздушных кресел, -

Чтобы тотчас на суку

Сети он развесил.

И немедля стал паук

Вешать паутинки.

А она пошла на луг

Проверять росинки.



IX. Работа с «Картинной галереей»

- Фея цветов приглашает нас дальше прогуляться по ее владениям и насладиться красотой природы, которую изобразил Михаил Врубель. Отправимся в «Картинную галерею».



- Рассмотрите репродукцию с картин Михаила Врубеля «Сирень» и «Жемчужина». Что видите?



(На картине «Сирень» изображена прекрасная дева, на фоне цветущего куста сирени, которую вряд ли можно считать реально существующим человеком. Лицо у нее бледное, с большими печальными глазами. Волосы черные, длинные, опускаются по плечам, закрывая все тело. Пирамидки сирени сверкают, точно драгоценные камни, светятся изнутри малиновыми, сиреневыми и синими огнями. Очевидно, это прекрасная Фея.



Найдите у Кентавра Хирона в разделе «Музей» объяснение слову «нимфы»(стр.151). Нимф, или фей деревьев звали дриадами. Дриада – это душа дерева, которая сохраняет его, вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту. Прекрасная фея – это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть.



На картине «Жемчужина» изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины, где обычно вырастает жемчужина. Мы видим двух хрупких дев с огромными глазами. Они укутаны в легкие прозрачные (газовые) ткани. Они молчаливы и задумчивы, как и фея сирени, словно воплощают те творческие силы которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой отличается маленький перламутровый шарик, поблёскивающий всеми цветами радуги, зарождающийся в этой раковине.)



X. Итог урока

- Можно ли утверждать, что поэт и художник сходно воспринимают мир природы? (Да, они создают сходный образ Феи как души природного мира, воплощенной в нем любви и красоты. Да и сам природный мир, изображенный художником и поэтом, хрупкий, таинственный и драгоценный.)



- Для чего нужна такая работа со стихотворением?



Д/З

Выразительное чтение стихотворения,

нарисовать фею природы (по желанию),

найти сказку «Аладдин и волшебная лампа» (арабская сказка).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения"Чудеса поэтических и живописных образов" по РО Занкова

Автор: Зайцева Ирина Михайловна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства