Урок литературного чтения 4 класс по теме "М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва!..." и "Парус"
Урок литературного чтения 4 класс по теме "М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва!..." и "Парус"
Урок литературного чтения по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова проводится по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС торого поколения. На уроке используется презентация, звуковое сопроождение стихов. Разнообразные формы работы на уроке: парная, групповая и фронтальная. Самоанализ и самопроверка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс по теме "М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва!..." и "Парус"»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!…», «Парус»
Цели урока:
Обучающие: продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; комплексно анализировать стих-е;
Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; способствовать развитию творческого воображения; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Ход урока
1. Организация урока.
2. Проверка домашнего задания.
Наизусть стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога» (11 человек)
3. Вступительное слово учителя.
- Откройте стр. 82 и назовите, с творчеством какого русского поэта мы будем знакомиться.
(СЛАЙД: портрет Лермонтова)
В этом году исполнилось 201 год со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!..» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».
(СЛАЙД: тема урока)
Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями.
Страницы жизни М.Ю.Лермонтова
Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.
(СЛАЙД: родители)
В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. (СЛАЙД: бабушка)
Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает. Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. (СЛАЙД: Тарханы)
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.
(СЛАЙД: Кавказ)
Синие горы Кавказа, приветствую вас.
Вы взлелеяли детство моё;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
И я с той поры всё мечтаю о вас, да о небе…
-В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион. (СЛАЙД:Москва)
Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
-Одно из них «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»
4. Первичное восприятие текста Учитель читает стихотворение.
5. Беседа
- Какие чувства вызывает у вас это произведение?
- Какую вы представили картину? Опишите.
6. Работа в Т с. 45 № 1 задание и выполните его.
№ 2 Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан).
Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» - это метафора.
Прочитайте определение слова метафора с.84.
- В стихотворении автор называет чуждым властелином Наполеона, занявшего Кремль.
- Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть)
- Как вы понимаете эти слова?
- Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!)
Подготовка к выразительному чтению
- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине. Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной)
Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки. Работа в парах.
Проверка выразительного чтения
Физминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт,
Побежим скорее в море,
Окунёмся, поплывём.
Заигрались мы чего-то,
Надо на урок бежать.
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
Подготовка к восприятию стихотворения
- Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (СЛАЙД: морской пейзаж)
Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
(СЛАЙД: картины Айвазовского) Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. (СЛАЙД: парус)
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». В стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
(учитель читает стихотворение «Парус»)
Беседа:
-Какое настроение вызывает у вас это стихоторение?
Работа со словарём. «Лазурь, Мятежный»
Анализ стихотворения по вопросам учебника с. 85 № 3-6
Выразительное чтение стихотворения «Парус»
Заключительное слово учителя
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают « души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.
Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть
2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.