Открытие нового знания | 1. Звуковой анализ слова «рыба». – «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». – Какой это звук? – Какой фишкой обозначим звук? – Назовите мягкую пару. – «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». – Что вы знаете об этом звуке? – «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». – Какой это звук? – Обозначьте соответствующей фишкой. – Назовите его мягкую пару. – «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». – Что знаете об этом звуке? – Звук [ы] обозначается буквой ы.
2. Знакомство с новой буквой. – Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа? А бедняжка буква ы Бродит с палочкой, увы. А. Шибаев Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни.
Е. Григорьев | Вот топор, полено рядом –
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны.
В. Степанов | – Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы? – Где в словах встретился звук [ы]? – Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?
Вот что совершенно верно: Ы не нравится быть первой, ы не начинает слов – Видно, нрав ее таков. Т. Синицына 3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой. Для читающих детей: – Прочитайте стихотворение С. Маршака. Для нечитающих детей: – Выполните работу по индивидуальным карточкам. Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло, Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла. – Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.) Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
4. Игра «Будь внимателен». Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?». У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита. | Есть усы у мотыльков, У тюленей, у жуков. Есть у зайца и сверчка, У сома и хомячка. | Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей... Даже папа для красы Отрастил себе усы!
– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
– Кого еще вы знаете с усами?
5. Звукобуквенный анализ слова «усы». – Обозначьте звуки фишками и буквами.
6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым». – Обозначьте звуки фишками и буквами. – Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.
– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру. У буквы ы обычай есть, За него хвала и честь: Буква ы спокойно может, Встав в конце, предметы множить: Стол – столы, забор – заборы, Пол – полы, узор – узоры.
– Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгу- ру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)
7. Работа по учебнику. – Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
8. Звукобуквенный анализ слова «мышка». – Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы. – Пых очень любит сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.
– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
– Что нужно поменять, кроме буквы? 9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать». Задание 1. – Закрасьте в тетради красным карандашом части рисунка, в которые вписана буква ы. Задание 2. – Выполните звукобуквенный анализ слов, вписывая гласные буквы. – Что общего у слов «ноты», «рыба», «крыша»? (Количество гласных – 2, первый звук во всех словах – согласный. Последний звук во всех словах – гласный. Во всех словах все согласные твердые.) | (Рррыба.) (Твердый согласный звук.) (Синей.) (Звук [р’].) (Рыыыба.) (Гласный, обозначим красной фишкой.) (Рыб-б-ба.) (Твердый согласный звук.) (Синяя фишка.) ([б’].) (Рыбаааа.) (Гласный, обозначим красной фишкой.)
(В середине и на конце слов.) (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].) (Белка, рысь и др.) |
Итог | – В копилке Пыха осталось только одно задание – кроссворд. Решите его. – С какой буквой-труженицей познакомились? – Чем она отличается от всех остальных? – Какой звук обозначает буква ы? Ы живет в семействе гласных – Звуков чистых, четких, ясных, И, как гласная любая, – Мы теперь о том уж знаем, – Любит Ы к согласной встать, Чтобы слог образовать: Выход, мыло, тыква, пыль, Мыши, мысли, сыр и быль. В алфавите Ы важна, Словно в пище соль нужна. Т. Синицына | |