УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ
учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Бугульмы Республики Татарстан Басынина Лариса Николаевна
ТЕМА: « ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНЫЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
Цели урока: 1. Закреплять письменные приемы умножения, умение упрощать выражения, основываясь на конкретном смысле умножения;
2.Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать;
3. Воспитывать познавательный интерес
Оборудование: мультимедиа, воздушные шары, аудиозаписи музыки космической тематики
Формируемые УУД:
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание решать поставленные проблемы;
- Осознавать собственные достижения при выполнении ситуативного задания
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога;
- комментировать выполнение учебного задания, используя термины в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Самоопределение к деятельности (звучит музыка «Зов неба»)
( приветствие для гостей:
«Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Оценивать строго мы просим: «Не надо!»
Вот это и будет нам лучшей наградой!.
Друг другу же мы пожелаем: «Удачи!»
Ведь решать нам придется непростые задачи»)
Учитель:
- С чего бы вы хотели начать наш урок? (ответы детей)
- Я поддержу вас, и мы начнем урок с разминки. Итак, наш класс как обычно, разделен на 3 группы. От чего зависит успех на этом этапе урока. Как вы думаете? ( от внимательности, быстроты реакции, наличия знаний)
РАЗМИНКА УМА
( быстрые ответы на вопросы общего характера )
-- Какой самый тяжёлый день недели? (понедельник)
-- Она бывает газонной, сорной или лекарственной. Что это? (трава)
-- Сколько яблок у Раи, если у неё было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки? ( 3)
-- Как называется знак вычитания в математике? (минус)
-- Как называется сторона света, где заходит солнце? (запад)
-- Что попало Каю в глаз? (льдинка)
-- Что сушит, когда мокнет? (полотенце)
-- У Сени 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
-- Часть тела, которую никогда не надо терять. (голова)
- Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности (исследование)
Учитель:
- Подведем итог разминки. Какая группа добилась успеха? Похлопаем ей.
- Не случайно последним отгаданным словом было слово «исследование». Как вы думаете: «Почему?» ( наверно, будет урок-исследование) А что значит «урок-исследование»? ( мы что-то будем доказывать, исследовать)
- Ответить на вопрос о том, что мы будем исследовать, вам поможет следующее задание
II. Актуализация знаний «ЗАКОДИРОВАННОЕ СЛОВО»
-Что вам поможет раскодировать слово? ( знание алфавита, умение правильно считать)
-Устно решите примеры, под каждым ответом пишите букву алфавита.
1000:100 450:30 800:40 720:120 390:30 780:60 240:40 96:8 100:5
И Н Т Е Л Л Е К Т
- У кого какое слово получилось?
- Как вы думаете. Что такое «интеллект»? ( ум, разум, способности)
- Если затрудняетесь в ответе. Где можно добыть информацию о значении слова? ( в толковом словаре, в интернете)
- Оцените свою работу на данном этапе. ( выставление баллов в тетрадь самооценки)
III. Постановка учебной задачи
- Теперь предлагаю вам немного пофантазировать. Космический корабль, прибывший из центра Галактики, вышел на околоземную орбиту. Для исследования неизвестной планеты к ней были направлены летательные аппараты. На этих аппаратах на Землю, а именно, в город Бугульму, направились разные ученые для установления контактов с землянами и исследования уровня их интеллекта.
_ Всем ли понятно, для чего ученые из Галактики отправились на Землю?
--А наша цель какова? ( помочь в исследовании. Мы должны доказать, каков интеллект жителей планеты Земля)
- Как вы это будете доказывать? ( Я думаю, что будем выполнять разные задания и выполнять их правильно))
- А по какой теме? ( сейчас мы занимаемся повторением изученного в 4 классе, на прошлых уроках повторяли приемы сложения и вычитания, может, будем повторять умножение и деление)
- Молодцы, вы правильно нашли место нашего сегодняшнего урока в системе повторения, я с вами согласна: выполняя различные задания, мы повторим навыки и попробуем доказать на собственном примере , каков интеллект землян)
РАБОТА НАД ТЕМОЙ
УЧИТЕЛЬ:
--«На 4 летательных аппаратах к Земле направились инопланетяне. Сколько всего было инопланетян?»
- Можете ли вы ответить на этот вопрос? В чем проблема?
-Дети:
- Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что не знаем , сколько инопланетян было на каждом аппарате.
- Угадайте. В этом числе 2 ед 4 разряда, 5 ед третьего, 8 ед первого (2508)
- Каков ответ получился?
Взаимопроверка
Оцените работу соседа. Поставьте количество баллов.
-- Первая группа инопланетян приземлилась в школе №1. Посетив 4-а класс, они увидели, как ученики решают следующую проблему: собрать рассыпавшийся пример ( 908269, 57, 14300, 304)
- От чего зависит успех выполнения этого задания?
- Кому требуется помощь? ( умножение, сложение, вычитание)
-Возможные варианты решения
908269+304*57-14300
908269-304*57 +14300
908269+14300 -304*57
908269-14300 +304*57
908269-14300 -304*57
304*57+908269-14300
( проверка заданий по группам, выставление оценок)
-Кто добился успеха?
Самооценка.
- Ребята, дома составьте всевозможные примеры из этих чисел и решите их.
-- Вторая группа инопланетян посетила 4-б класс, где увидела, как ученики решают сложные уравнения. Запишем данное уравнение: из частного х и 5 вычли 1230 и получили 2111. ( слайд № 8)
-- Вспомним по интеллект-карте алгоритм решения сложного уравнения.
-- Кто желает комментировать решение?
(выставление оценок)
-Кто добился успеха?
Взаимопроверка.
Выставление оценки « в парах».
-- Третьей группе инопланетян работники Бугульминской мебельной фабрики подарили летающую тарелку из фанеры радиусом 137 см.
- Как же получилась такая тарелка? – думали инопланетяне. А вот так сказали работники фабрики: « Из квадратного листа фанеры вырезали наибольший круг, радиус которого 137 см.»
- Каков же размер этого листа?- думали инопланетяне. - Можете ли вы узнать?
-- Давайте и мы проверим свои способности, решив эту задачу.
Постановка проблемы: как найти сторону, зная радиус? Что такое радиус?
137*2=274(см) – сторона
-А чему равна сумма длин всех сторон этого квадратного листа? Найдите.
274*4=1096(см) – 10м 96см
Самопроверка. Самооценка.
-- После посещения фабрики инопланетяне зашли в кафе и решили отдохнуть.
Физминутка( под песню «Трава у дома»)
-Давайте и мы с вами отдохнем.
--В кафе они купили 5 коробок сока «Дарио» по 39 руб.12 коп., 3 шоколадки «Алёнка» по 12 руб. 55 коп. и 4 пакета яблок по 2кг 195 г в каждом. Сколько денег заплатили инопланетяне?
-- Предлагаю 1 группе узнать стоимость сока, 2 группе – стоимость шоколада, 3 группе узнать, сколько купили яблок. (обосновать решение )
( проверка ответов по слайдам)
- Кто обился успеха?
-Оцените свою работу
-- Четвертая группа инопланетян приземлилась в опытно-экспериментальном цехе БМЗ ( слайд № 11) и увидела результаты деятельности на карте (слайд №12)
-- Предлагаю по данной карте составить задачи, постепенно усложняя условие и решить их путём составления выражений.
( коллективная работа)
-- «За смену изготовили 4500 деталей. Первая бригада изготовила 2/9 всех деталей. Сколько деталей изготовила 1 бригада?»
4500:9*2=1000(д)
-- « Вторая бригада изготовила на 500 деталей меньше, чем первая. Сколько деталей изготовила вторая бригада?»
4500:9*2-500=500 (д)
-- « Третья бригада изготовила на 200 деталей меньше, чем 1 и 2 бригады вместе. . Сколько деталей изготовила третья бригада?»
4500:9*2+4500:9*2-500
4500:9*2*2 -500
4500:9*4-500 (д)
4500:9*4-500-200
4500:9*4-700=1300(д)
--« Сколько деталей изготовили три бригады?»
4500:9*4-500+4500:9*4-700
4500:9*4*2-500-700
4500:9*8-1200=2800(д)
-- «Сколько деталей осталось изготовить?»
4500-(4500:9*8-1200)=1700(д)
- Оцените свою работу.
Домашнее задание
-А дома составьте свою интеллект-карту, взяв за основу любой сюжет.
-А какое ещё задание для выполнения дома было?
--- Посещая планету Земля, каждая группа инопланетян вела записи о том, сколько людей с высоким и низким интеллектом они встретили. Если интеллект высокий, ставили «+», если низкий – « -«. Получились такие записи. Посчитаем результаты их исследований. Оказалось, что людей с высоким уровнем интеллекта они встретили гораздо больше. (слайд № 13)
Рефлексия
-Вернемся к началу нашего урока. Какова была цель?
-Добились ли вы этой цели? Докажите. Посчитайте свой средний балл.
- Кто добился успеха?
(звучит комическая музыка «Звездное небо») Интеллект земных жителей покорил инопланетян. В конце дня, усталые, но довольные, они улетели в Галактику, сделав вывод о том, что Земля – планета разумных людей. (слайд № 14) . И теперь инопланетяне посылают вам воздушный привет. ( летят шарики). Возьмите маркеры и нарисуйте на шариках ваше настроение, какое было на уроке. А мы – жители этой планеты - должны беречь и охранять её, ибо Земля – это ещё и наш общий дом.
-Спасибо за урок!!!