(Здесь записаны слова разных частей речи. Есть союзы и предлоги. Предлоги: в, на; а, но – союзы. Есть существительные: нос; два глагола: мни и мнем. Остальные слова – местоимения.)
Замечательно, что вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадях.
Минутка чистописания
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(Здесь записаны слова разных частей речи. Есть союзы и предлоги. Предлоги: в, на; а, но – союзы. Есть существительные: нос; два глагола: мни и мнем. Остальные слова – местоимения.)
Замечательно, что вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадях.
Минутка чистописания
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
IV.Работа над темой урока
Технология «Микрофон».
Вот мы и в гостях. Нас в свою страну пригласили местоимения. У них много для вас заданий. Справитесь?
(Дети по очереди говорят о том, что знают о местоимении.)
Что такое местоимение? ( Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. А еще местоимение указывает на признаки предметов. Местоимения указывают на существительные и прилагательные. )
Молодцы! А можете привести примеры? ( У дома красивые цветы. Они цветут все лето. Местоимение «они» указало на цветы – на предмет. )
Я продлжу. Такие же цветы посадили на даче. Я указала на признак. Такие же красивые, как у дома.
С этим заданием вы тоже справились!
« Мозговой штурм».
Теперь – следующее задание. Слушайте внимательно. Я называю местоимения. А вы вспоминаете все, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы. ( Эти личные местоимения указывают на лицо. )
Сколько вы знаете лиц у местоимений? ( Три: первое лицо – это сам говорящий; второе – собеседник; третье – человек, не участвующий в разговоре. )
Назовите местоимения первого лица. ( Я, мы. )
Второго. ( Ты, вы. )
Для выражения вежливости вместо местоимения ты говорят вы. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с большой буквы.
Молодцы! Осталось назвать местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они.)
А что еще вы знаете про местоимения? ( Личные местоимения изменяются по числам. Например, «я» - единственное число, а «мы» - множественное. )
Местоимения третьего лица изменяются по родам. Так, он – мужской род, она – женский род, оно – средний род. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.
Работа с загадками.
А сейчас – сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки. В тетрадь вы пишете только местоимения, которые «спрятались» в ответе.
Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? ( Тесто. )
- Запишите. Что вы записали?
Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? ( Заяц. Это местоимение я.)
- Запишите это местоимение.
Загадка третья. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неоду-
шевленный предмет? ( Мыло. Местоимение мы. )
- Запишите это местоимение.
А теперь – самая сложная загадка.. Придумайте слово, в котором спрятались три личных
- А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили? ( Местоимение те – это не
личное, а указательное местоимение.)
- Абсолютно правильно!
4. Выборочный диктант. Минутка поэзии.
- Я хочу вам предложить стихотворение А. Фета. Прочитайте его и выпишите на следующей строчке указательные местоимения.
На доске – запись:
Это утро, радость эта, Этот пух – не лист,
Эта мощь и дня, и света, Эти горы, эти долы,
Этот синий свод, Эти мсшки, эти пчелы,
Этот крик и вереницы, Этот язык и свист,
Это стаи, эти птицы, Эти зори без затменья,
Этот говор вод, Этот вздох ночной селенья,
Эти ивы и березы, Эта ночь без сна,
Эти капли – эти слезы, Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
( В тетради- запись: это, эта, этот, эти.)
5.Проверка выполнения работы.
- Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на предметы и признаки предметов ( в старших классах вы узнаете, на что еще указывают местоимения), - только одна группа местоимений называется указательными. Вы можете еще назвать какие-нибудь указательные местоимения? ( Те, тот, такой, там, тут.)
- Молодцы! Теперь – следующее задание. Но прежде, чем вы будете его выполнять, вспомните все про правописание местоимений. (Местоимение неимеет приставок. Предлог с местоимениями пишется раздельно. Еще к местоимениям «ему», «им»,«его», «ей», «их», «ею», «ими» после предлогов добавляется «н». Например: «у не», «к нему».)
- Замечательно, а сейчас слушайте задание.
Каждый из вас получит карточку, внимательно прочитает ее и выполнит упражнение в тетради. Эти задания подготовили для вас местоимения. Они подготовили небольшой зачет. Вы же помните, что они приглашают в гости только тех, кто уже много знает о местоимении. Желаю вам удачи!
( Учитель раздает карточки трех уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников.)
V.Самостоятельная работа. Работа в группах
1.Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Подошел к (он); возвращался с (она); поздравляю (он); посмотрел на (они); позвонил (она); отвечал (они); обрадовал (он); спросил про (он).
2.Спишите. Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела ей постепнно. Вдруг близко от ее раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сидел перед им, минуту глядел на его молча.
3.Спишите, раскрывая скобки.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Перышки у (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) были темные пятна и черточки.
V.Физкультминутка
- Закройте глазки. Положите голову на парту. Подумайте о чем-то очень приятном для вас. Представьте, как солнечный лучик коснулся вашего лица. Вам стало радостно, и от этого на вашем лице засияла улыбка.
VI.Закрепление изученного
1.Раьота с таблицей.
- Вспомните все-все, что мы знаем про местоимения. Сейчас нам предстоит самое сложное – составить таблицу.
Внимание! Слушайте задание.
На доске:
Местоимение
Существительное
- Назовите все сходства и различия этих частей речи.
( Дети отвечают – учитель заполняет таблицу.)
В результате таблица выглядит так:
Местоимение
Существительное
1.Указывает на предмет.
1.Обозначает предмет.
2.Отвечает на вопросы кто? что?
2.Отвечает на вопросы кто? что?
3.Не имеет рода, кроме он, она, они.
3.Имеет род.
4.Изменяется по падежам и числам.
4.Изменяется по падежам и числам.
- Какое же главное различие? (Местоимение укзаывет на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет. Местоимение указывает еще и на признак предмета.)
- Отлично!
VIII.Итог урока
- Запишите в тетради продолжение предложения.
Я много знаю о местоимении…
(Дети записывают.)
- Что вы знаете о местоимении?
- Расскажите все о местоимении я. ( Это часть речи, начальная форма «я», именительный падеж, единственное число, первое лицо. В предложении это местоимение является подлежащим.)
- Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы!
IX.Домашнее задание
- Дома вы попробуете сами составить такую же таблицу. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.
- Подготовьте ребусы или кроссворды по теме «Местоимение».