kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по русскому языку для 2-го класса "Орфограммы в слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование проходит в форме морского путешествия по островам, названия которых связаны с орфограммами русского языка. Каждый ребёнок в начале путешествия получает бортовой журнал, в котором в течение урока ведутся записи. В ходе урока используется групповая форма обучения, а именно: работа в парах. Дети путешествуют, изучая острова "Остров словарных слов", "Остров безударных глассных", "Остров парных согласных", "Остров ошибок" и "Остров пиратов".

В ходе урока дети учатся правильно оценивать свою работу, анализировать, делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку для 2-го класса "Орфограммы в слове" »

Урок русского языка в 2-м классе

Тема: « Орфограммы слова »

Цели урока:

  • обобщить знания о способах проверки орфограмм в слове

  • проверка уровня сформированности орфографических умений

Задачи:

  • развивать умение не только слушать, но и слышать других;

  • развивать навыки орфографического взаимоконтроля;

  • воспитывать уважение к окружающим, аккуратность в выполнении работы;

  • создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для развития положительных эмоций;

  • развивать рефлексию (умение определять то, что я знаю, от того, что я не знаю),самооценку, учебную самостоятельность; коммуникативные отношения

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: презентация, каталог орфограмм, толковый словарь, орфографический словарь, «Бортовой журнал» каждому ученику.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

-Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.

-Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе

- Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.

2.Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

-Сегодня у нас не просто урок, посмотрите, как он называется?

Слайд 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА

-Продолжите мысль…

Тема важная, потому что

  1. Слышим

  2. Пишем

-Какие правила учат вас грамотному написанию слова? (Список схем-орфограмм)

Слайд 3

-Чему мы должны научиться?

-НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ

  • Объяснять правописание слов;

  • Уметь видеть и исправлять ошибки;

  • Осуществлять самоконтроль

-Должны -закрепить умение применять правила при написании слов

- Оценить себя

3. Закрепление знаний и способов действий

Слайд 4 -Тогда в путь! Отправляемся в морское путешествие в мир слов!

- Наш корабль держит курс в открытый океан орфографических правил.

- Запишем дату отправления в нашем бортовом журнале. Кто знает, что такое «Бортовой журнал»? Для чего он предназначен?

- Запишите число, вид работы

Слайд 5 - Отправляемся из порта Чистописания. Нам помогает…морячка ПЧАГ

Пишу чисто, аккуратно, грамотно

Вывод:-когда первые буквы нескольких слов образуют новое - называется аббревиатура( США, РК, ЦСК )

Слайд 6 1) - Повторим написание букв заглавной и строчной Кк в соединении с другими

Отгадайте загадки: - Подумайте, куда мы с вами отправимся:

  • Кругом вода,

А с питьём – беда. (Океан)

- На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:

  • Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль)

- Кто будет управлять нашим судном:

  • Может, ты на корабле бывал

И в руках держал штурвал?

По океанам и морям Ведёт корабль … (Капитан)

- Что поможет нам не сбиться в пути:

  • И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой. (Компас)

- Запишите отгадки в бортовом журнале, запомните написание этих слов:

2) океан корабль капитан компас

3) Большому кораблю – большое плаванье.

- Прочитайте запись на доске. - Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?

- Спишите. Найди орфограммы.

- Ответы детей…….

Все: Хром читаем Большому кораблю – большое плаванье.

Слайд 7 А вот и карта путешествия

- Как она называется?

- Что такое архипелаг? Архипегал-это группа островов.

- Что такое остров? Часть суши-участок земли, со всех сторон омываемый водой

1 остановка: Остров «Словарных слов»

Слайд 8 - Пополним запас продуктов.

- Запишите название продуктов принятых на борт. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные непроверяемые ударением

Помидоры, морковь, капуста, огурцы, картофель, чеснок, яблоки.

Исследование словарных слов.

а) Лексическое значение

- Какие слова можно назвать одним словом? (Овощи)

- Почему мы возьмём с собой так много овощей?

- Какое слово ЛИШНЕЕ?

б) Фонетическое значение

- В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель)

- В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)

в) Орфографическое значение

- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать?

Вывод: Запомнить написание этих словарных слов

Взаимопроверка. Взаимооценка. ( в парах)

Слайд 9 2-я остановка «Остров безударных гласных »

- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?

- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад.

Но помните: Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

Слайд 10 -Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово - Пользуясь памяткой:

ед.ч. ↔ мн.ч.

1 ряд 2 ряд 3 ряд


Хвойные л…са

Боевые м…чи

Фруктовые с…ды


Рыжая л…са

Футбольные м…чи

Лисья н…ра

Широкая ре…ка

Холодная з…ма

Большие ст…да






Проверяем: команда 1 ряда?...2 ряда?...3ряда? (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы)

Хвойные л е са- лес

Боевые м е чи- меч

Фруктовые с а ды-сад

Рыжая лиса- лис

Футбольные мячи-мяч

Лисья нора- норы

Широкая река- реки

Холодная зима- зимы

Большие стада- стадо


Вывод:- если безударная вызывает сомнение, мы ее немедленно ставим под ударение, изменяем число предметов. Самооценка

Слайд 11 Физминутка для глаз. «В морской пучине»

Слайд 12 3-я остановка «Остров парных согласных»

- На этом острове живёт принц Гласный и его свита Согласные

- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:

Чтоб поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтоб не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Слайд 13 - Вставьте парную согласную в конце слова, напишите проверочное слово в скобках. Пользуйся памяткой:

ед.ч. ↔ мн.ч.




Олег бежит на пля....

На волнах плывёт пару….

Морские волны омывают бере….

За камнем прячется кра…..

Пляж-пляжи, парус- паруса, берег-берега, краб- крабы, островки- остова

- Проверка выполненного задания. (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы) Самоконтроль. Взаимооценка ( в парах)

Вывод: парный согласный проверяю, рядом гласный подставляю.* ед.ч.мн.ч.

- Вы, ребята , молодцы, гласных и согласных букв приятели. Вас теперь они зовут МЧС – спасатели.

- Как расшифровать аббревиатуру МЧС?

Слайд 14 4-я остановка Остров «Ошибок»

- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые буквы перемещаются, теряются

- Исправьте ошибки, которые возникли из-за этого.

- В детских журналах, во взрослых журналах исправляют ошибки КОРРЕКТОРЫ. В нашем бортовом журнале это сделаете вы! - Исправьте ошибки.

Слайд 15 Открывается картина Астаны с подписью:

Астона – сталица нашей родины.

Это балшой и кросивый горот.

  • Корректоры. - Работая в паре, будьте дружны, помогайте друг другу.

Помните: А как писать, неясно вам… ?

Чтобы знать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро нужное искать.

А словарь вам будет помогать

Нашли ошибки! Будем корректировать. Объясните орфограммы (Жетоны за увиденные другие орфограммы) Взаимооценка

Слайд 16 Физминутка «Золотая рыбка»

Слайд 17 5-ая остановка «Остров пиратов».

Слайд 18 - Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно с ними поиграть - по звукам слово отгадать.

-Угадайте слова и запишите их правильно в «Бортовом журнале»

Проверяем…….1 ряд,…..2 ряд…..3 ряд

Клюв, поход, мороз, лягушка, коньки, яблоко.

Самооценка

4.Итог урока.

Слайд 19

  • Что нового узнали на уроке?

5.Рефлексия

Сдайд 20 Оцени себя:

  1. Кораблик - Я вижу в словах опасные места и умею их проверять.

Хочу знать больше!

  1. Кораблик -Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше!

  2. Кораблик -Мне трудно, нужна помощь! sos


6.Информация о домашнем задании: записана в «Бортовом журнале»


- Что понравилось на уроке?






5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование по русскому языку для 2-го класса "Орфограммы в слове"

Автор: Горяева Валентина Владимировна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства