Урок русского языка в 2-м классе
Тема: « Орфограммы слова »
Цели урока:
Задачи:
развивать умение не только слушать, но и слышать других;
развивать навыки орфографического взаимоконтроля;
воспитывать уважение к окружающим, аккуратность в выполнении работы;
создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для развития положительных эмоций;
развивать рефлексию (умение определять то, что я знаю, от того, что я не знаю),самооценку, учебную самостоятельность; коммуникативные отношения
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, каталог орфограмм, толковый словарь, орфографический словарь, «Бортовой журнал» каждому ученику.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
-Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.
-Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке , корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе
- Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.
2.Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
-Сегодня у нас не просто урок, посмотрите, как он называется?
С лайд 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА
-Продолжите мысль…
Тема важная, потому что
Слышим
Пишем
-Какие правила учат вас грамотному написанию слова? (Список схем-орфограмм)
Слайд 3
-Чему мы должны научиться?
- НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ
Объяснять правописание слов;
Уметь видеть и исправлять ошибки;
Осуществлять самоконтроль
-Должны -закрепить умение применять правила при написании слов
- Оценить себя
3. Закрепление знаний и способов действий
Слайд 4 -Тогда в путь! Отправляемся в морское путешествие в мир слов!
- Наш корабль держит курс в открытый океан орфографических правил.
- Запишем дату отправления в нашем бортовом журнале. Кто знает, что такое «Бортовой журнал» ? Для чего он предназначен?
- Запишите число, вид работы
Слайд 5 - Отправляемся из порта Чистописания. Нам помогает…морячка ПЧАГ
П ишу ч исто, а ккуратно, г рамотно
Вывод:- когда первые буквы нескольких слов образуют новое - называется аббревиатура ( США, РК, ЦСК )
Слайд 6 1) - Повторим написание букв заглавной и строчной Кк в соединении с другими
Отгадайте загадки : - Подумайте, куда мы с вами отправимся:
А с питьём – беда. (Океан)
- На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:
На работу в океан. (Корабль)
- Кто будет управлять нашим судном:
И в руках держал штурвал?
По океанам и морям Ведёт корабль … (Капитан)
- Что поможет нам не сбиться в пути:
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой. (Компас)
- Запишите отгадки в бортовом журнале, запомните написание этих слов:
2) о к е ан к о рабль к а п и тан комп а с
3) Б о льшому к о р а блю – б о льшое плав а нье.
- Прочитайте запись на доске. - Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?
- Спишите. Найди орфограммы.
- Ответы детей…….
Все: Хром читаем Б о льшому к о р а блю – б о льшое плав а нье.
С лайд 7 А вот и карта путешествия
- Как она называется?
- Что такое архипелаг? Архипегал-это группа островов.
- Что такое остров? Часть суши-участок земли, со всех сторон омываемый водой
1 остановка: Остров «Словарных слов»
Слайд 8 - Пополним запас продуктов.
- Запишите название продуктов принятых на борт. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные непроверяемые ударением
П о м и доры, м о рковь, к а пуста, о гурцы, к а ртоф е ль, ч е снок, яблоки.
Исследование словарных слов.
а) Лексическое значение
- Какие слова можно назвать одним словом? (Овощи)
- Почему мы возьмём с собой так много овощей?
- Какое слово ЛИШНЕЕ?
б) Фонетическое значение
- В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель)
- В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)
в) Орфографическое значение
- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать?
Вывод : Запомнить написание этих словарных слов
Взаимопроверка. Взаимооценка. ( в парах)
Слайд 9 2-я остановка «Остров безударных гласных »
- Нас встречает королева Ударение . Почему у неё такое имя?
- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение , верните гласные назад.
Но помните: Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
Слайд 10 - Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово - Пользуясь памяткой:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Хвойные л…са
Боевые м…чи
Фруктовые с…ды
Рыжая л…са
Футбольные м…чи
Лисья н…ра
Широкая ре…ка
Холодная з…ма
Большие ст…да
Проверяем: команда 1 ряда?... 2 ряда ?...3ряда? (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы)
Хвойные л е са- лес
Бо евые м е чи- меч
Фруктовые с а ды-сад
Рыжая ли са- лис
Футболь ные мя чи-мяч
Лись я но ра- норы
Ши рокая ре ка- реки
Хо лодная зи ма- зимы
Бо льшие ста да- стадо
Вывод : - если безударная вызывает сомнение, мы ее немедленно ставим под ударение, изменяем число предметов. Самооценка
Слайд 11 Физминутка для глаз. «В морской пучине»
Слайд 12 3-я остановка «Остров парных согласных»
- На этом острове живёт принц Гласный и его свита Согласные
- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:
Чтоб поменьше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Слайд 13 - Вставьте парную согласную в конце слова, напишите проверочное слово в скобках. Пользуйся памяткой:
Олег бежит на пля....
На волнах плывёт пару….
Морские волны омывают бере….
За камнем прячется кра…..
Пля ж -пля жи , пару с - пару са , бере г -берега, кра б - кра бы , остро в ки- осто ва
- Проверка выполненного задания. ( Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы) Самоконтроль. Взаимооценка ( в парах)
Вывод : парный согласный проверяю, рядом гласный подставляю.* ед.ч. ↔ мн.ч.
- Вы, ребята , молодцы, гласных и согласных букв приятели. Вас теперь они зовут МЧС – спасатели .
- Как расшифровать аббревиатуру МЧС?
Слайд 14 4-я остановка Остров «Ошибок»
- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые буквы перемещаются, теряются
- Исправьте ошибки, которые возникли из-за этого.
- В детских журналах, во взрослых журналах исправляют ошибки КОРРЕКТОРЫ . В нашем бортовом журнале это сделаете вы! - Исправьте ошибки.
Слайд 15 Открывается картина Астаны с подписью:
Астона – сталица нашей родины.
Это балшой и кросивый горот.
Помните: А как писать, неясно вам… ?
Чтобы знать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро нужное искать.
А словарь вам будет помогать
Нашли ошибки! Будем корректировать. Объясните орфограммы (Жетоны за увиденные другие орфограммы) Взаимооценка
Слайд 16 Физминутка «Золотая рыбка»
Слайд 17 5-ая остановка «Остров пиратов».
Слайд 18 - Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно с ними поиграть - по звукам слово отгадать.
-Угадайте слова и запишите их правильно в «Бортовом журнале»
Проверяем…….1 ряд,…..2 ряд…..3 ряд
Клю в , похо д , м о ро з , л я гушка, к о ньки, ябл о к о .
Самооценка
4.Итог урока.
Слайд 19
5.Рефлексия
Сдайд 20 Оцени себя:
Кораблик - Я вижу в словах опасные места и умею их проверять.
Хочу знать больше!
Кораблик -Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше!
Кораблик -Мне трудно, нужна помощь! sos
6.Информация о домашнем задании: записана в «Бортовом журнале»
- Что понравилось на уроке?
5