Тема урока | Птицы и птичьи гнёзда. |
Тип урока | Урок-исследование. |
Имя урока | Чей домик лучше? |
Цель урока | Познакомить с особенностями построения птичьих гнёзд. |
Задачи урока | Образовательная: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнёзд. Развивающая: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе; формировать культуру восприятия и чувствования у детей. |
| |
Этап урока | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Содержание этапа учебного занятия | Формируемые умения |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Эмоциональное погружение в урок. | Создать комфортный эмоциональный фон для дальнейшей работы. | Эмоциональное вхождение в урок. | Фронтальная. | -Добрый день, дорогие мои обладатели умных глаз! Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Спасибо. Наш сегодняшний урок особый. Это урок-поиск, где необходимы пытливый ум и вера в возможность свершения чуда. Чтение стихотворения: (убавить звук) Прислушайтесь… А никто из нас не слышал, Как листок из почки вышел, И услышать не могли мы, Как зелёные ботинки Тихо вышли из тропинки. И повсюду тишина, Это значит, это значит: Тише всех пришла…(весна) | Приветствуют гостей и учителя. Дополняют стихотворение. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать эмоциональный настрой других. Регулятивные УУД: - стабилизация эмоционального состояния для вхождения в урок. |
Актуализация прежних знаний. | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ) и познавательных процессов (внимание, память). Повторение имеющихся сведений о приметах весны. | Дидактическая игра - тест, беседа. | Коллективная, индивидуальная. | - А вы хотите вспомнить приметы весны? Давайте поиграем в игру «Приметы весны». -Одна из ярких примет весны – возвращение птиц из дальних краев. Что они сразу начинают делать? Вспомните. -Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки как вы справились с этим тестом. | На интерактивной доске ребенок выполняет тест, а дети на местах реагируют с помощью невербальных знаков ( + ,-, ?). Строить и чинить гнезда. Дети отмечают в таблице самооценки, как правились с тестом. | Коммуникативные УУД: -умение общаться с помощью невербальной знаковой системы. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний, проводя её анализ. Регулятивные УУД: - способность к саморефлексии. |
Создание проблемной ситуации. | Мотивировать детей на дальнейшую деятельность. | Дидактическая игра – тест. | Коллективная, индивидуальная. | -Перед вами, мои юные исследователи – изображения разных птиц и их гнезда. Выполним задание «Найди своё гнездо». Расположите птиц напротив их гнёзд, каждой птице – свое гнездо. -Почему не у всех, получилось выполнить задание правильно? | Дети выполняют интерактивное задание у доски, на местах – на бумажном носителе. Дети предполагают, что возможно не хватает знаний. | Регулятивные УУД: - фиксация затруднения и его анализ. Личностные УУД: -стремление к самоизменению и приобретению новых знаний; -определение границы собственного знания, незнания. |
Постановка учебной задачи и проблемного поля исследования. | Сформулировать тему урока и поставить учебные вопросы. | Визуализация этапа целеполагания. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | -О чем не хватает знаний? -Вы назвали тему нашего урока. -Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки как вам удалось сформулировать тему урока. - А теперь посмотрите, у вас на партах в каждой группе вопросы, которые предложила вам я, и пустые знаки вопроса, на которые вы можете вписать свои. Решите, на какой вопрос вы хотите найти ответ на сегодняшнем уроке и прикрепите его на доску. Это может быть как мой, так и ваш самостоятельно сформулированный вопрос. (Чей домик лучше, какой формы бывают птичьи гнёзда, из какого материала делают птицы гнёзда, где могут располагаться птичьи гнёзда…) - Спасибо вам большое за работу. Оцените в таблицах самооценки, как вам удалось сформулировать вопросы к уроку. | Дети отвечают, формулируя тему урока «О птицах и их гнездах». Дети отмечают в таблице самооценки Дети выбирают вопросы, прикрепляют на доску. Дети отмечают в таблице самооценки | Познавательные УУД: -целеполагание. Регулятивные УУД: -понимание, присвоение и сохранение учебной задачи; -оценивание своих действий; |
Постановка возможной гипотезы исследования. | Вывести детей на самостоятельное формулирование гипотезы-версии. | Эвристическая беседа, демонстрация видеоряда (фрагмент научно-популярного фильма). | Фронтальная. | - Ребята, а один из вопросов интересовал многих учёных. Посмотрите. Идёт фрагмент фильма. - Почему этот вопрос заинтересовал вас? -А учёные заинтересовались самым лучшим гнездом, чтобы использовать его принципы в нашей жизни. - А как бы вы ответили на этот вопрос – есть ли лучшее гнездо? Учитель выдвигает гипотезу - Итак, вы предполагаете, что лучшее гнездо есть. (Итак, вы предполагаете, что каждое гнездо хорошо по-своему) Давайте возьмём это утверждение как гипотезу сегодняшнего урока. | Дети отвечают, может быть, кто-то обратит внимание на использование принципа строительства гнезда в архитектуре и бионике. Ответы детей. | Личностные УУД: -осознание собственного мотива учебной деятельности и личностного смысла учения. Регулятивные УУД: -умение прогнозировать свою деятельность, выдвигать версии исследования. |
Определение источника поиска знаний. | Проанализировать источники получения информации и выбрать оптимальный. | Анализ. | Фронтальная. | - Ребята, мы только учимся быть исследователями, на уроке мы не можем исследовать все птичьи гнёзда. Поэтому давайте ограничимся гнёздами птиц по месту расположения. А откуда мы можем взять информацию о птичьих гнёздах на нашем уроке? | Дети анализируют источники информации и выбирают оптимальный-текст. | Регулятивные УУД: -анализ имеющейся информации. |
Психосоматическая физкультминутка. | Поддержать эмоциональный фон урока. | Двигательная игра, ритуал вхождения. | Групповая. | - Согласна с вами. Прежде чем работать с текстом, давайте настроимся на успех и зарядимся доброй энергией. Ритуал вхождения. -Вместе не трудно ( руки вверх) Вместе не тесно ( руки в круг) Вместе легко (руки в стороны, расцепившись) И всегда интересно (апплодисменты) | Учитель подходит к одной группе. Ребёнок-тьютор – к другой, и дети повторяют слова с движениями. | Коммуникативные УУД: -установление кинестетического контакта со сверстниками; -умение улавливать эмоциональный настрой другого. |
Поиск и систематизация информации из текста. | Составить таблицу. | Инцерт, анализ, проектная задача, метод незаконченного предложения. | Групповая. Индивидуальная. | - Итак, перед вами подписанные листы с текстами, на каждом листочке есть поля для личных пометок. После прочтения текста объединитесь в группы и ответьте на вопросы, пользуясь помощником ответа. После ответов детей на экране появляется таблица. Названия птиц | Форма гнезда | Материал | Местонахождение | Ремез | Варежка-рукавичка | пух | на длинных и тонких ветвях ивы | Пеночка | чашечка или шалашик | мох или папоротник | на земле | Поганка | плот | тростник, камыш, рогоз | на воде | Во время заполнения таблицы учитель даёт комментарии - информацию, которая провоцирует детей на выяснение, чей же домик лучше. - Оцените в таблице самооценки, как вам удалось заполнить таблицу по тексту. | Дети работают индивидуально с текстом, делают пометки; в группах и представляют свою работу по следующему плану: 1) Мы прочитали рассказ о 2) Птица ___ строит своё гнездо из ___ 3)Гнездо этой птицы имеет форму ___ 3)Гнездо этой птицы имеет форму ___ 4) Гнездо располагается ___ 4) Гнездо располагается ___ 4) Гнездо располагается ___ Дети оценивают заполнение таблицы. 2) Птица ___ строит своё гнездо из ___ 3)Гнездо этой птицы имеет форму ___ 4) Гнездо располагается ___ 5) Мы сделали заключение ___ | Личностные УУД: -способность оценивать свои достижения и трудности; -готовность совместно со сверстниками искать способы преодоления трудностей. Регулятивные УУД: -действовать по намеченному плану; -выполнение действий самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения. Познавательные УУД: -нахождение необходимой информации, использование её для решения практических задач; -преобразование и переработка информации из одной формы в другую. |
Выводы из проведённого исследования. | Сделать заключение по составленной таблице. | Анализ. Эвристическая беседа. Демонстрация фрагмента видеоролика.Комментирование-провокация. | Коллективная. | - Что вы можете сказать о форме гнёзд? - Какой вывод вы можете сделать о материале гнёзд? - А почему так происходит? - Вспомните гнёзда птиц, которые вы видели, о которых читали. Так какой же домик самый лучший? -Итак, наша гипотеза подтвердилась - К этому же выводу пришли и учёные. (Показ окончания ролика). | Дети отвечают, что они разные. Дети отвечают, что материал различен. Дети отвечают, что каждая птица живёт в своей среде, плот, который плывёт по воде, невозможно сделать из мха или пуха, а гнездо на тонких веточках ивы нельзя сделать из тяжёлого камыша. Дети отвечают, что для каждой птицы свой домик самый лучший. | Познавательные УУД: -коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений. Коммуникативные УУД: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слышать и понимать мысли других. |
Перспективы данного исследования. | Формировать представление о целостной картине мира. | Работа с первоисточником. | Фронтальная, групповая. | - И нам, людям, надо бережно относить к тому, что может нам предложить природа. Есть даже такая наука – бионика. Кто из вас знает, чем она занимается? Посмотрите в словаре и зачитайте. - Чтобы вам было понятнее, посмотрите на эти слайды. - Посмотрите, какие ажурные, лёгкие, но прочные конструкции получились. Это стадион в Пекине. Детская кровать. Гамак в виде птичьего гнезда. Мебель. - Возможно, кто-то из вас заинтересуется этим вопросом и станет учёным - биоником. | Дети находят в словаре: БИОНИКА - раздел кибернетики, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности организмов в целях постановки и решения новых инженерных задач.) | Познавательные УУД: -расширение границы своего знания через работу с первоисточником. Коммуникативные УУД: -сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Итоговый контроль знаний. | Проверить усвоение новых знаний, полученных на уроке. | Тест. | Индивидуальна. Коллективная. | - Давайте вернёмся к игре «Найди своё гнездо». Теперь мы сможем правильно найти каждой птице своё гнездо? Проверяем с помощью невербальных знаков ( + , - , ?). - Оцените в таблице самооценки, как вы усвоили знания на сегодняшнем уроке. -У нас остались ещё вопросы без ответов? Сними вы можете поработать самостоятельно на других уроках. | Дети берут карандаш другого цвета и исправляют первоначальный вариант. Дети ставят в таблице самооценки заданные символы. | Личностные УУД: -способность оценивать свои достижения на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -способность к невербальному общению. |
Завершение урока на созданном эмоциональном фоне. | Визуализация самооценки детей и эмоционального фона урока. | Моделирование эмоционального фона и самооценки. | Коллективная. | - Посмотрите на свою таблицу самооценки. Те, у кого было больше красных яблочек, возьмите их и прикрепите на нашу яблоньку. У кого красно-зелёных яблочек, возьмите их и оденьте дерево. А у кого больше зелёных, прикрепите их. Посмотрите, каким красивым, ярким и вкусным мы сделали наш урок-яблоньку. Спасибо вам за работу! | Дети прикрепляют свои яблочки на яблоню. | Личностные УУД: -осознание своей роли в проведённом исследовании. |