Урок "Осенние изменения в природе" проводится по учебнику А. А. Вахрушева в рамках Образовательной системы "Школа 2100". По типу это урок открытия новых знаний. На уроке применяются технология развивающего обучения и ТРИЗ-технология. Для вхождения в тему используется поэтичный материал, музыкальное сопровождения, которое создает положительный эмоциональный настрой учащихся. Для создания проблемной ситуации используется пословица. При решении этой ситуации пименяется наглюдность (необычные сезонные часы) и заполняется таблица, в которой отражаются основные изменения в неживой природе. С помощью упражнения "Эмпатия" ученики рассказывают об изменениях в жизни растений. Для изучения изменений в жизни животных используется парная работа, учебник и таблица, в которую ученики отмечают ответы. Для наблюдения за изменениями в жизни людей используются загадалки. В конце урока возращаемся к пословице, делаем вывод и проводим рефлексию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы работы учащихся: групповая, в паре, фронтальная.
Технологии, используемые на уроке: технология ТРИЗ, технология развивающего обучения
Составил: Власова Ирина Станиславовна, учитель начальных классов
МБУ СОШ № 47 г.о. Тольятти Самарской области
Ход урока:
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
(Чтение стихотворений об осени учениками под музыку А. Вивальди «Осень»).
1 уч. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера …
2 уч. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко–красные вянущих рябин.
3 уч. Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
II. Постановка проблемной ситуации.
В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.
- Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Посмотрите на рисунки и скажите, какое по вашему мнению настроение подходит к каждому из осенних месяцев.
Поиск решения проблемной ситуации.
-Ответить на вопрос помогут эти необычные часы.
Осенние изменения в неживой природе.
- Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, осадки, горные породы и т.д)
-Заполним таблицу, которая нам расскажет об осенних изменениях в неживой природе.
небо
солнце
день
осадки
серое
не греет
короткий
дождь со снегом
Осенние изменения в жизни растений.
-Изменения в неживой природе влекут изменения в жизни растений.-Представьте, что вы – листочек. Наступила осень. Расскажите о себе «листочки».
Итог: листья желтеют, краснеют и опадают. Некоторые травы погибают, но корни остаются. Деревья сбрасывают листву, но не погибают.
Физминутка
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Тут раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
(Сделать, как лисички, медвежата)
Осенние изменения в жизни животных
- В жизни животных, рыб, птиц, насекомых происходят изменения.
- Что происходит с насекомыми? (Ищут убежище на зимовку, кто-то погибает)
- Какие изменения в жизни птиц? (Собираются в стаи и улетают в теплые страны. На зимовку прилетают снегири, синички прилетают ближе к жилищу людей)
- Как ведут себя рыбы? (Одни впадают в спячку, карп, сазан, карась; другие ведут то же образ жизни)
- Узнать, какие изменения в жизни диких животных поможет таблица, которую вы заполняете в парах, а затем проверим все вместе на доске.
Свойства
Объект
Толстый мех
Толстый слой жира
Зимняя спячка
Дупло, нора, убежище
Лиса
Волк
Медведь
Белка
Ёж
Заяц
Барсук
4. Осенние изменения в жизни людей.
- Найдите на доске картинки, где изображены люди в осенней одежде. По каким признакам вы определили?
-Действия каких животных мы повторяем? (Заяц, ласка, горностай)
- Что ещё делают люди осенью? (Собирают урожай).
- Действия каких животных мы повторяем? (Ежа, белки, хомяка)
-Отгадайте по двум признакам овощи и фрукты, чей урожай мы собираем осенью.
Закутанная + хрустящая (капуста)
Сахарная + круглая (свекла)
Сладкое + румяное (яблоко)
Красные + сочные (помидоры)
Неумытая + урожайная (картошка)
Золотая + тяжелая (тыква)
Длинная + сладкая (морковь)
Сочный + костлявый (виноград)
-Молодцы!
- А что можно осенью сушить, солить? (Грибы)
- Отгадайте загадки про грибы:
То за гриб стоит на кочке,
В красном бархатном платочке? (Подосиновик)
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
В роще у березки, повстречались тезки. (Подберезовики)
Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)
- Отгадайте загадалку: Кое-кто однажды что-то сделал и что-то ему помогло. (Человек осенью заболел и лекарство ему помогло)
- Почему осенью мы можем заболеть? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Профилактика заболеваний)
Подведение итогов
- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградит, всё загубит» ?
(Дети высказывают свои мнения)
_Посмотрите, сколько много вы собрали осенних листочков своими правильными ответами. Тем самым принесли радостное, солнечное настроение в наш уже зимний класс.