Для учителя: демонстрационный циркуль, карточки со словами, лента, картинки с изображением предметов, магниты
Для учащихся: циркуль, линейка, карандаш
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Наш девиз: Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2.Новая тема.
- Ребята, сегодня мы проведем исследовательскую работу. Кто такие исследователи? (Ответы детей.)
-Точное определение понятия исследователи скажет Глазков Егор.
(Тот, кто занимается научными исследованиями.)
-Мы с вами сегодня исследователи и изучать будем новую геометрическую фигуру. Прочитайте ее название. (Окружность.)
-Предположите, что мы должны узнать об окружности. (Ответы детей.)
-Цель нашего исследования - узнать, что такое окружность, из чего она состоит, есть ли у нее свойства, как ее начертить. Мы работаем в коллективе, поэтому выслушиваем мнение каждого исследователя. Развиваем мышление, внимание, речь. Я приготовила для вас звездочки. Кто за урок накопит 2 звездочки - оценка 5, 1 звездочку- 4.
1 этап. (понятия окружность, круг.)
- Посмотрите на доску. Как назовем данную геометрическую фигуру? Выскажете свои предположения. (Ответы детей.) Можно ли назвать ее окружностью?
- Давайте ее исследуем. Есть ли у нее область? (Да.) Покажите ее. Есть ли граница? Покажите ее. На какую геометрическую фигуру похожа граница? (замкнутую кривую линию.)
-А теперь проведем эксперимент. Возьмем границу и прикрепим ее рядом. Что за геометрическая фигура у нас получилась?
-Эту фигуру называют окружностью. На доске 2 разные фигуры: круг и окружность.
-Чем окружность является для круга? (границей)
-Какое определение дадим окружности? (Окружность- это граница круга.)
-Послушаем стихотворение, которое приготовила Шаморкина Лера.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга
И называется … окружность.
-Мы выяснили, что круг и окружность – разные геометрические фигуры. Что общего? (Есть границы, кривые замкнутые линии.)
-В чем их различие? (У круга есть область, у окружности – нет.)
-Итак, с какими геометрическими фигурами мы познакомились? ( Круг и окружность.)
2 этап. (Работа с циркулем.)
-Ребята, а теперь откройте тетради и начертите окружность любого размера. Молодцы, вы правильно догадались, что для построения окружности нужен специальный предмет – циркуль. Слово циркуль в переводе с латинского означает круг. При работе с циркулем нужно соблюдать правила. Кто их назовет? (на партах – карточки с правилами)
-А теперь посмотрите, как правильно чертить окружность. Сначала ставим точку – это центр окружности, обозначим ее буквой О. Раздвигаем ножки циркуля. Ставим иглу в центр, а грифелем проводим окружность.
-А сейчас проведем практическую работу. В тетрадях начертите окружности. 1 вариант чертит самую большую окружность, которая может поместиться на странице, 2 вариант – маленькую. Обозначьте центр окружности.
-Как получили большую окружность, а как – маленькую? (Раздвинули ножки циркуля или сдвинули.)
-Возьмите простой карандаш, поставьте 3 точки – одну на окружности, обозначьте ее буквой А, вторую – внутри окружности, обозначьте ее буквой В, третью – вне окружности, обозначьте буквой – С. Кто выполнит задание на доске?
-А для чего мы изучаем окружность? Давайте найдем в окружающем нас мире предметы круглой формы.
-Ребята, а я для вас приготовила картинки с изображением предметов круглой формы. Назовите их. ( планеты, смешарики, колесо)
3.Физкультминутка.
Песня «Солнечный круг».
4.Продолжение работы над новой темой.
3 этап (равноудаленность)
-А сейчас нам предстоит узнать свойство окружности. Для этого исследуем 2 фигуры.
-Что у них общего? (замкнутые кривые линии)
-Чем они отличаются?
-Какую фигуру можно назвать окружностью? Почему? (Ответы детей)
-Давайте выясним, почему 1-ую фигуру мы не можем назвать окружностью.
Сейчас выйдет группа экспериментаторов из 7 человек и встанет в круг. Что мы построили: круг или окружность? (Окружность.)
-Каждый из вас – точка на этой окружности. Вызовем еще одного человека. Он будет точкой – центром окружности. Слушаем вопрос : от какой точки окружности центр будет дальше всего, ближе всего?
-На каком же расстоянии находятся все точки окружности от центра? (На одинаковом.)
-Давайте еще раз проверим это. Я приготовила ленточку. Как с ее помощью измерить расстояние от центра до точек окружности?
-Изменялась ли длина ленточки? (Нет.)
-Занимайте свои рабочие места?
- Расстояние между какими точками мы измеряли? (Точками окружности и центром.)
-Менялось ли это расстояние? (Нет.)
-Какой вывод мы должны сделать?
-Все точки окружности равноудалены от центра.
-Ребята, к какой из этих фигур можем применить этот вывод? (Ко 2-ой)
-Почему? (Ее точки равноудалены от центра.)
-Это свойство окружности.
4 этап. (радиус)
-Найдите на своей окружности точку А и соедините ее с центром. Что у вас получилось? (Отрезок.)
-Этот отрезок, называется радиус. Какие точки соединил радиус? (Точку окружности и центр.)
-Сколько радиусов можно провести в окружности? (Много.)
-Проведем еще 1 радиус. Кто покажет на доске?
-Предположите, как с латинского переводится слово радиус? (Спица колеса.)
Работа по учебнику.
-Откройте учебники на стр. 49, выполните №4 сами.
Проверка.
5.Итог урока.
-Что узнали сегодня на уроке? (Что такое окружность, радиус и т.д.)
-Чему научились? (Чертить с помощью циркуля.)
-Для чего мы учились чертить окружности?
-На уроках технологии нам понадобится умение чертить окружности для изготовления поделок.
6.Домашнее задание.
-Дома выполните №2,№3 на стр.48 и творческое задание: нарисовать по 3 рисунка предметов в форме окружности, используя циркуль.