kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ИКН в 1 классе «Медведь – любимый персонаж русских народных сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Урок по истории и культуре народов Республики Марий Эл. Урок является продолжением знакомства детей со сказками народов, населяющих нашу республику. Тип урока комбинированный. Используются наглядно-образный, словесный, практический методы обучения., различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная, в паре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИКН в 1 классе «Медведь – любимый персонаж русских народных сказок" »


Тема: «Медведь – любимый персонаж русских народных сказок.

Сказка «Маша и медведь».

Место урока в учебном плане: 2 четверть 1 класса, раздел «Сказки народов нашей республики».

Класс: 1

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг со сказками, рисунки детей, мягкие игрушки-мишки, костюмы героев сказки «Маша и медведь», короб с пирожками, пластилин, природный материал (шишки), компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация: Power Point

Цифровые ресурсы: информация из сети Интернет

Аннотация: Урок по истории и культуре народов Республики Марий Эл. Урок является продолжением знакомства детей со сказками народов, населяющих нашу республику. Тип урока комбинированный. Используются наглядно-образный, словесный, практический методы обучения., различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная, в паре.


Цели: 1. способствовать получению и расширению знаний детей о родном крае, о медведе как любимом персонаже народных сказок;

учить детей описывать нравственный образ главного героя;

учить быть сообразительными и находчивыми в беде;

2. развивать устную речь, мышление, память, интерес к сказкам; мелкую мускулатуру рук;

3. воспитывать чувство патриотизма, внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным.


План урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка к усвоению знаний.

4. Новая тема.

5. Систематизация знаний.

6. Практическая работа.

7. Итог урока.



Конспект урока

1. Организационный момент.

Учитель: Внимание, ребята! Сегодня мы с вами покажем урок необычный.

Дети: И пусть удивятся и гости, и мамы,

Как будем мы отвечать на «отлично»

Да что говорить, все увидите сами.

Вести мы себя обещаем прилично.


2. Проверка домашнего задания

- Какую русскую сказку читали на прошлом уроке? ( «Колобок»)

Дома вы должны были нарисовать одного из героев этой сказки – медведя. Желающие могли прочитать сказки других народов и нарисовать медведя из других сказок.

2. Рассматривание детских рисунков по сказке «Колобок», а также к марийским и татарским сказкам. / Назвать сказки, обратить внимание на национальные костюмы./

- Почему вы прочитали сказки именно этих народов?

Учитель: Да, русские, мари и татары проживают в нашей республике, в Параньге. Все мы, люди разных национальностей, живем дружно.


3. Подготовка к усвоению новых знаний.

1. Беседа. – Мы с вами недавно стали «Светлячками». Путешествуя по тропинкам Лосенка, а также на уроках «Окружающего мира», ИКН мы говорили о животных наших лесов, среди которых был и медведь.

Он сегодня пришел к нам в гости. Да не один, а с девочкой. Вы догадались, кто она? /Входят дети в костюмах медведя и Маши./

Почему он стал героем многих народных сказок?

Какие черты характера у медведя? /ответы детей/

Давайте сверим черты характера с теми, что подобрала я./ На доске заранее напечатаны слова, слова закрыты./

Добрый, сильный, трудолюбивый, домовитый, умный, ловкий, сообразительный, неуклюжий, косолапый.

Каких черт характера у медведя больше, положительных или отрицательных?

2. Наш гость Медведь хочет рассказать о себе. /слайд 1/

- Большой косолапый медведь издавна пользовался популярностью за свою силу и сноровку. Это только кажется он неуклюжим. На самом деле он отлично ловит рыбу в реке и залазит на деревья. Раньше люди считали медведя своим родственником. О нем сочиняли песни, сказки, изображали на амулетах. Амулеты оберегали человека от опасностей. Медведя считали хранителем домашнего очага. Слово «медведь» означает «медом ведает». Медведь – любитель малины, меда, большой сладкоежка.

3. Учитель: В наше время изображение есть на гербах некоторых русских городов и областей. Медведь является символом русского характера и России. Белый медведь изображен на флаге партии «Единая Россия». / слайд 2 /

4. В русских народных сказках медведь – лесной силач, неповоротливый, добрый и даже доверчивый. Назовите сказки про медведя. / ответы детей/

Ребенок читает стих о трех медведях, который учили в детском саду.

/Обратить внимание детей на выставку книг./

5. Медведя воспевали не только в сказках и стихах. /слайд3/

Великий русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картину «Утро в сосновом бору».

Он прекрасно выразил состояние природы. Это на просто глухой сосновый лес, а именно лес с его еще нерассеявшимся туманом, с легко порозовевшимися вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах.

Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает ощущение отдаленности и глухости дикого леса.6

6. Физкультминутка «Мишка, мишка – лежебока».

- Мыс вами спим только ночью. Мы двигаемся. Зимой катаемся на лыжах, на санках, на коньках, играем в снежки, лепим снеговика. Ведь движение – это жизнь.

7. Русская народная поговорка гласит:

« Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет».

Да, медведь зимой спит в берлоге. Но, если медведя потревожить, он выбирается из берлоги. Такого медведя называют медвель-шатун.

/Исполнение песни «Почему медведь зимой спит»./

Вот как поется в шуточной песенке.


4. Новая тема.

-Сегодня на уроке мы поговорим о сказке «Маша и медведь». /слайды 4-12 /

1. Учитель рассказывает сказку.

-Чему учит эта сказка? /ответы детей/

2. К которому из героев относится пословица

«Глупый киснет, а умный все промыслит».

3. Физкультминутка «У медведя во бору…»


5. Систематизация знаний.

1.- А среди ваших игрушек есть мишки?

/Дети показывают свои игрушки/

-Откуда они у вас? Кто подарил?

-Чем они вам дороги?

Верно, дети считают, что у мишки есть душа. Они спят с ним в обнимку. Он нежный, теплый, ласковый.

2. У Никиты мишка особенный. Это Винни Пух.. /слайд13 /

Сообщение ученика. – Писатель Алан Милн подарил своему сыну Кристоферу Робину на дань рождения мишку. У мальчика в лондонском зоопарке была любимая медведица Вини и лебедь Пух. В их честь мальчик назвал свою игрушку Винни Пухом.

Сегодня книжка Алана Милна переведена на 20 языков. Почти 40 лет дети смотрят мультфильм о Винни Пухе.

Айсылу рассказывает о своей игрушке – белом медведе. / слайд14 /

-Почти 40 лет назад появился мультфильм «Умка» и «Умка ищет друга» о белом медвежонке. Он добрый, наивный, любознательный. В мультфильме с ним происходят разные приключения.

Марина рассказывает об олимпийском мишке.

- В 1980 году талисманом Олимпиады в Москве стал мишка. Его изобразил художник Виктор Чижиков, который выиграл конкурс. В нем участвовало 40 тысяч человек. Он показал мишку обаятельным и гостеприимным.

/ Звучит А. Пахмутовой и А. Добронравова «До свидания, Москва!»/

5. Практическая работа.

Лепка медведя. Монтирование из шишки и пластилина.


6. Итог урока.

- Чем понравился урок? Что нового узнали? Чему научились?

Маша и Медведь угощают детей и гостей пирожками из короба.





















Приложение для учителя к уроку ИКН в 1 классе по теме: «Медведь – любимый персонаж русских народных сказок. Сказка «Маша и медведь».


Наш рассказ о великих медведях был бы неполным, если бы мы не рассказали о медведях – героях русских народных сказок. Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Миша…

Большой косолапый медведь пользовался заслуженной популярностью у наших предков за свою необузданную силу и сноровку. Это только на первый взгляд медведь кажется неуклюжим. Наши предки, которые с этим лесным жителем виделись чаще, чем мы, хорошо знали о его ловкости и необыкновенной прыти, о его умении ловить рыбу в реке и залазить на деревья, несмотря на внушительные размеры. А кто из нас не знает о его любви к меду и ягодам?

У наших предков столетиями существовали культ медведя и медвежьи праздники. В их основе лежала вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах и ему подражали в танцах. Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель домашнего очага. Поэтому и сегодня изображение «хозяина тайги» находится на гербах некоторых русских городов и областей. И в некотором смысле, он является символом русского характера и России.

Медведь также был любимой игрушкой у детей в Древней Руси. До сих пор в центрах русских народных промыслов в Вологодской, Тверской областях, селах Богородское и Коврово среди резчиков по дереву хранятся традиции и секреты изготовления этих игрушек.

В русских сказках медведь, как правило, эдакий, лесной силач, неповоротливый, немного наивный и добрый. «Три медведя», «Мужик и медведь», «Маша и медведь» - сказки, известные нам с детских лет и которые, мы сами с удовольствием читаем своим детям.

А литературные сказки, не народные, являются источником знания?

- Почему же нет? Писатели, поэты - это люди, в которых пробуждается знание, объективно присутствующее в мире. Например, вспомните сказку Чуковского «Краденое солнце». Это же наглядное олицетворение железного века. Солнце украли. Все ходят потерянные, не могут найти дорогу домой.

- А вернул солнце медведь, любимый герой русских сказок...

- Это не случайно. Медведь очень многозначный символ у многих народов. Корень «мед», медиа означает «середина, центр бытия». Греки называли медведя арктос. Отсюда Арктида и современная Арктика, то есть земля медведей. Населяли ее гипербореи, то есть славяне - носители энергии жизни в виде Слова. И символом славян был медведь. По-болгарски медведь значит «меч». Сказочный меч-кладенец символизирует власть медведя. И опять же не случайно в сказке о трех дворцах медный дворец охраняют львы - символ гордыни, серебряный - волки, символизирующие страх, который нужно преодолеть герою. А золотой дворец охраняют медведи


Винни Пух

Всем известно, что сказка нужна ребенку. Она позволяет ему лучше познать окружающий мир, развивает его фантазию и творческое начало Она делает его добрее и человечнее. Сказка удивительным образом помогает развить в ребенке способность сопереживать чужому горю и радоваться счастью другого. Психологи говорят не только о воспитательном, но и о терапевтическом воздействии сказки на психику ребенка. Если в каждой семье будет ритуал - чтение сказки ребенку на ночь, насколько чище и добрее станут наши с Вами дети. А Потапыч и другие медведи нам в этом помогут! Винни Пух

Безусловно, это самый известный медвежонок. Свое имя герой книги Алана Милна позаимствовал у любимого медвежонка сына писателя. Мишку Альфа английской фирмы J.K.Farnell писатель Алан Александр Милн и его жена подарили на день рождения своему сыну Кристоферу Робину в 1921году. Этот мохеровый медвежонок был мохнатый, с маленькими блестящими глазками, длинненький и печальный. Кристофер назвал его Винни Пух в честь понравившегося ему в лондонском зоопарке североамериканского медведя по имени Винни, и лебедя Пуха.

«Это необыкновенное имя подарил ему Кристофер Робин. Надо вам сказать, что когда-то Кристофер Робин был знаком с одним лебедем на пруду, которого он звал Пухом. Для лебедя это было очень подходящее имя, потому что если ты зовешь лебедя громко:"Пу-ух! Пу-ух!"-- а он не откликается, то ты всегда можешь сделать вид, что ты просто понарошку стрелял; а если ты звал его тихо, то все подумают, что ты просто подул себе нанос. Лебедь потом куда-то делся, а имя осталось, и Кристофер Робин решил отдать его своему медвежонку, чтобы оно не пропало зря.

А Винни -- так звали самую лучшую, самую добрую медведицу в зоологическом саду, которую очень-очень любил Кристофер Робин. А она очень-очень любила его. Ее ли назвали Винни в честь Пуха, или Пуха назвали в ее честь -- теперь уже никто не знает, даже папа Кристофера Робина. Когда-то он знал, а теперь забыл.

Словом, теперь мишку зовут Винни-Пух, и вы знаете почему. Иногда Винни-Пух любит вечерком во что-нибудь поиграть, а иногда, особенно когда папа дома, он больше любит тихонько посидеть у огня и послушать какую-нибудь интересную сказку.»

Так начинается известная и любимая детьми и взрослыми книга Алана Александра Милна «Винни Пух и Все-Все-Все». А переделки, в которые попадал Вини Пух, мы знаем с детства. То он попадет к пчелам. Помните,

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему

Мед так нравится ему?


Вот он влез еще немножко повыше... и еще немножко... и еще совсем-совсем немножко повыше... И тут ему пришла на ум другая песенка-пыхтелка:

Если б мишки были пчелами,

То они бы нипочем

Никогда и не подумали

Так высоко строить дом;

И тогда (конечно, если бы

Пчелы-- это были мишки!)

Нам бы, мишкам, было незачем

Лазить на такие вышки!

А потом как Кристофер Робин расхаживал взад-вперед под деревом и приговаривал, что, кажется, дождь собирается. А Винни-Пух запел такую песню:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Ах, в синем-синем небе

Порядок и уют--

Поэтому все Тучки

Так весело поют!

А помните, как Вини Пух пришел в гости в Кролику?

«Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает

чашки и тарелки. А когда Кролик спросил "Тебе чего намазать -- меду или сгущенного молока?" -- Пух пришел в такой восторг, что выпалил: "И того и другого!" Правда, спохватившись, он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: "А хлеба можно вообще не давать!"

А вот прообразом рисованного Винни Пуха стал плюшевый медвежонок сынишки художника-иллюстратора Эрнеста Шефарда. Этого медвежонка звали «Growler» (Ворчун), а изготовлен он был немецкой фирмой «Steiff», и в отличие от медвежонка Альфа фирмы J.K.Farnell был очень даже толстенький.

В настоящее время оригинальные наброски Эрнеста Шефарда хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а основные рисунки - в Нью-йоркской публичной библиотеке.

Сегодня книга Милна переведена на двадцать языков, и уже невозможно представить детскую литературу без его персонажей. С тридцатых годов многие фирмы приступили к выпуску мягких игрушек, полюбившихся детворе героев книги. Позже одна из компаний Стефана Слезингера закупила права на торговлю серии Винни Пух в США и Канаде. В 1960 году Уолт Дисней завладел всеми правами на Винни Пуха. Тогда разразился громкий скандал. Кто бы мог подумать, что будет столько шума из-за милого медвежонка, купленного в Лондонском магазине «Херродс» в 1921 году.

Нашему человеку очень полюбился вот этот персонаж советского мультфильма. Диснеевский герой как-то не прижился. Хотите знать, как создавались герои этого мультфильма?

Первая серия мультфильма про Вини Пуха, который так и назывался «Винни-Пух», вышел на экраны в 1969 году. Зрители сразу и навсегда влюбились в этого толстого, неуклюжего, немножко жадного, но очень обаятельного медвежонка. И никто даже не догадывался, как помучились создатели фильма, прежде чем придумали Пуха.

Первым героя нарисовал художник Владимир Зуйков: шерсть у мишки тогда торчала во все стороны, глаза были разного размера, нос съехал на щеку, а уши вообще выглядели так, как будто их кто-то долго жевал. Над «имиджем» Вини Пуха пришлось работать всем: и режиссеру, и художникам, и постановщикам, и даже актеру Евгению Леонову, который озвучивал медвежонка. Героя избавили от излишней лохматости и привели в порядок мордочку. Только одно ухо решили оставить «пожеванным». Режиссер Федор Хитрук придумал для этого очень изящное объяснение: у Пуха мятое ухо, потому что он на нем спит. В конце концов медвежонок стал своим внешним видом сильно напоминать писателя Бориса Заходера, который перевел книжку Милна «Винни-Пух и все-все-все» и был одним из авторов сценария мультфильма.

С Пятачком тоже пришлось повозиться. Все поросята, которых долгое время рисовали художники Эдуард Назаров и Владимир Зуйков, были похожи на вертикальную толстую сардельку. Но как-то раз Зуйков взял и вырисовал у одной из этих колбасок тоненькую шейку - и сразу получился Пятачок.

Олимпийский мишка

Этому любимому многими взрослыми и детьми медвежонку Мише в этом году исполнится 29 лет. Он был символом XX олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980 году.

Придумал его в 1977 году художник Виктор Чижиков. Вот как это было.

Еще задолго до начала Олимпиады, в 1977 году, в передаче «В мире животных» телеведущий Василий Песков провел опрос телезрителей. Большинство из наших сограждан отдали свои голоса за медведя, как истинно русского животного. Поэтому «на верху» было принято решение, что талисманом Московской Олимпиады должен быть косолапый Мишка.

В Оргкомитет Олимпиады стали поступать рисунки с изображением медведей. В конкурсе приняли участие больше 40 тысяч человек. Но рисунка, который действительно мог бы стать символом Олимпийских игр в Москве так и не могли найти. Ведь нужно было изобразить не простого Топтыгина, русского медведя. Его сила и мощь должны были сочетаться с добродушием и гостеприимством. Он не должен был быть агрессивным, но в то же время он должен быть готовым постоять за себя. Это все те качества, которые присущи русской душе. Их и постарался в своем изображении воплотить Виктор Чижиков. Он придумал своего Мишку улыбающимся. Для этого мордочке медведя пришлось придать белый цвет, хотя таких медведей в природе не бывает. В работе над эскизом Виктору пригодился опыт детского художника. А директор Московского зоопарка, Игорь Сосновский, даже определил возраст медвежонка – 3 месяца.

Олимпийский мишка стал действительно любимцем не только участников Олимпиады, но получил признание во всем мире. Виктор Чижиков рассказывал, что ему писали люди со всего мира. Со школьниками из польского города Свидвена он переписывался целых пять лет, пока они не окончили школу. Он посылал им значки с медвежонком и книжки, по которым они изучали русский.

Из Америки пришло письмо от школьницы Дженнифер Шаттер: «Уважаемый мистер Чижиков, я накопила 10 долларов, посылаю Вам чек, вышлите мне олимпийского Мишку, его фото я видела в нашей газете». Тогда еще существовало мало изображений Мишки, потом появился кулон, фарфоровый медвежонок. Виктор послал все это, но ответа не дождался, да и глупо было в то время ждать письма из США.

Из Индии пришло такое письмо: «Я миллионер, могу и так приехать на Олимпиаду, но мне хочется получить приглашение от Вас». К сожалению, это письмо пришло уже после Олимпиады.

Однажды моряки торгового флота поведали Виктору Александровичу такую историю: когда они были в Новой Гвинее, то зашли в хижину местного вождя папуасов. Так у него на стене висел плакат с изображением мишки!

Олимпийский Мишка стал символом и оберегом Игр-80 благодаря своему добродушию и обаянию. Особенно запомнился участникам Олимпиады и зрителям заключительный вечер, когда трибуны стадиона «Лужники» со слезами на глазах провожали улетающего на воздушных шарах Мишку под слова замечательной песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «До свидания, наш ласковый Миша!».

Любовь к нашему Мишке до сих пор живет в сердцах людей во всем мире.

Умка

Из нашего детства этот белый медвежонок – одно из самых ярких воспоминаний. Он добрый, наивный и конечно любознательный, как все дети. У него есть мудрая и справедливая мама, он находит себе друга – мальчика. И, безусловно, в белых льдах Арктики с ним происходят какие-то приключения.

Мультфильмы «Умка» и «Умка ищет друга» были сняты в 1969 и 1970 гг. на киностудии «Союзмультфильм».

Эти мультфильмы получили огромную популярность. И в этом заслуга в первую очередь автора сценария, писателя Юрия Яковлева.

Он родился 1922г. в Ленинграде в семье служащего. Был участником Великой Отечественной войны: был наводчиком зенитной батареи, сотрудником фронтовой печати. После войны Юрий Яковлев поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г. Он создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести. Их отличает особенная трогательность и доброта. Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».

Особую прелесть мультфильмам про Умку придают песни. Помните: "…Спят твои соседи, белые медведи, спи и ты, усни, малыш…" "Колыбельная медведицы" из мультфильма "Умка" покорила сердца всех от мала до велика еще в 1969 году, когда композитору Евгению Крылатову было 35 лет. Когда Евгения Павловича спросили, как ему удается писать не просто песни, а любимые песни, он ответил:

— Вы знаете, сочетание текста с музыкой — великая тайна, и нет у меня "секрета успеха": если бы я эту тайну знал, то выдавал бы в день по песне. Хотя есть одна закономерность: если песня пишется сразу, на одном дыхании, значит, ее так же органично и подхватят, когда услышат. "Умку" я писал ровно пять минут! Ну и, в первую очередь, важны слова: я пишу только на стихи, и если они посредственные, то такая будет и песня.

Песня Умки из мультфильма «Умка ищет друга»

муз.Е Крылатова

сл.Ю.Яковлева

Снег скрипит под жесткими ступнями

И хватает вьюга за бочок

Елочка сигналит мне огнями

Новогодний маячок

Что за чудо, чудо

Елка маячок

Кто зажег мне елочку такую

Не иначе как хороший друг

Не боюсь я стужи ледяную

Огоньки горят вокруг

Что за чудо, чудо

Огоньки вокруг

Художники и режиссеры Владимир Попов и Владимир Пекарь были людьми, удачно придумавшими и нарисовавшими белого медвежонка, его маму медведицу и других героев мультфильмов про Умку. Владимир Попов также работал над созданием таких всеми любимых мультиков, как «Трое из Простоквашино», «Бобик в гостях у Борбоса», «Радуга» и многих других.

Владимир Пекарь придумал героев мультфильмов «Баба-Яга против», «Сказка за сказкой», «Что страшнее» и других.

Добрый и смешной Умка сразу покорил сердца и детей и взрослых. И хотя мультфильмам про этого маленького жителя крайнего Севера уже более 30 лет, они есть в фильмотеке сегодняшних мальчишек и девчонок, которых после Покимонов и Ниндзей-черепашек трудно чем-то удивить. Их также веселят смешные реплики героев:

— А почему у тебя две головы?

— Это не голова, это шапка.

Их мамы по-прежнему поют на ночь своим детям «Колыбельную медведицы». «Потому что добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем».


Существует несколько легенд о создании всеми любимой плюшевой игрушки - Мишки Тедди. Самые популярные – немецкая и американская.

Медведь Тедди

Легенда немецкая.

Более 100 лет назад жила-была в маленьком швабском городке Гейнгене швея, и звали ее Маргрет Штайф. Она переболела в детстве полиомиелитом и была прикована к инвалидному креслу. Но природа одарила ее добрым сердцем, мягким характером и «золотыми руками». А еще у нее получалось придумывать и шить совершенно необычные и красивые детские игрушки, которые очень нравились малышам и их родителям. Со временем изготовление игрушек стало основным занятием Маргарет, потому что все больше и больше находилось поклонников ее творчества. Родители Маргарет помогли девушке открыть свою мастерскую по изготовлению детских игрушек. В последствии создание игрушек стало делом всей семьи Штайф, и маленькая мастерская превратилась в фабрику мягких игрушек. Их делали вручную из натуральной шерсти и плюша, набивали древесной стружкой или копрой. Это были куклы и животные. Но самым популярным стал мишка. И произошло это благодаря любимому племяннику Маргарет художнику Рихарду Штайфу.

Однажды он прогуливался в Штутгардском зоопарке и делал наброски животных. Наблюдение за игрой медведей натолкнуло его на создание игрушечных медведей, которые могли двигать лапами и головой и стоять на двух лапах. Именно такой медведь получил главный приз на Лейпцигской ярмарке кустарной промышленности. Более того, он очень понравился присутствовавшим на ярмарке американцам, и они заказали фабрике 3000 мишек. Так немецкий плюшевый мишка попал в Америку, а затем, он стал любимцем взрослых и детей во многих странах мира.

Легенда американская.

Однажды двадцать шестой президент США Теодор Рузвельт приехал в округ Смидс штата Миссисипи с целью уладить пограничный спор между этим штатом и соседней Луизианой. Места там просто замечательные, дремучие леса богаты разного рода зверьем. Поэтому президент, известный своей страстью к охоте, решил пополнить свою коллекцию охотничьих трофеев. Но в этот день удача бала не на его стороне. Поэтому, угодливые ловчие решили услужить президенту. Они поймали медвежонка и привязали его к стволу дерева, чтобы Рузвельт мог точнее выстрелить. Но президент был взбешен таким предложением и приказал отпустить бедное животное.

Этот случай не могли обойти своим вниманием репортеры. И уже через 2 дня в газете «Вашингтон Пост» появилась карикатура, иллюстрирующая встречу президента-охотника и медведя. На ней был изображен Рузвельт, опирающийся на свое ружье как на трость и ловчий, отпускающий на свободу беспомощного медвежонка. Читателя просто не мог не покорить смешной медвежонок с большими ушами и маленькими круглыми глазами. Так, жена одного владельца магазина в Нью-Йорке Роуз Мичтом сшила по подобию персонажа карикатуры игрушечного медвежонка и выставила его в витрине магазина рядом с газетным рисунком. Игрушке сразу дали имя «Медвежонок Тедди» (Тедди – сокращенное от Теодор), и он стал очень популярен не только среди клиентов магазина. Говорят, что позже, когда игрушка уже хорошо продавалась, Теодор Рузвельт согласился дать медвежонку свое имя. Боле того, медвежонок Тедди стал талисманом Рузвельта и помог победить ему на выборах во второй раз.

А что было дальше?

Идея изготовления мягких мишек была подхвачена во всем мире – Англия, Шотландия, Америка, Япония. Менялся дизайн игрушки, материалы, из которых она изготавливалась, постоянно совершенствовался. Для детей всего мира начали производить медведей-школьников, в чьих рюкзачках лежали миниатюрные книжки и карандаши, мишки-военные в полной амуниции и орденах, пожарные, врачи, моряки, клоуны и т.д. Появились заводные медведи и на батарейках. Мишка Тедди стал не просто любимой игрушкой детей и взрослых, но и предметом увлеченного коллекционирования. И у этого хобби есть вполне научное название – арктофилия (греч. «арктос»-медведь и «филос» - любитель). Во многих странах появились клубы любителей плюшевого мишки и даже посвященные ему музеи. В Великобритании есть 25 музеев, в Германии – 6, в Бельгии – 4 и даже в Японии есть медвежий музей.

Тедди стал героем открыток, мультфильмов, песен и даже рекламы. Во время Вьетнамской компании он был своеобразным средством антивоенной агитации. А в год 100 летнего юбилея игрушки проходил чемпионат «Евро-Тедди», в котором участвовали более двухсот изготовителей из Европы и Америки.

1905 художник Рихард Штайф сделал эскиз игрушки, а его тетя Маргарет Штайф сделала первого мишку.

Мичтон продает своего первого мишку в Бруклине

Появляются мишки на шарнирах

Рихард Штайф запатентовал собственную фабричную марку – металлическую пуговицу в ухе плюшевого медведя

Запатентовано название Teddy Bear

Американским композитором Дж. К. Бреттоном написана музыка к знаменитой песне «Пикник плюшевых мишек»

Снят первый мультфильм о плюшевом медвежонке

Компания игрушек Hermann выпустила своего первого медведя

В Англии начинают выпуск своих плюшевых медведей

Начинают производить медведей на конвейере

Walt Disney выпускает первый цветной мультфильм о медведях «Алиса и три медведя»

Алан Милн издает свою книгу «Вини Пух». Прообразом главного героя книги стал медведь Ворчун фирмы Steiff, любимый медвежонок сына писателя.

В Европе стали производить первых заводных плюшевых медведей.

В Японии выпускаются медведи на батарейках.

Налаживается производство медведей в Азии

Растет число коллекционеров плюшевых медведей

Плюшевые медведи начинают продаваться на аукционах Sotheby’s

Открыт первый музей Медведей в графстве Хэмпшир в Англии

Была продана знаменитая коллекция полковника Хандерсона, насчитывающая более 600 медведей. Один из медведей вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый дорогостоящий медведь – 110000 фунтов стерлингов

Мишке Тедди 100 лет. В честь этого в Германии был выпущен самый большой плюшевый медведь в мире – 6 метров и 83 сантиметра.

Компания Steiff изготовила самого дорогого плюшевого медведя в мире из золота, сапфиров и бриллиантов, стоимостью около 73000$.

Вот уже более ста лет различные специалисты безуспешно пытаются объяснить феномен плюшевого медвежонка. Совершенно удивительно, почему в наш технически продвинутый XXI век именно он так популярен среди детей и взрослых, а любовь и привязанность к нему проносится через всю жизнь. В чем феномен этой незатейливой игрушки?

Сначала немного примеров.

Альфонсо

1908 год. Великий русский князь Георгий Михайлович дарит своей четырехлетней дочери Ксении мохерового медвежонка той же фирмы, что и у царевича Алексея, фирмы Steiff. Это особенный медведь – он ярко-красного цвета. Для медвежонка сшили казачью форму оранжевого цвета и назвали Альфонсо. Ксения очень любила его и редко с ним расставалась. Поэтому через 6 лет, когда она отправилась в Англию в гости к своему кузену королю Георгу V, она взяла своего любимца с собой. Судьбе было угодно, чтобы Ксения больше никогда не вернулась в Россию. Сначала - Первая мировая война, а затем, большевистский переворот и уничтожение всей царской семьи.

Ксения Михайловна берегла своего Альфонсо всю жизнь. А в 1965 году медвежонок перешел по наследству к ее дочери.

В последствии Альфонсо был куплен на аукционе за 12100 фунтов стерлингов известной компанией Teddy Bear of Witney.

«Девочка Тедди»

Во время Второй Мировой войны многие английские и американские солдаты носили в своих заплечных мешках маленьких плюшевых медвежат. Не был исключением и полковник Боб Хендерсон. Со своим медвежонком фирмы «Steiff» 1904 года выпуска, Боб прошел всю войну. Вернувшись с полей войны домой, он подарил своего боевого друга дочери. Она очень любила играть с плюшевым медведем и однажды одела его в кукольное платьице. Так бравый солдат стал «Девочкой Тедди». Тем временем, Хендерсон стал коллекционировать медвежат Тедди, и ему пришла в голову идея организовать Клуб медвежонка Тедди, который объединил любителей мишек по всему миру.

После смерти полковника в 1994 году, его знаменитая коллекция, насчитывающая более 600 медведей, была продана. Жемчужина собрания, «Девочка Тедди», вошла в Книгу рекордов Гиннеса из-за самой высокой стоимости плюшевой игрушки. «Девочка Тедди» была приобретена 5 декабря 1994 г. на аукционе Christie`s в Лондоне за 110 000 фунтов стерлингов владельцем японской игрушечной фабрики Йошихиро Секигучи. Продажная цена в 18 раз превысила ее начальную цену. В настоящее время мишка находится в музее Teddy Bear японского города Ису.

Тедди из Киева

Судьба одного медвежонка фирмы «Steiff» неожиданным образом переплелась с жизнью Киевской семьи.

Вернувшись с фронта в 1945 году в родной Киев, один советский солдат с трудом разыскал свою семью. Дом, в котором семья жила до войны, был разрушен от попадания немецкого снаряда. Жена и маленькая дочка чудом выжили. Девочка была настолько напугана всем происходящим вокруг, что уже несколько месяцев отказывалась говорить и практически не смеялась. Отец подарил ей маленького плюшевого медвежонка, которого нашел под обломками разрушенного дома в Берлине. И девочка, увидев игрушку, впервые за много дней улыбнулась. Потом, маленький плюшевый мишка стал ее самой любимой игрушкой. Девочка выросла, вышла замуж. У нее родилась дочь, к которой и перешел по наследству маленький медвежонок. Уезжая учиться в Берлинский университет, внучка фронтовика взяла с собой семейную реликвию.

Поскольку игрушка была очень старой, она требовала ремонта. Сокурсник девушки посоветовал ей отнести игрушку в специальную мастерскую, поскольку обратил внимание, что на ушке медвежонка есть металлическая пуговка, фирменный знак и предположил, что эта игрушка может быть антикварной вещью. Так оно и оказалось. Приемщица в мастерской по ремонту игрушек, заглянув в каталог фирмы «Steiff», определила, что медвежонок относится к экземплярам 1904-1910 годов выпуска, и предложила очень большие деньги за игрушку.

Но киевлянка категорически отказалась, немало удивив приемщицу и своего немецкого друга. Девушка рассказала им семейную историю игрушки и объяснила, что, не смотря на то, что игрушка волею судьбы оказалась снова на своей исторической Родине, она вернутся назад в Киев. «Я мечтаю, чтобы ими играли мои будущие дети».

Мнение психологов

Главное достоинство мягкой игрушки — дарить малышу нежность. В ней воплощены какие-то глубинные потребности маленького, беспомощного существа, причем не только человеческого. Американские исследователи — супруги Харлоу, — исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если маленькой обезьянке предоставить возможность выбора между двумя «мамами» — сплетенной из «одетой» проволоки, но с бутылочкой молока, и сделанной из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш неизменно выбирает вторую — мягкую и уютную, дающую ему необходимое чувство тепла и безопасности. Неудивительно, что наши малыши так любят живых пушистых зверят и будучи уже взрослыми хранят свои любимые мягкие игрушки.

С точки зрения психологии мягкие игрушки играют большую роль в воспитании детей. Да, плюшевый мишка не развивает логическое мышление и координацию движений ребенка. Но дети все равно засыпают в обнимку со своим любимцем, потому что он пробуждает в их душах самые светлые и чистые чувства. Для малыша плюшевый мишка не просто игрушка, он живой и у него есть душа. Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. Обратившись к игрушечному медвежонку, Даниил Андреев как-то сказал: «В детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и боль, когда начинал понимать, что это не живые существа, а просто человеческие изделия, но радость в том, что правее не мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек, и даже в то, что они могут говорить… Чем больше любим плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредотачивается в нем та тончайшая материя, создающая в мистическом смысле бессмертие игрушки. Существа эти поражают не красотой и тем более не величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчают наши суровые души…»

Иван Иванович Шишкин « Утро в сосновом бору».


Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Маша и медведь (русская народная сказка)

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ИКН в 1 классе «Медведь – любимый персонаж русских народных сказок"

Автор: Липатникова Лариса Ленидовна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства