Урок-игра по предмету "Окружающий мир". Тема: Грибы съедобные и несъедобные.
Урок-игра по предмету "Окружающий мир". Тема: Грибы съедобные и несъедобные.
Познакомить уч-ся с царством грибов как особой группой живой природы,которая не относится ни растениям, ни к животным; с размножением и развитием грибов;
учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе, различать съедобные и несъедобные грибы, познакомятся с правилами правильного сбора грибов;
учщиеся познакомятся с уникальными грибами, занесенными в Красную книгу;
воспитывать бережное отношение к природе;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Прежде чем мы с вами ребята начнём наше занятие, я бы попросила вас отгадать загадки :
1. Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)
2. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
Учитель: Правильно вы отгадали это гриб. Так о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Учитель: Верно мы сегодня с вами познакомимся с видами грибов, их строением, научимся выделять съедобные и несъедобные грибы.
Мы сегодня отправимся в царство грибов. Посмотрите на плакат и скажи ,на какие две части делится Царство грибов.
( На две части съедобные и несъедобные).
Учитель: Какие грибы вы знаете, где они растут?
( подосиновик, лисички, грузди, мухомор …)
Сейчас мы будем знакомиться с грибами.
Шампиньон - это съедобный гриб. Шляпка у него 5-10 сантиметров в диаметре и ножка такой же высоты. Растёт он как в лесу так и в степи. Хорошо выращивается в теплицах. Шляпка коричневато- розоватого цвета. Насчитывается более 60 видов. Они растут семьями. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Ученики:
На опушке, на поляне
Вырос гриб в большой панаме
«Ничего я не боюсь,
Я отважный смелый груздь»
Учитель:
Груздь - тоже съедобный гриб. Растет в лесной полосе. У нас встречается в лесополосах. Груздь бывает белый и черный. Слово произошло от славянского слова «груздие» - груд. Действительно грузди растут грудой. Он идет на засол. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Ученики:
«Это что за белый гриб
Стоит собой любуется?
Под вкусный шампиньон
Бледная поганка маскируется»
Ученики:
Бледная поганка – один из самых ядовитых грибов . Один кусочекбледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. Узнать бледную поганку нетрудно. У нее на ножке сверху, как будто юбочка надета. Цвет у нее от зеленоватого до желтоватого. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Чтобы собирать грибы нужно уметь отличать их друг от друга. Начнем знакомиться с лесными грибами.
Ученики:
По дорожке шли-
Боровик нашли
Боровик боровой
В мох укрылся с головой
Мы его пройти могли
Хорошо, что тихо шли.
Учитель:
Боровик – считается царем грибов (белый гриб). Шляпка у него коричневая и ножка очень крепкая. Он очень вкусный и идет на жарку, на засол, на сушку и в маринад. Он имеет второе название – белый гриб. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Ученики:
Хоть по цвету и не белый,
А зовется « белый гриб»
В глухом бору расти привык.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красной шляпкой
На шляпе- горошки.
Учитель:
Мухомор - ядовитый гриб. Он красного цвета с белыми пятнами. Ножка белая 10- 20 см в высоту, не очень толстая. Спутать мухомор с другими грибами невозможно. В древности люди этим грибов травили мух. Отсюда и пошло название мухомор. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Ученики:
Шел Егор через бор,
Видит вырос мухомор
Хоть красив, но не беру-
Вслух сказал Егор в бору.
Верно, ты сказал Егор-
Так, ему ответил бор.
В лес березовый пойдет
Каждый знающий грибник
Там на суп всегда найдет
Вкусный подберезовик.
Учитель:
Подберезовик и подосиновик - грибы съедобные. Растут они под березой и под осиной, отсюда и название. Шляпка у подберезовика может быть белая, кремовая, светло-серая, розовая. У подосиновика - красная. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Физминутка:
Гриша шел –шел- шел
Белый гриб нашел
Раз - грибок
Два - грибок
Три - грибок
Положи их в кузовок.
Ученик:
Сморчок, сморчок
От рожденья- старичок.
Вырос на опушке
Шапка на макушке.
Дунул ветер и сморчок
Повалился на бочок
Весь в морщинах – старичок.
Опенок:
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
А потом склонился
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький
Ножка, что соломинка.
Сатанинский гриб:
Сатанинский гриб на вид-
Ну, почти, как белый гриб.
Только ты его не трогай
Очень ядовитый гриб.
Лисички:
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой
Рыжики:
Шляпка выгнута воронкой
Вкус приятный запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет
Учитель:
Ребята, мы разделили грибы на две группы: съедобные и несъедобные. Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая- ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить? (лекарство, красота, жилье и еда для насекомых)
Ребята, что грибники берут с собой в лес? (корзину, палку, нож)
Объясните, для чего нужны эти вещи?
А нельзя разве гриб просто взять и сорвать? Почему?
Разбор учащимися по слайду, спроецированного на доску, из каких частей состоит гриб.
Игра: «Узнай гриб по описанию»
1. Название этого гриба начинается с буквы «Г». Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая. Его обычно солят (Груздь)
2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку. Его называют - царем грибов.(боровик)
3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят, варят.
4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» (мухомор)
5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно он желтоватого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. (лисички)
Учитель:
Теперь ребята, поиграем еще в одну игру : «Съедобные- несъедобные» У вас на партах лежат карточки с зленными кругами- это съедобные грибы, а с красными кругами- это ядовитые круги. Я буду называть гриб, а вы должны поднять нужную карточку.