Методы и приемы: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
Ход урока
Мотивационный этап игры.
–Сегодня у нас не обычный урок, а урок - игра «Банк знаний»
- Мы разделились на 3 группы – 3 банка, банка знаний.
- Что такое банк? Давайте прочитаем, какое определение дается в словаре Ожегова.
Банк – учреждение, располагающее большим капиталом и производящее различные финансовые операции.
Ваш банк знаний будет пополняться накопленными вами знаниями по теме урока. Количество знаний будет показывать количество накопленных вами денег. Итак, я представляю вашему вниманию нашу валюту УМНИК. 1 умник = 1 правильный ответ. В конце нашего урока ваши деньги конвертируются в оценки. А банк с большими накоплениями будет считаться самым умным.
2 . Актуализация знаний
-Отгадайте ребус и вы узнаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить.
Слово деньги - сделать фонетический разбор, просклонять слово валюта, записать предложение:
Банкнотная фабрика Лондона напечатала первые казахстанские деньги.
выделить грамматическую основу, определить падеж имен существительных.
Интересные факты о тенге: Чтобы доставить тенге в республику, пришлось совершить 18 авиаперелетов. Сегодня Казахстан имеет собственный монетный двор в Усть – Каменогорске. Банкнотная фабрика находится в Алматы.
3. Каллиграфическая строчка.
Валюта – денежная единица иностранного государства.
-Рассмотрим, как в разных государствах называется валюта, какое она имеет обозначение. Как называется валюта Казахстана? Придумайте значок, логотип нашей валюте «умник»
Ұ Ұ Ұ Ұ Ұ …
4. Словарная работа.
- Как называется глава банка? – президент
- Выберите президента своего банка.
-Распределите остальные обязанности: секретарь, кассир.
- Кто такой президент? (ученик зачитывает из словаря)
Президент – 1. Глава государства.
2. Высшее должностное лицо компании.
- Кто глава нашего государства?
-Прочитайте текст о лидере Казахстана.
Нурсултан Абишевич Назарбаев является основателем нового независимого государства. Оннастоящий патриот своей Родины. Человек, которого уважает каждый гражданиннашей страны. Нурсултан Абишевич президент, который ведет наш народ к процветанию. 1 декабря наша страна отмечает День Первого Президента Казахстана.
- О чем это сообщение?
- Почему именно 1 декабря? (1 декабря 1991 года прошли первые выборы Президента)
Производственная гимнастика “Нам хорошо”.
В Казахстане мы живём, (руки в стороны) Есть у каждого свой дом,(руки домиком) Есть работа,(кулачок об кулачок) Есть друзья, (хлопаем в ладоши) Мама, папа, есть и Я! (Обнимаем себя)
5. Актуализация знаний. Игра «Угадай падеж».
- Задание называется, продолжи предложение…(перекрестный опрос от группы к группе)
Склонение - это … изменение имен существительных по падежам.
В русском языке падежей … 6
3. Какие падежи называются косвенными? ... Все, кроме И.п.
4. Падеж всегда употребляется без предлога –… И.п.
5. Падеж, отвечающий на вопросы кого? что? – … В. п.
6. У какого падежа вспомогательное слово доволен - … Т.п.
7. У какого падежа предлоги К и ПО - … Д.п.
8. Какой падеж не употребляется без предлога? - … П.п.
6. Постановка цели урока.
- Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Повторить тему «склонение»
7. Работа по теме урока
Групповая работа (1ряд собирает падежи, 2-вопросы,3-вспомогательные слова)
Игра «Восстанови таблицу»
Собери таблицу падежей (по одному человеку от каждой команды у доски, остальные у себя на рабочих листах.)
- Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. помогите собрать эту таблицу.
Падеж
Вспомогательное
слово
Падежный
вопрос
Именительный
есть
кто? что?
Родительный
нет
кого? чего?
Дательный
дать
кому? чему?
Винительный
вижу
кого? что?
Творительный
доволен
кем? чем?
Предложный
говорю
о ком? о чём?
Производственная гимнастика «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
Игра «Собери деформированный текст».
Казахское ханство появилось в 1465 - м году. В этом году Казахстан празднует его 550 - летний юбилей. В честь круглой даты выпущена памятная монета. (Разрезанные на слова предложения. Каждая группа получает по одному предложению.)
-Что такое текст?
- Запишите его, с комментированием, подчеркните орфограммы, определите падеж имен существительных.
Повторение знаний о 3х склонениях.
- Еще один интересный факт о тенге: За годы существования банкноты тенге трижды были признаны в мире лучшими.
Вот эти купюры признаны лучшими в мире. Тенге – самая защищенная от подделок валюта в мире. У казахстанского тенге 17 степеней защиты. Это и водяные знаки, защитные нити, прозрачное окно, ультрафиолетовая защита, серийные номера, совмещающиеся изображения.
-Выберите любую и выполните задание на ее обратной стороне.
- Определите, по какому принципу собраны слова в группу, и найти «лишнее» слово.
1-я группа
2-я группа
3-я группа
Улыбка
Юноша
Болезнь
Природа
Радость
Болото
Упрямство
Окно
Парта
Площадь
Пыль
Тетрадь
-По какому принципу собраны слова в группу? (по типу склонения)
-Расскажите, как различить 1,2,3 склонения?
Групповая работа на плакатах
-На плакатах подготовьте ответ – схему, какие слова относятся к 1,2,3 склонению.
Игра «Крестики-нолики»
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
брат
печь
река
море
яблоня
P.S (если останется время)
Тест на определение падежной формы существительных.
- Ребята, перед вами карточка, где записаны числа от 1 до 10.
Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, возьмите зеленую карточку
- Если вы затруднялись при выполнения заданий, чувствовали себя неуверенно – жёлтую карточку
- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись - красную карточку
-Поднимите вверх.
- На этих карточках домашнее задание, вложите их в дневник
(желтая карточка - придумать по 5 слов к каждому склонению, зеленая карточка – выписать из Хрестоматии 3 предложения и определить склонение имен существительных, красная карточка – просклонять слово картина)
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 17 имени В.В. Маяковского