Оборудование: мягкая игрушка Бегемотик, рисунки сказочных героев, слоги, карточки со словами для коллективного чтения, цветные квадраты для звуковых схем, мел, магнит, магнитная доска.
Ход урока: 1.Оргмомент.
2.Постановка учебных задач.
3.Тема урока.
Знакомство с новыми звуками.
-Сегодня мы побываем в гостях у бегемотика Тими.
У него День рождения.
-Составьте звуковые схемы к словам: «бегемот», «Тими».
-К бегемотику пришли гости. Помогите ему рассадить гостей на диваны. На синий диван посадите тех животных, в названии которых есть твёрдый звук [т], а на зелёный – в названиях которых есть мягкий звук [т'] . (Слова: петух, тигр, дятел, телёнок, утка, котенок, утёнок)
Знакомство с новой буквой
* На что похожа буква
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
- На что похожа буква Т.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
(Е. Тарлапан)
* Письмо букв т Т
Чтение слогов с новой буквой
-Тими пригласил гостей чай с тортом пить. Хотите и вы тортик попробовать? Каждый кусочек торта необычный, на нём написан слог, который нам надо записать в тетради.
Письмо слогов
та то ты ту ти
4.Закрепление новых знаний
1) Чтение слогов с последующим дополнением слога до слова
-Откройте Букварь на странице 38.
-А теперь пора подарки дарить.
-Какие подарки для Тими принесли гости? (цветы, конфеты и др.)
- Среди подарков для Тими есть игрушки танк и тигр.
а). Выделение звуков [т], [т’].
- Произнесём слово, обозначающее этот предмет, повторив несколько раз первый звук ([т-т-т-танк]). - Какой звук слышится в начале слова танк? Произнесём его: [т].
- Это гласный звук? (Нет, это согласный.)
- Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Какой предмет рядом с танком?
- Послушайте слово: тигр.
- Произнесём слово, повторив несколько раз первый звук ( [т’-т’-т’-т’и г р]).
- Определите, какой первый звук в слове? ([т’]).
- Какой он? (Согласный.)
- Почему согласный?
- Произнесите [т] — [т’].
- Что услышали? (Произношение различается: один звук произносится твёрдо [т], а другой — мягко [т’].)
- (Звуки [т] — [т’] обозначаются одной буквой — тэ.)
- Чем буква отличается от звука?
- Какую важную работу мы сейчас сделали? (Мы рабтали с новыми звуками и буквой. Назовите их.)
б) Схема-анализ слов танк и тигр.
- Сколько гласных звуков в слове танк? Назовите их.
- Сколько слогов?
- Что мы сейчас делали? (Обозначали звуки на схеме, давали им характеристику.)
- Кому было легко?
- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?
- Кому помогали мои вопросы?
- Для чего нам нужно научиться правильно составлять такие схемы? (Чтобы правильно потом писать, не пропускать буквы.)
* Молодцы!
2) Развитие речи
-Чай пили, песни пели, подарки дарили, а что ещё делают на Дне рождения?
-Да, играют.
- В какие игры играли гости вместе с Тими?
-А в какие игры любите играть вы?
Физминутка.
3) Чтение слов и предложений
-На карточках записаны слова:
там Том мама
тут Тома томат
-Посмотрите на стр. 38
-Прочитайте слоги и слова.
-Прочитайте предложения, записанные на лентах.
(Привет! Поздравляют тебя твои товарищи!)
-Много гостей у бегемотика. Всем весело. А кто скажет, как нужно вести себя в гостях?
4) Работа в прописи.
Письмо букв, слогов, слов, предложений.
5) Занимательная минутка.
Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте название любимого цветка Тими.