Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4-м классе. А.Чехов. "Ванька" »
Урок чтения в 4-м классе. А.Чехов. "Ванька"
Дата: 10.12.2014г
Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведением «Ванька».
Задачи:
- познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”;
- формировать навык осознанного и выразительного чтения;
- повысить уровень восприятия учащимися литературного произведения;
- познакомить с биографией писателя;
- развивать творческое воображение, память;
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать своих товарищей.
Орг. Момент.
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и читать
Сели красиво.
Артикуляционная разминка
В начале урока проведем с вами речевую разминку. Представим, мы пришли в лес и на полене много одуванчиков. Каждый срывает себе одуванчик и мы дуем на этот одуванчик. Делаем вдох носиком и выдох ртом.
Вдох глубокий и выдох (представили, что в руках одуванчик, загадали желание)- 3 раза.
Проговариваем скороговорку (обычным голосом, шепотом. быстро, делить на слоги, как барабаним)- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Сегодня мы познакомимся ещё с одной страницей из истории России.
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
Работа по репродукциям картин художников. Рассказ учителя. 3 мин.
- Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь. Сегодня я познакомлю вас с репродукцией Василия Перова “Тройка”.(стр. уч. 189)
В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. Ребята, как вы себе представляете «тройку»? (в коляску или сани запрягали трех лошадей)
Перов назвал свою картину “Тройка”. Только изобразил он на ней особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.
Художник стремился показать именно страдания одних и сытую жизнь и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских.
Сообщения детей ( Теплинская Дарья, Оливенко Анна):
Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома.
Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Неизвестно еще отдохнут ли и отогреются ли эти дети, придя домой. Страшная действительность.
Еще нескоро наступит сытая, хорошая жизнь таких ребятишек. Многие не доживут и до взрослости. Не познают счастья собственной семьи, радость жизни.
Эта картина – крик боли и протеста.
5. Работа с выставкой книг.
Посмотрите, пожалуйста, на выставку книг. Эти произведения расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.
Д. В. Григорович “Гуттаперчевый мальчик”,
В. Короленко “Дети подземелья”,
А.П. Чехов “Ванька”, “Спать хочется”.
Д. Н. Мамин-Сибиряк “Вертел”, “В ученье”, “В глуши”,
В.Г. Короленко “Купленный мальчик”,
Г. Сенкевич “Янко – музыкант”,
Н.А. Некрасов “Плач детей”.
Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, эти произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках.
Сегодня мы знакомимся с рассказом А. Чехова “Ванька”.
Многим этот писатель уже знаком. Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове (Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
«Писать для детей вообще не умею»,- признавался Чехов. Исключение сделал только дважды – рассказы «Белолобый» и «Каштанка» были написаны специально для журнала «Детское чтение».
Но тема детства для него имела немаловажное значение. 24 рассказа о детях, адресованные взрослым, уже при жизни писателя начали входить в круг детского чтения. Часть из них была отобрана автором для сборника «Детвора» и издана.
7. Словарная работа.
- Прежде чем познакомиться с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов, так как оно написано очень давно, поэтому много непонятных слов. Давайте, объясним их значение.
Карточки со словами на каждой парте.
(Учитель читает словарное слово, а дети читают значение данного слова.)
клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом
Просторечные слова.(это слова, выражения не входящие в норму литературной речи).
В рассказе автором использованы просторечные и искажённые слова. Это один из приёмов, который использовал автор для того, чтобы показать обстановку, которая окружает главного героя. Я думаю, вы правильно отнесётесь к этим словам.
Карточки со словами
Волосья – волосы, отчесал – избил, ихнего – их, ребятёнок – ребёнок, ейной – её, чем попадя – чем попало, трескают – едят, нету – нет, али – или, заместо – вместо, пущают – пускают, кажное – каждое, рябцы – рябчики, намедни – недавно, накануне.
Физкультминутка.
Первичное знакомство с произведением.
– Произведение будем слушать в грамзаписи, следите по учебнику.
(Включается грамзапись).Прослушивают 3-4 мин, продолжает учитель, задавая темп, далее сильные ученики.
Обсуждение
-Что особенно взволновало вас, когда слушали это произведение?
- Дойдет ли письмо деду? Почему?
- Почему же Ванька так промахнулся с адресом?
- Отличается ли жизнь Ваньки от жизни Петьки и Варьки?
- В чем была беда таких детей, а их в стране было очень много?
- Случайно ли, что Ванька пишет свое письмо в ночь под Рождество?
- Что больше всего вас взволновало в рассказе?
- Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он забрал бы Ваньку домой? Почему?
Учитель:Рассказ Чехова представляет чередование текста от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица. Авторский взгляд меняется взглядом Ваньки.
Творческое задание.
Подумайте, что может ответить дедушка Ваньке. Напишите небольшое ответное письмо.
- О чем же рассказ “Ванька”?
- Что хотел показать автор?
9. Оценивание детей.
10. Домашнее задание.1 мин.
Стр. 72-77, выразительное чтение письма Ваньки, краткий пересказ рассказа от третьего лица.