2. Сообщение темы и задач урока. Предугадывание вида произведения.
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с произведениями В. А. Сухомлинского. Прочитайте название произведения. Как вы думаете, что мы сегодня будем читать сказку, рассказ или научное произведение? Докажите.
3. Предугадывание текста по названию.
-Судя по названию, без каких слов не может обойтись данный текст?
4. Словарная работа.
-Что такое ветер?
Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Слово ветер используют во многих выражениях, украшающих нашу речь.
Держать нос по ветру – приспосабливаться к разным обстоятельствам.
Ищи ветра в поле – о бесполезных поисках.
На ветер бросать слова – говорить что-нибудь, не беря ответственности за сказанное.
Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке.
5.Предугадывание текста по опорным словам.
А теперь давайте отправимся в гости к бабушке Рассказушке. И вместе с ней предугадаем содержание текста, который будем сегодня читать. Опираясь на слова и словосочетания, составьте текст, помните правила составления: с каждым словом в той же последовательности.
На доске: В тёмном лесу, два ветра, пришла зима, холодный Ветрюга, замерзают, вьюга, ласковый Ветер, солнышко, ручьи, цветы, трава.
- составление рассказов (работа в парах)
-презентация рассказов
6. Работа с нарушенной последовательностью.
Подтвердить наше предугадывание мы сможем в творческой лаборатории писателя.
1.В тёмном лесу, в глубоком овраге спали два ветра.
2.Проснулся… холодный Ветрюга.
3….вот поднялось солнышко выше над землёй.
4.Поплёлся он в тёмный лес, заяц в глубокий овраг.
5.Проснулся ласковый Ветер, вышел из леса.
- Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что это текст? Почему?
Мы начинаем работу над нарушенной последовательностью. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.
-самостоятельная работа-
Проверим наше предугадывание.
-коллективная работа-
Верно ли составлен текст мы поймём, когда его прочитаем.
7. Ассоциативный куст.
когда человек устал, идёт еле-еле.
поплёлся когда болеет, еле ноги переставляет.
в нетрезвом состоянии, ноги «заплетаются».
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Поплёлся – пойти, плетясь, не торопясь или с трудом.
8. Физпауза.
-Ребята, мы устали и пришло время отдохнуть. Закройте глаза и послушайте песню ветра.
-Что вы представляли, слушая её?
III. Усвоение нового материала.
1.Чтение текста.
Ласковый Ветер и холодный Ветрюга.
В тёмном лесу, в глубоком овраге спали два ветра. Ласковый Ветер – парень с синими глазами. А холодный Ветрюга – дед с колючей бородою.
Пришла зима. Солнышко не могло подняться высоко над землёй. Белые снега покрыли поля. Зашумели тревожно верхушки деревьев. Проснулся в глубоком овраге холодный Ветрюга.
Встал, вышел из лесу. Застонала вьюга. Идёт по земле холодный Ветрюга, замерзают речки, гудит вьюга.
Но вот поднялось солнышко выше над землёй. Заболела спина у холодного Ветрюги. Поплёлся он в тёмный лес, залез в глубокий овраг.
Проснулся ласковый Ветер, вышел из лесу. Засмеялось солнышко, потекли ручьи, зацвели цветы, зашумели травы.
-Проверим наше предугадывание. Читаем до остановки и думаем, о чём бы вы хотели спросить своего товарища, прочитав 1 часть.
-Вопросы буквального характера задают дети.
-Как вы думаете, о чём будет говориться во 2 части?
-Сказочником будет мальчик, имя которого начинается на букву……
А мы будем слушать внимательно, если заметим неточности в рассказе, подсказать можно мимикой и жестами.
V. Итог.
-Чему учит данное произведение?
Во многих пословицах говорится о доброте, ласке.
Игра «Собери пословицу».
Доброта и ласка с годами не стареют,
Доброта и ласка от холода согреют.
Если доброта живёт на свете,
Радуются взрослые и дети.
Ласковое слово лучше дубины.
Добрые слова дороже богатства
Ласковое слово человеку что дождь в засуху.
Доброе словечко что жемчуг.
VI. Дом. задание.
Знаменитый русский историк В. О. Ключевский говорил: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
Игра «Добрые волшебники». Все дети – добрые волшебники. Каждый должен подарить людям какой-нибудь добрый подарок. Нарисуйте дома добрые подарки. Вашими рисунками мы оформим стенд «Добрые дары».