Урок чтения и развития речи по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенние воды"
Урок чтения и развития речи по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенние воды"
Урок чтения в 4 классе. Ф.И.Тютчев «Весенние воды».
Воронина Н.Н., учитель начальных классов коррекционной школы
Цели урока:
1. Знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды», усвоение содержания. Обучение анализу стихотворного произведения.
2. Развитие монологической речи, навыка связного пересказа, расширение и активизация словаря, учить воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворений посредством музыки, художественных картин, иллюстраций.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенние воды" »
Урок чтения в 4 классе. Ф.И.Тютчев «Весенние воды».
Воронина Н.Н., учитель начальных классов коррекционной школы
Цели урока:
Знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды», усвоение содержания. Обучение анализу стихотворного произведения.
Развитие монологической речи, навыка связного пересказа, расширение и активизация словаря, учить воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворений посредством музыки, художественных картин, иллюстраций.
Воспитание любви к родной природе, русской поэзии, эстетических чувств.
Оформление.
Выставка книг по теме “Весна идет!”.
Портрет Ф. И.Тютчева..
Запись шума ручья, капели, фрагмент записи «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукция картины И. Левитана.
Ход урока
1. Оргмомент
1)Игра «Фото-глаз»
Чтение слов:
ГРАЧ. РУЧЕЙ. МОРОЗ. ВЕСНА.
- прочитайте слова (1 ученик вслух)
-Запомните их ( 3-5сек.)
-Назовите 1 слово, последнее, сколько всего слов?
-Было ли среди этих слов слово «зима»?
- Какое слово лишнее?
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1)«Точки в щёчки», «Побелка потолка», «Цоканье».
2)Звуковая разминка д-т, г-к (медленно, чётко проговаривая; немного быстрее и быстро, хором и по одному)
3)Чтение чистоговорок:
Да-да-да - у меня вода.
Ды-ды-ды- на снегу следы.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
(Чтение учителем, хором, по одному)
4) -прочитайте стихотворение с разной интонацией.
Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать,
Света побольше на землю послать
-прочитайте стихотворение выразительно
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Прочитайте стихотворения русских поэтов о весне, которые вы подобрали к сегодняшнему уроку.
Выразительное чтение стихотворений учащимися
Весна
Аполлон Майков
Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок...
Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином.
Песенка весенних минут
Владимир Берестов
Что ни сутки, По минутке День длинней, Короче ночь.
Потихоньку, Полегоньку, Прогоняем зиму Прочь.
Уходи, Зима седая!
Аполлон Майков
Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чириканья, и пенья!.. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!.. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!
Алексей Плещеев
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой...
Снег теперь уже не тот...
Самуил Маршак
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, На озёрах треснул лёд, Будто раскололи.
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, Зачирикал воробей Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки.
Разбегайтеся, ручьи! Растекайтесь, лужи! Вылезайте, муравьи, После зимней стужи!
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник.
Бумажный ледокол
П. Синявский.
Толстяки-снеговики
Похудели от тоски.
Тают Прямо на глазах,
Причитают: - Ох! Ах!
И до слез печалятся,
Что зима кончается.
А весна уже не ждет,
А мальчишки строят флот, -
На бумажном ледоколе
Зайчик солнечный плывет!
А. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик чистый расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет…
В. Берестов
Песенка весенних минут
Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку, Полегоньку
Прогоняем зиму Прочь!
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
3.Физминутка для глаз
Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно, (посмотреть вправо-влево) Ах, как солнце высоко . ( посмотрите вверх) Мы глаза сейчас закроем, ( закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо) Вправо-влево повернём, А потом скатимся вниз, ( Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись ( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)
4. Вводная беседа о весенних приметах .
_1)
- Что вам запомнилось из стихотворений? Какие изменения происходят весной в природе?
-Мы узнали о том, что с приходом весны тает снег, снеговики.
-Всё больше светит солнце, дни становятся теплее.
-А какие весенние приметы вы можете ещё назвать?
-На реках начинается ледоход.
-Птицы возвращаются из тёплых стран, проснулись медведи, цветут подснежники.
Тают сосульки.
-Да, ребята, вы правильно ответили. Многие изменения мы видим за окном.
- Как вы думаете, почему мы вспомнили весенние приметы?
- Мы начнём читать произведения из раздела « Весна идёт!»
-Долгие годы народ наблюдает за природой, замечает приметы, которые отражаются в пословицах.
Если вы вспомните порядок следования весенних месяцев, то сможете прочитать пословицу
2) РАБОТА над пословицей.
апрель – с травой, а май- с цветами, март- с водой, .
-Март- с водой, апрель – с травой, а май- с цветами,
Ещё раз прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
5. Прослушивание записи
-Закройте глаза, постарайтесь представить то, что вы услышите.
- Как мы узнаем о приходе весны из стихотворения?( тающий снег, бегущие ручьи, журчание ручьёв.)
4)Беседа по тексту.
– Почему поэт назвал берег сонным?( Потому что он только готовится к пробуждению от зимней спячки)
– Прочитайте, о чем гласят (говорят) весенние ручьи? – Как они сами себя называют? – Кому поют славу весенние воды? – Как вы понимаете выражение:
“И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней?”
– Какое чувство вызывает чтение этих строк? Почему? (Радостное. БодроеУходятхолода, морозы, скаждымднёмстановитсятеплей. Оживаетприродаивсёживое)
-Какую картину рисует Ф. Тютчев в этом стихотворении?
3)-Вот так изобразил раннюю весну русский художник.
И. Левитан «Март»
-Знакома вам эта картина?
- Какие цвета преобладают?
10. Физминутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложим назад.
11. Работа над выразительным чтением
Выделяйте голосом нужные слова, которые будем читать с большей силой
Весна идёт!
- Прочитайте спокойно, как будто спрашиваете, радостно.
Логические ударения в тексте.
12. Описание весны
Вы уже много узнали о весне, прослушали музыкальное произведение, познакомились со стихотворением, а что вы можете сами рассказать об этом времени года. Какие «весенние» слова вы знаете?
Опорные слова на доске: сосульки, ручьи, ледоход, подснежники, скворечник.
Посмотрите на иллюстрации, они помогут вам описать весенние изменения в природе.
Весной всё больше пригревает солнышко. Тает снег . Весело бегут ручьи. На реках начался ледоход. Прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы. Появляются первые цветы- подснежники.. Природа пробуждается после зимнего сна.
12. Чтение народных примет.
Работа с книгой, стр. 197.
Март с водой, апрель с травой.
Когда цветёт черёмуха - всегда становится холоднее.
Если закат чист – дождя не будет.
- Какая из примет вам запомнилась?
13.Подведение итогов
-С каким стихотворением ознакомились ?
- Кто написал его?
– Какие звуки весны вы сегодня услышали? – Шум ручьев, капели, пение птиц. -Какие краски у весны?
-Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Почему?
Март с водой, апрель с травой.
Когда цветёт черёмуха - всегда становится холоднее.
Если закат чист – дождя не будет.
- Какая из примет вам запомнилась?
13. Домашнее задание
Выучить стихотворение, нарисовать к нему рисунок .