Гриднева Н.Н.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах.
- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит
-способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,
-создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- способствовать формированию коммуникативных умений.
-Раздаточный материал: модель экрана телефона, задания с картинками.
-Карточки для работы в группах.
-Проектор, компьютер.
-Презентация Microsoft Power Point.
Этапы урока | форма организации урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Орг. момент | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы | - Я приветствую вас на уроке русского языка. Пусть у вас будет хорошее настроение и интересная работа. Желаю вам совершить полезное открытие. Повернитесь лицом друг к другу и пожелайте хорошей работы. Я хочу начать урок со слов Ж.Ж.Руссо, «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению.» | | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока -
| | - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы. Я желаю всем классного урока. А что это значит вы сейчас сами поймете, если подберете к слову «классный» синонимы. -Какие слова называются синонимами? (Синонимы – это слова близкие по смыслу) -Так какие же синонимы вы придумали к слову «классный»? А для этого мы продолжим путешествие по стране Русского языка и познакомимся с новыми морфемами, их ролью в нашей речи. Но чтобы путешествовать, надо знать правила путешественников. | Шестнадцатое февраля. Классная работа. (Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, удивительный). Всегда быть вместе, помогать друг другу. Соблюдать правила безопасности. Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нем своим друзьям. | Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
Чистописание -
| Игра «Кукушка» | «Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость. Внимательно посмотрите на данную запись: большой - маленький сухой - ? (мокрый) твердый - ? (мягкий) глубокий - ? (мелкий) война - ? (мир) – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву? К этой букве минутку чистописания мы пригласим буквы л,о(показать на ленте букв) Определите порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом……. Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Букву м мы повторим при написании следующих слов. Марк Мария Мирон Матвеев Майя Найти слово, которое подбросила кукушка. Почему? Как назвать ряд этих существительных? На полях оцените свою работу по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно» | Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Значит, мы будем писать букву м. Последняя буква в каждой ячейке ставится первой) Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между словами.
Имена собственные. | Регулятивные: - формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма |
Словарь | Игры «Угадай слово». | Условия: один ученик становится лицом к классу, другой записывает на доске словарное слово. (Класс видит записанное слово, называет как можно больше подсказок, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое слово записано у него за спиной). | | Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации;развитие умения активно использовать памятки и словари. |
Мозговой штурм | | Проведем разминку для ума. Зачем? Можно ли подлежащее и сказуемое назвать словосочетанием?(нет.) Когда много людей – это «группа», много воинов «отряд», а много лошадей-(табун) Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание) Что мы называем грамматической основой предложения? (подлежащее и сказуемое) Назовите букву между Е и Ж В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота) Оцените себя и подведите результат. | Повторить ранее изученное и подготовиться к новой теме. | Познавательные: умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Физ-минутка | | Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать, а потом они в тетради Будут все писать. | | |
Актуализация знаний. Целеполагание. | | Ребята, мы продолжаем путешествие по острову «Морфемика». Давайте вспомним где мы с вами побывали? Посмотрим на карту, заглянем в «маршрутный лист» и подумаем, куда отправимся сегодня. (В поселок суффиксов). Почему именно в поселок? (Жителей там гораздо меньше). Определите тему урока, ответьте на вопросы «Технологической карты» знакомые вам, и наметьте цели урока. Нова ли для вас тема суффиксы? По кластеру вспомнить все о суффиксе. Над какой темой урока мы будем работать? Какие поставите цели для себя? | Над темой: «Словообразование» Словообразование – это раздел науки, изучающий состав слова Мы узнали. Работа по кластеру. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме; |
Решение учебной задачи. | | Давайте понаблюдаем, какие оттенки вносят суффиксы в слово. Проведем наблюдение над словами: Дом-домик, кот-котик, машина - машинка Как можно назвать эти пары слов? Это однокоренные слова с общим корнем Выделим в них окончания и основу. Из чего состоит основа первого слова? (только из корня) А в остальных словах входят разные суффиксы. Какие оттенки значения придали суффиксы этим словам? Напрашивается вывод….. | | Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы. |
Закрепление знаний и способов действий по теме: употребление суффиксов |
| У Суффикса есть «волшебная палочка». Представьте, что Суффикс отдает вам свою палочку, вы становитесь волшебниками. В упражнении №78 понаблюдайте, какие оттенки значения придают словам суффиксы. Образуйте имена существительные с данными в упражнении суффиксами и запишите по два слова из каждого ряда. Как пишется буквосочетание чк? Проверка: Зачитайте получившиеся слова. Проанализируйте весь список слов и сделайте вывод. | Уменьшительно ласкательный | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
Работа с технологической картой | | Заполните технологическую карту суффиксов и их значений. Внимание: заполняем левую колонку, указывая суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. | | Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы. |
Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) | | Послушайте сказку. Жили в небольшой деревеньке за корнем суффиксы Ок, Ек, Ик, Очк, Еньк, Ушк, Юшк, Ышк. Были они такие же работящие, как и все другие суффиксы страны русского языка. Но эти суффиксы были очень добрыми и тепло отзывались обо всём, что их окружало. Как к маленьким, относились они к окружающим их предметам. «Ах, какой колосок!» - восторгался Ок. «Смотрите, снежок выпал!» - говорит Ок зимой. «Мне нужны ключик, гвоздик, кирпичик!» - требует Ик. Веточка сломалась». «Листочки желтеют», - сообщает друзьям Очк. «Ноченька ушла, зоренька появилась», - радуется Еньк. «Полюшко, моё полюшко», - напевает Юшк. «Хлебушка хочу!» - заявляет Ушк. «Солнышко на небе! Ура! Перышко летит! Зёрнышко нашёл!» - смеётся Ышк. Эти суффиксы особенные. Имеют уменьшительно-ласкательное значение. | | Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, умение корректировать выполнение задания. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга. |
Применение знания Открытие новых знаний. | | Найдите упражнение №79 . Посмотрите на слайд. Образуйте новые слова с помощью суффиксов –оньк,-еньк. К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным) задание: выберите 2 пары слов и запишите в тетрадь. Эти слова есть в упражнении №79. | | Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах). |
Физ-минутка | | Я называю слова если вы слышите слова с уменьшительно-ласкательным значением - хлопаете в ладоши над головой, если с другим суффиксом топаете ногой, если у слова суффикса нет, стоите ровно- не двигаетесь. Лист, листочек, листик. Зонтик, хорошенький, бант. Маленький, бочок, дождь, дождик, Машенька. | | |
| | Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в фольклоре. Они придают речи русский колорит, напевность, выражают отношение автора к изображаемому. Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут. Например, А.С. Пушкин писал: В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла. Потихоньку прикусила И кусочек проглотила. Готовясь к уроку, я провела небольшое исследование и узнала, что в сказке Маша и медведь» 55 разных суффиксов. Внимание: задание юным исследователям найти и выделить слова с суффиксами в сказке «Курочка Ряба». А еще я узнала у преподавателей английского языка, что в английском языке очень мало слов с уменьшительно-ласкательным значением. В общении со своими близкими мы тоже употребляем ласковые слова. Например, маму мы можем назвать разными словами. Подскажите как? Благодаря чему? А она вас как может назвать? Передача доброты, красоты и ласки в речи также необходимы как и хорошие добрые поступки осуществляемые в жизни. | | |
Закрепление Создание условий: - для развития умения делать выводы;. -для актуализации полученных знаний. | Творческая работа. | Давайте применим полученные знания на практике. Предлагаю выполнить творческие задания по выбору. Вы знаете, что реклама двигатель прогресса. И благодаря ей можно предложить разные вещи. Предлагаю вам прорекламировать интерьер детской комнаты, используя предложения. Или разрекламировать новую игрушку в магазине, используя слова. Или приобрести котенка. Главное условие: 5-6 предложений и использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По моей команде каждая группа собирается около стола заседаний. Обратите внимание – на доске правила работы в группе. Полминуты на выбор задания. Капитан команды забирает задания. Время ограничено. Не более 5 минут. Защита задания. | | Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
| | Я считаю нашу работу сегодня актуальной, так как в жизни, сталкиваясь с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие люди даже не замечают этого. Они все реже и реже используют их в речи, потому что не знают их значений или просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу. Давайте будем больше использовать уменьшительно-ласкательных слов в своей речи и показывать любовное, уважительное, внимательное отношение друг к другу. | | |
Итог урока Рефлексия Создание условий : -для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | | - Какую цель ставили перед собой? - Как вы думаете, нам удалось достичь её? - Где можно применить новые знания? -С какими новыми суффиксами познакомились? -Какие смысловые оттенки они вносят? -Кто остался доволен своей работой? -Напишите мне смс, а я прочитаю и приму к сведению. | | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; Личностные: - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Резерв | | А теперь предлагаю вспомнить одну известную вам басню Крылова, о хитрой Лисице и наивной Вороне, именно те строки, где Лисица хвалит Ворону, чтобы выманить сыр - - Проведем эксперимент: уберем все суффиксы в словах Лисицы. Что получится? - Зачем Лисе понадобились слова с добрыми суффиксами? Урок подходит к завершению. В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его польза. Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? | | |