Просмотр содержимого документа
«Умножение и деление многозначных чисел. Путешествие по планетам Солнечной системы.»
ТЕМА: « Умножение и деление многозначных чисел. Путешествие по
планетам Солнечной системы».
Цель: Закрепление умений и навыков приёмов умножения и деления многозначных чисел на многозначные, развитие общеинтеллектуальных знаний, воспитание познавательного интереса к предмету.
Оборудование: Картина планет Солнечной системы,
Ракета,
Портрет Ю. Гагарина,
Карточки в виде звёзд
Фонограмма песни В.Цоя « Звезда по имени Солнце.»
Ход урока
1.Орг.момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать
Надо многое знать, надо много уметь.
И решать, и считать, и умножать,
Ну, а в этом нам поможет наука – математика.
- Совсем недавно у нас в стране отмечалось одно важное событие. Кто
помнит какое?
- 12 апреля День космонавтики. В 1961 году Ю. Гагарин облетел Землю.
- За какое время?
- 108 минут.
- Мы сегодня будем путешествовать по Солнечной системе. А что это
такое?
- 9 планет.
- Правильно, а теперь в путь. Первое космическое задание «Звёздный счёт»
1) 630:9
2) Увеличь 360 в 100 раз
3) Найти сумму чисел 7699 и 5000
4) Сколько цифр в записи числа 553 355
5) Первый множитель 140, второй 3. Найти произведение.
6) На сколько 90 меньше 280?
7) Сколько минут в 1/5 часа
8) S прямоугольника 42 кв. см. Его длина 7 см. Найти ширину
9) Сколько кг. в 6 центнерах? 2 тоннах
10) В булочной до обеда продали 220 батонов, а после обеда 360 батонов. Сколько всего батонов продали?
11) В математической олимпиаде участвовало 120 человек. Они сидели поровну в 6 комнатах. Сколько школьников было в одной комнате?
-Меркурий-самая близкая к Солнцу планета. Она вращается вокруг Солнца очень быстро. Потому что расстояние от Солнца до Меркурия гораздо меньше, чем у других планет. Давайте посчитаем, сколько земных суток длится год на Меркурии.
729: 9= 88 земных суток длится год на этой планете. (Один записывает пример у доски, остальные в тетради.)
- Давайте посчитаем, во сколько раз размер Меркурия меньше Земли
840:42= 20
-Значит, из земного шара можно сделать 20 планет Меркурий.
- Что же, дружок, в жизни много дорог,
Летим на Венеру, хоть путь наш далёк.
Ученик:
Ни одна звезда, ни одна планета, не может сравниться по силе блеска с Венерой. Размер Венеры равен размерам нашей планеты. Дневная температура + 100, а ночная – 23 градуса.
-А сейчас мы узнаем сколько длится год на Венере.
1350:6= 225 земных суток.
- Сравним: Если на Земле год длится 365 суток. На сколько больше длится год на Земле? ( Устно, на 140 дней)
Путешествуем дальше.
Ученик:
Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живём,
И, как видно, не зря.
Планета Земля- родимый наш дом!
Но много ли мы знаем о нём?
Загадки её постоянно решаем,
Но всё до конца так и не знаем.
Задачу у доски решает один ученик.
-Площадь нашей страны составляет 22 400 000 кв. м. Водой покрыто 3/4 поверхности. А воды пригодной для питья 1/50 часть от всей воды. Чему равна площадь пригодной для питья воды в нашей стране?
Площадь страны- 22 400 000 кв. м.
Вода- ¾ поверхности
Чистая вода- 1/50 от всей воды, ?
22 400 000: 4 3= 16 800 000( кв. м.)- воды всего
16 800 000: 50= 336 000(кв.м.)- чистой воды
-Сравните, ребята, как мало питьевой воды в сравнении с обычной!!! Конечно, её нужно беречь и охранять!
4. Физминутка
Видишь бабочка летает,
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ох, считать, не сосчитать.
За день, за два и за месяц,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Даже мудрая пчела,
Сосчитать бы не смогла !
5. Закрепление изученного материала.
-Чтобы жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться на ней не сорить,
А сколько лет говорят год от года,
Не надо сорить, берегите природу!
Ученик:
Следующая из планет похожа на красный могучий глаз- это Марс (названа в честь бога войны). Марс меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть: зима, весна, лето, осень; вода, кислород, происходит смена дня и ночи. Такие же условия, при которых развивалась жизнь на Земле. А сколько длится год на Марсе?
2061:3=687(суток)
Ученик:
Всё дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер-царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит-
Уж нрав его таков!
-Давайте узнаем во сколько раз Юпитер больше Земли?
960:8= 120 раз
- А чему равен год на этой планете?
144:12=12(земных лет)
- Зато сутки короткие: Наши сутки сколько длятся? А на Юпитере-10 часов, 5часов-день; 5 часов-ночь.
-Представьте, если бы у нас были такие короткие сутки? Встанешь, поешь, придёшь в школу и уже спать. Но так как жизнь на Юпитере отсутствует, то величина суток не имеет значения.
-Летим дальше. Единственная из планет, украшенная кольцами- это Сатурн.
На доске запись 1966, 1981, 1996, 2011,…
-Посмотрите на эту запись, найдите в ней закономерность и узнаем о кольцах Сатурна интересный факт. ( Каждое из чисел на 15 больше.)
Ученик:
Через каждые 15 лет кольцо у Сатурна исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом оно появляется в виде тоненькой ниточки и через 7-8 лет стаёт снова большим.
- В каком году кольцо исчезнет в следующий раз?
В 2026 году.
- И самые далёкие планеты: Уран, Нептун, Плутон.
Ученик:
Здесь холодные миры
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь,
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне - колотун.
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!
- А теперь проведём межпланетную работу, если мы выполним её правильно и расположим ответы в порядке возрастания, получим название звезды. На доске записаны примеры.
528 *330= 174 240 Е
763 *24= 18 312 Ц
8 820:28= 315 Л
11 475:27= 425 Н
1254:38= 33 С
4608:18= 256 О
-Какое слово получилось? ( Солнце). Звучит фонограмма песни В. Цоя « Звезда по имени Солнце»
-Почему мы взяли это слово? (Все планеты вращаются вокруг Солнца)
6. Итог урока. Оценки.
-Что повторяли мы сегодня на уроке? (Деление и умножение многозначных чисел на многозначные.) Что узнали нового? Разнообразный материал о планетах Солнечной системы.)
7. Домашнее задание.
- Сейчас каждый получит по звезде. На каждой звезде написано домашнее задание.