Просмотр содержимого документа
«Учусь быть самостоятельным»
Тема «Учусь быть самостоятельным».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием самостоятельность; узнать как можно развивать самостоятельность.
Планируемые результаты:
-личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-предметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим вашу готовность к занятию. Присаживайтесь!
- Хотелось, чтобы вы сами догадались, о чём мы будем с вами говорить сегодня на занятии, а тему мы определим после прослушивания сказки.
Приветствовать учителя.
Положительно эмоционально настроиться на работу.
Самоопределить к учебной деятельности
Самоорганизовать себя
Мотивационный
словесный: слово учителя
наглядный: учебная презентация
10 мин.
Сказка называется «Белочка - Припевочка». См. приложении 1
Работа над содержанием сказки.
-Почему белочку называют «Припевочкой»? (Жила беззаботно, припеваючи, прыгала, скакала, ничем себя не утруждала.)
-А жить беззаботно это хорошо? (До определённой поры. Но наступает в жизни такое время, когда человек должен надеяться только на самого себя.)
А что же случилось с нашей белочкой? (Она осталась одна, без еды и оказалась беспомощной)
-Вот и наступило для нашей белочки как раз такое время, когда никого нет рядом и надеяться не на кого. Нужно задуматься, правильно ли ты живешь?
Ребята, вы уже знаете, что любая сказка нас воспитывает и чему-нибудь учит.
Ну, кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня?
Слушать сказку, отвечать на вопросы после сказки.
Установить связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков
Постановка темы и учебной задачи
словесный: слово учителя
наглядный: учебная презентация
10 мин.
Итак, тема нашего занятия: «Учусь быть самостоятельным». Что значит быть самостоятельным?
Постановка цели:
1.Что такое самостоятельность
2. Как можно развивать самостоятельность.
Порассуждаем.
Чтобы раскрыть понятие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, давайте порассуждаем.
Я предлагаю вам главные качества самостоятельного человека: ответственность, взрослость и свобода
Задание:
Раскрыть содержание понятий, отвечая на вопросы.
Ответственность за что? (за результат)
Взрослость в чем? (в выполнении действий без подсказок)
Свобода в чем? (в выборе решения)
Ребята, а вы сможете сформулировать определение понятия «самостоятельность»?
Словарная работа
Самостоятельность-это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы и нести ответственность за это действие.
Сейчас поиграем в игру, которая называется «свободный микрофон» Я беру у вас интервью.
Приходилось ли вам проявлять самостоятельность по дороге в школу; на контрольной работе; когда оставались одни дома; приготовлении еды; выбор одежды? В чем проявляется самостоятельность?
Много ситуаций когда вы должны проявить самостоятельность. А что это значит?
Формулировать тему и цель урока.
Работать со словом.
Вести диалог.
Слушать и запоминать новые понятия.
Отвечать на вопросы.
Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Динамическая пауза
1 мин.
-Ребята, вы не устали? Давайте немного отдохнем.
Выполнять физминутку. Повторять движения вместе с учителем.
Преодолеть импульсивность, непроизвольность
Актуализация опорных знаний
словесный: слово учителя
наглядный учебная презентация
Первичное закрепление материала
18 мин.
Групповая работа
«Кто больше?»
Сейчас мы проведем групповую работу. Мы разделим вас по рядам, на 3 команды. Сейчас вам нужно выбрать одного представителя от команды, который будет защищать команду.
Мы раздадим вам карточки с составляющими самостоятельности.
Итак, сначала вы совещаетесь в парах.
1 подгруппа - Какие решения вы можете принимать самостоятельно в школе?
2 подгруппа - Какие решения вы можете принимать самостоятельно дома?
3 подгруппа - Какие решения вы можете принимать самостоятельно на улице?
4 подгруппа – Какие решения вы можете принимать самостоятельно в игре?
Картинки на слайде.
Вы работали в группах, это и есть самостоятельность, вы сами без подсказок справились с заданием.
Сейчас давайте определим степень самостоятельности каждого из вас. Для этого заполним анкету. Мы вам раздадим листочки, а вы будете писать на них свой вариант ответа. Позже мы проверим, что у вас получилось.
Анкета
1. Я самостоятельно хожу в магазин за продуктами?
А) да;
Б) нет.
2. Я самостоятельно хожу на кружки?
А) да;
Б) нет.
3. Я самостоятельно делаю уборку в своей комнате?
А) да;
Б) нет.
4. Я самостоятельно делаю домашнее задание?
А) да;
Б) нет.
5. Я самостоятельно помогаю взрослым?
А) да;
Б) нет.
Анализ результатов:
Посчитайте одинаковое количество букв.
Если у вас преобладает количество букв «А»- то вы очень самостоятельный, а если букв «Б» - то еще не совсем самостоятельный, вам нужно работать над своей самостоятельностью.
Работать в группах.
Пройти анкетирование.
Проанализировать свои ответы.
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Определять наиболее эффективные способы достижения результата
Итог урока. Рефлексия.
словесный: слово учителя
наглядный: учебная презентация
5 мин.
Итог занятия:
- Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?
- Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?
Вывод: Само-стоять, это не быть в доме просто жильцом, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком.
Рефлексия: Карточки трех цветов
Помогает ли тебе самостоятельность быть успешным: если да – поднимите зеленую карточку, если нет – красную.
В учебе, в дружбе с одноклассниками, в отношениях с родителями.
Подводить итог урока.
Формулировать вывод.
Поднимать карточки.
Действовать с учётом выделенных учителем ориентиров
Осознанно построить речевые высказывания
Приложение 1
В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка - Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
Мама и папа учили Белочку - Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки. Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет.
У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. А Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама», — грустила она.
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка - Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась. Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные, и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».
На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку - Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.