Просмотр содержимого документа
«Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок»
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 2
Предмет: русский язык
Используемое оборудование: учебник «Русский язык» для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь № 1 «Пишем грамотно», таблица-опора «Алгоритм определения правописания суффиксов – -ЁНОК-, -ОНОК», карточка «Лист самооценки».
Тема урока: «Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-.
Задачи урока:
предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Ход урока.
Название этапа
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.
Минутка чистописания.
Орфографическая разминка
Повторение пройденного
Игра с суффиксами «Больше- меньше»
Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока
Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
Задание:
прописать заглавную и прописную букву о О и соединения Ор Ос ор ос (демонстрация на доске)
словарная работа
Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц) Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. (Ворона)
Словарь: заяц, ворона – Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы. – Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое) Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)
Какие части слова знаем?
Для чего служит суффикс?
Каким способом образованы новые слова?
Какие суффикс помог образовать новые слова?
На что он указывает?
Как вы думаете, правильно ли мы записали суффиксы в данных словах?Какая проблема встала перед нами?
Определите тему нашего урока.
Чем же мы будем заниматься?
Какова цель урока?
Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
Каким путем мы пойдем и почему?
Итак, мы сами изобретаем правило.
Записывают число, классная работа
Прописывают
Составляют, выбирают лучшее предложение, пишут под диктовку
Слово состоит из корня, окончания, приставки и суффикса. Корнем называется общая часть родственных слов. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Суффиксом называется часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.
Читают хором записанные слова
Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
Суффиксы –онок-, ёнок-
На названия детенышей.
Не знаем.
Как правильно записать эти суффиксы.
Мы знакомимся с новыми суффиксами –онок-, ёнок-
Должны научиться писать суффиксы –онок-, ёнок-
Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного,осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить
Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Физ. минутка.
Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо!
И еще через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть,
Потянуться,отдохнуть.
Продолжение работы по теме урока.
Цель: знакомство с алгоритмом написания суффиксов
Работа по учебнику с. 120
Давайте определим, когда пишется суффикс –онок-, а когда - - ёнок-.
Обратите внимание на звуки перед суффисами.
Какой вывод можно сделать?
На с. 120 учебника работают с каждым словом (лосенок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный сэ и т. д)
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок-, ёнок- нужно действовать так:
Определяю суффикс
-онок- или -ёнок-
Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед
Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-
(тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-
(волчонок).
Регулятивные:
постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы
Познавательные:
составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: самостоятельно выполнить задание, провести взаимопроверку, корректировка возможных ошибок.