1.Организационный | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, читать! - Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны. | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Подготовка к восприятию нового материала. | Личностные : самоопределение. Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные : поиск и выделение информации. |
2.Подготовка к работе на основном этапе | – Сегодня у нас урок литературного чтения. Что даёт этот урок? (Знакомство с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями.) – Для чего необходимо изучать литературные произведения? Может человек и без них мог бы прожить? (При изучении литературы у человека формируется интеллект, повышается культура общения между людьми, развивается речь). – Какие же цели вы ставите перед собой на уроке литературного чтения? (Познакомиться с литературными произведениями, с творчеством писателя) Повторение. - Ребята, вот вам задание. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, из каких они произведений? (слайд) -Ребята, а почему вы не смогли узнать, из какого произведения последний рисунок? -А хотели бы вы познакомиться с этим произведением? -А сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд) Д | Б | Р | А | В | Г | Е | У | Н | С | К | Ж | Е | И | В | Й | Ж | З | Б | З | -Какая фамилия у вас получилась? - Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя? - Скажите, что пишет Виктор Драгунский: стихи, сказки или рассказы? - Верно рассказы. - А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные? - Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе) - Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали? - Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу Виктора Драгунского и определим из какого произведения эта иллюстрация.(слайд) | Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Подведение к озвучиванию темы урока. | Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений. | Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить. |
3.Этап усвоения новых знаний и способов действий. | - Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся. -Составьте пословицу из слов.(слайд) -Правильно, рассказ, с которым мы будем знакомиться, называется «Тайное становиться явным». - О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию? (ответы детей) Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать рассказ, научиться анализировать поступки героев, прогнозировать текст, больше узнать о В.Драгунском). - Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском? Рассказ ученика об авторе. - Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним. -Итак, скажите, каким был человеком Виктор Драгунский? (Он был весёлым человеком и очень любил детей). Словарная работа. Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе. Прочитайте первое выражение «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата? Найти в словаре. Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола. -Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Следующее слово клевета – что оно обозначает? Посмотрим значение этого слова из толкового словаря. Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. -Подберите синонимы к этому слову. -Какие слова мы называем синонимами? (ложь, враньё, выдумка, наговор) -И последнее слово язвительный – что это значит? (злобно-насмешливый, стремящийся досадить) Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, резкий, колкий. Первичное восприятие текста. Самостоятельное чтение. Работа по учебнику. - Прочитайте начало рассказа (до последнего абзаца) и ответьте на вопрос: - Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? (слайд) Чтение в парах с заданием. - Дочитайте часть до конца в парах. - Сначала читает один, потом другой, по 1 предложению. - После окончания чтения ответьте на вопрос: - Как мама уговаривала Дениску есть кашу? - Что она ему предложила? - Почему Дениска не хотел есть кашу? - Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы? - Подумайте, что может произойти дальше? Чтение – разведка. - А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. - Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. - Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. - Кто первым возвращается из разведки, молча встает. - Что Дениска сделал с кашей? - Чем, по-вашему, закончится рассказ? | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. Создание проблемной ситуации. | Самостоятельная работа Самооценка Рассказ о творчестве автора Работа с толковым словарем Самостоятельное чтение Чтение в парах Взаимооценка Чтение-разведка Самооценка | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | Работа с текстом рассказа. «Читай, как я». - Начинаем читать вместе со мной вслух. Когда я остановлюсь, вы продолжите чтение. - По окончании чтения вы должны будете ответить на вопрос: - Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет? Выборочное чтение. - Прочитайте, как выглядел дяденька. - Найдите отрывки в этой части, которые мог бы прочитать вот этот человечек? - Найдите отрывок, который нужно прочитать строго. - По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась? (глаза стали зеленые, как крыжовник) Чтение по ролям. - Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис, автор). - Почему мама так долго смотрела на Дениса? (хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок) - Понял ли он мамины слова? - Почему вы так считаете? | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. | Чтение за диктором Выборочное чтение Чтение по ролям | Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7.Этап обобщения и систематизации знаний. | -Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом. Работа в группах. Составить вопросы к тексту. Проверка работы в группах. - Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей пропитано произведение? - С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так необходимо в жизни). - Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Как хочется, чтобы дети понимали взрослых, а взрослые хоть иногда смотрели на мир глазами ребят. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками. | Организация деятельности по применению знаний. Обобщение. | Работа в группах. Осуществление проверки. Дети задают вопросы. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |