Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в древности говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались. В XIV-XV веках вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода.
Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и среди монахинь.
Постепенно искусство вышивания стало одним из основных занятий девушек простого сословия.
Вышивкой украшали предметы быта: полотенца, скатерти, фартуки, головные уборы. Изделия, как правило, выполнялись из простых недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
2 ученик приготовил сообщение об искусстве Изонить
«Нитяная графика» или изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.
Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста.
Определение темы урока.
Учитель: - На прошлом уроке мы уже познакомились с техникой «изонить» по заполнению уголка. На просмотренных слайдах мы видим технику «изонить» по окружности и овалу.
III. Постановка темы урока.
-Чем же мы будем заниматься на уроке? (Вышивать)
-Какой новый прием техники «изонить» мы будем осваивать? (Вышивка по окружности)
(На доске прикреплены полотенце, фартук, юбка из ватмана)
Учитель: - Мы видим на доске модели полотенца, фартука, юбки. Красивы ли эти вещи?
Дети: - Нет, они все белого цвета без рисунка, без украшений.
Учитель: - Наша задача состоит в том, что мы должны украсить эти вещи вышивкой в технике «изонить».
IV. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП.
Учитель: - Я предлагаю создать три творческие группы. Каждая группа будет украшать свою вещь. Назовем наши группы так «Умелые ручки», «Разноцветные ниточки», «Быстрые иголочки».
(На стол каждой группы ставится отличительная таблица с эмблемой и названием команды).
Учитель: - Каждая творческая группа может выбрать бригадира.
(Дети выбирают бригадира).
Учитель: - Обсудите в группах, какую вещь вы будете украшать.
(Дети выбирают вещь и с доски переносят ее на свой стол).
V.ЗНАКОМСТВО С ТЕХНИКОЙ «ИЗОНИТЬ».
Учитель: - Сегодня я познакомлю вас с одним из интересных видов творчества. Он носит название «изонить». Это слово можно объяснить как « рисование нитью».
Для выполнения нам понадобится очень немногое: небольшой кусок белого картона, вязальные нитки – маленькие клубочки-остатки, циркуль, штопальная игла. Проверьте, есть ли все необходимое для урока?
(Дети просматривают на своем столе все необходимое для урока).
Учитель: - Сделанная вашими руками вещь подарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям радость от подарка, а вам – удовлетворение от хорошо выполненной работы. Цена такой поделки – ваше умение и терпение, желание и фантазия, творчество.
VI. ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУКЦИОННОЙ КАРТОЙ ВЫШИВКИ В ТЕХНИКЕ «ИЗОНИТЬ» ПО ОКРУЖНОСТИ.
Учитель: - Рассмотрите инструкционную карту на ваших столах. С чего необходимо начать?
Дети: - С вычерчивания окружности и деления ее сначала 6 равных частей, а затем на 12 частей.
Учитель: - Есть ли данные о размерах окружности, ее радиусе, диаметре?
Дети: - Нет, числовые данные отсутствуют.
Учитель: - Это значит, каждая группа самостоятельно определит, с каким радиусом будут начерчены окружности, по которым вы будете вышивать. Определите и выберете свою последовательность заполнения окружности: через 1, 2, 3 или 4 точки.
Заполнение уголка
Заполнение окружности
Учитель: - Сравните заполнение уголка и окружности. (В уголке точки пронумерованы, а в окружности нет). Вы можете сами выбрать через сколько точек будете шагать. Но с обратной стороны как в уголке, так и в окружности делается только один шаг.
(Дети рассматривают свои модели и обдумывают размеры окружности, последовательность натяжение нитей, виды нити, цветовую гамму).
VII.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ.
Учитель: - Какие опасные инструменты нам будут помогать в работе?
Дети: - Циркуль, игла, ножницы.
Учитель: - Давайте вспомним правила работы с ножницами, иглой, циркулем.
РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.
Учитель: Итак, мы приступаем. Каждая группа должна разработать свой проект. А поможет нам таблица «Звездочка обдумывания».
(Таблица висит на доске).
(С таблицей «Звездочка обдумывания» дети уже знакомы по предыдущим урокам).
Учитель:- Выполнить наше задание нам поможет алгоритм проектной деятельности.
(По ходу урока учитель составляет и вывешивает на доске таблички, показывающие последовательность действий.)
Учитель:- Мы выявили проблему. В чем она?
Выявление проблемы
↓
Поиск решения проблемы
↓ ↓ ↓
1 2 3
↓ ↓ ↓
Разработка дизайн-предложения
- Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, что можно сделать,и придите к одному решению.
(Предложения детей в группах обсуждаются).
- Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашей поделки.
(Дети в каждой группе обсуждают свои предложения и рисуют эскиз своей будущей поделки).
IX. ФИЗМИНУТКА.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА.
Учитель:- Отдохнули. А теперь за дело.
( Учитель продолжает составлять алгоритм на доске).
Материалы Инструменты Безопасность труда
↓ ↓ ↓
Изготовление проекта
↓
Защита проекта
Учитель: - Выберите материалы и инструменты. Соблюдайте безопасность труда.
ХI. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
(Дети чертят окружность, делят ее на равные части, вышивают по ней согласно инструкционной карте, вырезают круги с вышивкой и приклеивают к поделке.)
Звучит музыка.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Представитель каждой группы выходит к доске и, пользуясь «Звездочкой обдумывания», защищает свой проект.
XIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Учитель: - Красивые ли получились наши «вещи»?
Дети: - Да, вещи наши красивы.
Учитель: - В какой технике вышивания мы работали?
Дети: - В технике «изонить».
Учитель: - На какой по толщине ткани тонкой или плотной, мы можем вышивать в такой технике?
Дети: - Лучше на плотной ткани. Это лен, драп.
Учитель: - Где еще можно использовать такую вышивку?
Дети: - На скатертях, панно, пледах, плотных салфетках.
Учитель: - Вы сделали прекрасные поделки. По технологическим критериям они оригинальны и рациональны.
По экологическим критериям мы использовали остатки ниток и минимум картона. По эстетическим критериям в ваших поделках правильно выбраны цвет и форма. И, конечно, мы учли экономические критерии.
Они доступны, не требуют больших затрат.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Спасибо за работу.
ХIV. ОЦЕНКА РАБОТ.
ХV. Домашнее задание. Вышить рисунок в технике «изонить» в другой последовательности.