Просмотр содержимого документа
«Три основные краски создают многоцветие мира. цветочная поляна»
Урок 1 Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами работы с гуашью, обучения смешиванию трех основных красок на листе бумаги; способствовать развитию умений видеть красоту вокруг себя, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию интереса к предмету, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Оборудование:
• для учителя: учебник, картины с изображением цветов;
• для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти.
Условные сокращения: Б – белый, Ж – желтый, К – красный, З – зеленый, С – синий, Ч – черный.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Посмотрите на доску. Что видите? Что может получиться из этого? (Цветок.)
– Соберите лепестки в цветок и опишите свое настроение, чувства, которые возникают у вас, когда смотрите на выбранный вами цвет. Каким цветом вы изобразили бы свое настроение?
– Какой красивый цветок получился! Как его назовем?
II. Постановка учебной задачи.
– Вот и закончилось лето. Самое теплое, красивое, восхитительное… (учащиеся помогают учителю закончить фразу: чудесное, незабываемое, душевное) время года. У каждого из вас осталось много впечатлений. Вы выезжали с родителями на дачу, в деревню, в лес и наблюдали за природой. Что вас восхитило, поразило, удивило больше всего, когда вы любовались природой?
– Как вы думаете, что делает художник летом? Чем рисует художник?
– На уроках мы будем узнавать, чем и как работают художники, и пробовать работать с этими материалами как настоящие художники.
– Сегодня на уроке будем работать с гуашью. Что бы могла о себе рассказать гуашь? (Я непрозрачная краска, с матовой бархатной поверхностью. Бумага сквозь меня не просвечивает. Если нужно исправить то, что не получилось, пишут поверх красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет.)
III. Изучение нового материала.
– Вспомните, какие из цветов, которые составляют лепестки цветка, основные. (Красный, желтый, синий.)
– Представьте, что мы волшебники. Посмотрим через волшебные стекла. (В качестве волшебных стекол можно использовать вырезанные лепестки, из папок-уголков красного, желтого и синего цветов.)
– Соединим красное и желтое стеклышко. Что получилось? (Оранжевый цвет.)
– Соединим красное и синее стеклышко Что получилось? (Фиолетовый цвет.)
– Соединим желтое и синее стеклышко Что получилось? (Зеленый цвет.)
Каждый должен помнить это: Цвет оранжевый, зеленый,
В мире есть три главных цвета. Фиолетовый, бордовый,
Время даром не теряй, Голубой и изумрудный,
Ты их правильно смешай! Цвет лиловый и пурпурный…
И увидишь, что за это Все оттенки и окраски
Ты получишь море цвета: Самой лучшей в мире сказки!
– Рассмотрим картины и узнаем, как художникам удается смешивать краски и получать интересные сочетания и яркие образы (учитель демонстрирует картины с изображением цветов).
– Какой инструмент помогает художникам смешивать краски и создавать чудеса на своих полотнах? Загадка поможет вам дать правильный ответ на этот вопрос.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)
IV. Практическая работа «Проба мазков».
Работа по учебнику.
Правила «Как работать кистью» (с. 22–23):
1. Смочите кисть в воде.
2. Приложите кисть к тряпочке, чтобы убрать лишнюю воду.
3. Опустите кисть в краску и нарисуйте на листе цветовое пятно.
4. Промойте кисть в воде и уберите лишнюю воду тряпочкой и т. д.
– Из чего делают кисти? (Кисточки делают их волоса животных. Если нужна мягкая гибкая кисть, то для нее берут волос белки или колонка. Если требуется жесткая кисть, то берут жесткий волос коров или щетину. Чтобы получилась кисточка, волос собирают в пучок. А еще кисточки изготавливают из синтетических материалов.)
– Художник, работая над картиной, использует разные кисточки: мягкие и жесткие, толстые и тонкие, круглые и плоские. Каждая кисточка оставляет свой след. Художники называют его «мазок».
– Представим, что кисточки оказались на балу. Танцуя, они оставили следы-мазки. Понаблюдаем за ними.
– Какой мазок оставила толстая кисточка? Что можно изобразить такими мазками? (Широкий мазок; можно рисовать пятна, фон, крупные элементы рисунка.)
– Какой мазок оставила тонкая кисточка? Что можно изобразить такими мазками? (Легкие, плавные, воздушные мазки, кисточка может украшать ими рисунки, прорисовывать мелкие детали.)
– Какой мазок оставила жесткая кисточка? Что можно изобразить такими мазками?
В поле я гуляю, ноги поднимаю. Выполнить ходьбу на месте
Наклонюсь к цветам поближе,с высоким подниманием коленей.
Красоту их всю увижу.
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! Наклониться, сделать
несколько вдохов носом.
Рвать не буду я цветы – Выпрямиться, повороты
головы вправо-влево.
Много будет красоты! Развести руки.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Окружающий мир полон цветового богатства. Закройте глаза и представьте, что мы оказались на лугу, где на сочной зелени растут яркие, небывалой красоты волшебные цветы. Яркость и аромат цветов привлекает пестрых бабочек. Понаблюдайте за природой.
– Откройте глаза. Удалось представить? Это упражнение поможет вам выполнить практическую работу.
– Нарисуйте в рабочей тетради бабочку или цветы (по выбору), смешивая на листе три основные краски – желтую, красную, синюю. Чтобы работа получилась интересной, используйте различные кисти и мазки.
VI. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
– Выйдите к доске те, кто рисовал цветы. Почему выбрали именно цветы?
– Получились очень яркие, красивые цветы. Как хороша эта цветущая поляна! У меня складывается ощущение, что я попала в сказку.
– Найдите рисунки с красивыми цветосочетаниями.
– Несмотря на то, что все использовали три одинаковых цвета, настроение каждая работа выражает разное. Попробуйте определить настроения эти рисунков.
Аналогичная работа ведется с теми рисунками, на которых изображены бабочки.
2. Обобщение темы.
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Каким бы цветом вы раскрасили свое настроение в конце урока?